Срок проверки сообщения о преступлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок проверки сообщения о преступлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования сроков рассмотрения сообщений о преступлениях в Российской Федерации и некоторых государствах - членах СНГ
(Прохорова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 5)Отдельные авторы критикуют закрепленный российским уголовно-процессуальным законом срок проверки сообщения о преступлении, считая его избыточным, особенно с учетом возможности продления до 30 суток, полагая, что это "явно противоречит требованию разумности сроков досудебного производства" и логике "соотношения сроков возбуждения и последующего расследования уголовных дел" <8>.
(Прохорова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 5)Отдельные авторы критикуют закрепленный российским уголовно-процессуальным законом срок проверки сообщения о преступлении, считая его избыточным, особенно с учетом возможности продления до 30 суток, полагая, что это "явно противоречит требованию разумности сроков досудебного производства" и логике "соотношения сроков возбуждения и последующего расследования уголовных дел" <8>.
Статья: Полномочия прокурора по обеспечению права на защиту при поступлении сообщений о преступлениях, их проверке и разрешении
(Новожилов А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)Согласно части 1 ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении равен трем календарным дням, однако в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допустимо его продление на срок от 10 до 30 суток. При отмене прокурором соответствующего постановления каждый раз с учетом положений ч. 6 ст. 148 УПК РФ будет устанавливаться новый срок проведения дополнительной проверки. Таким образом, различные процессуальные действия, которые затрагивают право на защиту лиц, в отношении которых будет решаться вопрос относительно возбуждения уголовного дела, может длиться неограниченный период времени. И в этот достаточно длительный промежуток времени существует возможность продолжения уголовного преследования.
(Новожилов А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)Согласно части 1 ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении равен трем календарным дням, однако в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допустимо его продление на срок от 10 до 30 суток. При отмене прокурором соответствующего постановления каждый раз с учетом положений ч. 6 ст. 148 УПК РФ будет устанавливаться новый срок проведения дополнительной проверки. Таким образом, различные процессуальные действия, которые затрагивают право на защиту лиц, в отношении которых будет решаться вопрос относительно возбуждения уголовного дела, может длиться неограниченный период времени. И в этот достаточно длительный промежуток времени существует возможность продолжения уголовного преследования.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
(ред. от 27.10.2025)1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
Статья: Как не следует пояснять и тем более исчислять уголовно-процессуальные сроки
(Ковтун Н.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 3)- установленный законом срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Началом срока считается время регистрации сообщения о преступления в КУСП... (с. 48). Оспорим, ибо, по нормам ч. 1 ст. 144 УПК РФ, указанный срок принято связывать с моментом поступления сообщения о преступлении, а не с субъективно манкируемыми действиями (отдельных) заинтересованных лиц по его регистрации;
(Ковтун Н.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 3)- установленный законом срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Началом срока считается время регистрации сообщения о преступления в КУСП... (с. 48). Оспорим, ибо, по нормам ч. 1 ст. 144 УПК РФ, указанный срок принято связывать с моментом поступления сообщения о преступлении, а не с субъективно манкируемыми действиями (отдельных) заинтересованных лиц по его регистрации;
Статья: Проблемные аспекты процессуального порядка возбуждения уголовных дел по статье 337 УК РФ
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)В связи с изложенным, поскольку согласно ч. 3 ст. 144 УК РФ срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 30 суток (в частности, для проведения оперативно-розыскных мероприятий), целесообразно задаться вопросом: какая существует необходимость возбуждения уголовного дела по ст. 337 УК РФ, если нет достаточных данных, указывающих на то, что военнослужащий действительно самовольно оставил воинскую часть (не прибыл в воинскую часть в установленный срок), а его отсутствие не является результатом криминального воздействия (убийства, похищения, физического или психического принуждения) либо несчастного случая?
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)В связи с изложенным, поскольку согласно ч. 3 ст. 144 УК РФ срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 30 суток (в частности, для проведения оперативно-розыскных мероприятий), целесообразно задаться вопросом: какая существует необходимость возбуждения уголовного дела по ст. 337 УК РФ, если нет достаточных данных, указывающих на то, что военнослужащий действительно самовольно оставил воинскую часть (не прибыл в воинскую часть в установленный срок), а его отсутствие не является результатом криминального воздействия (убийства, похищения, физического или психического принуждения) либо несчастного случая?
Статья: Перспективы дифференциации на примере производства по делам о преступлениях в сфере экономической и предпринимательской деятельности
(Сычев П.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Федеральными законами от 9 марта 2010 г. N 19-ФЗ и от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ проверочные мероприятия в указанных нормах дополнены исследованием документов, предметов и трупов, судебными экспертизами, проведение которых также стало основанием для продления срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.
(Сычев П.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Федеральными законами от 9 марта 2010 г. N 19-ФЗ и от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ проверочные мероприятия в указанных нормах дополнены исследованием документов, предметов и трупов, судебными экспертизами, проведение которых также стало основанием для продления срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статья 40.2 УПК РФ регламентирует полномочия начальника органа дознания, который уполномочен: поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке; продлевать срок проверки сообщения о преступлении.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статья 40.2 УПК РФ регламентирует полномочия начальника органа дознания, который уполномочен: поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке; продлевать срок проверки сообщения о преступлении.
Статья: Ведомственный контроль за деятельностью следователя на этапе проверки сообщения о преступлении: российский и зарубежный опыт
(Иванов Д.А., Московцева К.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 1)Первоначальная стадия уголовного процесса Франции - полицейское дознание, которое направлено на отыскание улик, установление лица, совершившего преступление. Такое дознание проводится под руководством прокурора. Интересно, что подобная форма дознания не ограничивается сроками, но, как правило, проводится в течение нескольких недель. В рамках производства уполномоченные на то лица имеют право проводить все следственные действия, необходимые для получения доказательств виновности лица в совершении преступления. В случае если лицо, совершившее преступление, очевидно не будет установлено, то проводится первоначальное дознание, которое похоже по сути на отечественную проверку сообщения о преступлении. Сроки проведения такового также не устанавливаются. Любопытно, что на данной стадии полиция имеет право задерживать не только подозреваемых лиц в совершении преступления, но даже потерпевших и свидетелей. Это необходимо "для дачи ими сведений о преступлении" <6>.
(Иванов Д.А., Московцева К.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 1)Первоначальная стадия уголовного процесса Франции - полицейское дознание, которое направлено на отыскание улик, установление лица, совершившего преступление. Такое дознание проводится под руководством прокурора. Интересно, что подобная форма дознания не ограничивается сроками, но, как правило, проводится в течение нескольких недель. В рамках производства уполномоченные на то лица имеют право проводить все следственные действия, необходимые для получения доказательств виновности лица в совершении преступления. В случае если лицо, совершившее преступление, очевидно не будет установлено, то проводится первоначальное дознание, которое похоже по сути на отечественную проверку сообщения о преступлении. Сроки проведения такового также не устанавливаются. Любопытно, что на данной стадии полиция имеет право задерживать не только подозреваемых лиц в совершении преступления, но даже потерпевших и свидетелей. Это необходимо "для дачи ими сведений о преступлении" <6>.
Статья: Практические проблемы противодействия преступлениям, совершаемым в информационно-телекоммуникационном пространстве
(Бурчук А.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 10)В настоящее время практическими проблемами отечественных правоохранителей, препятствующими эффективной работе по противодействию таким преступлениям, по мнению автора, являются: длительные сроки проверки сообщений о преступлениях, недостаток узких специалистов в сфере информационной безопасности для работы в специализированных подразделениях, неспособность классической системы документооборота и межведомственного взаимодействия обработать существующий объем преступлений, совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационного пространства на достаточном для снижения преступности уровне.
(Бурчук А.Г.)
("Российский следователь", 2024, N 10)В настоящее время практическими проблемами отечественных правоохранителей, препятствующими эффективной работе по противодействию таким преступлениям, по мнению автора, являются: длительные сроки проверки сообщений о преступлениях, недостаток узких специалистов в сфере информационной безопасности для работы в специализированных подразделениях, неспособность классической системы документооборота и межведомственного взаимодействия обработать существующий объем преступлений, совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационного пространства на достаточном для снижения преступности уровне.
Статья: Взаимодействие дознавателя и оперативного сотрудника при проверке сообщения о преступлении
(Комаров С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Также не в полной мере урегулированы сроки исполнения поручений о проведении ОРМ, поскольку указанный в ч. 1 ст. 152 УПК РФ десятидневный срок распространяется только на исполнение поручений о производстве следственных или разыскных действий после возбуждения уголовного дела и вне места предварительного расследования. Частично сроки исполнения поручений о проведении ОРМ определены ч. 3.1 ст. 6.1 УПК РФ, согласно которой исполнение поручений оценивается с точки зрения достаточности и эффективности действий органа дознания, проводимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, а также ч. 3 ст. 144 УПК РФ, согласно которой при необходимости проведения ОРМ срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 30 суток.
(Комаров С.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Также не в полной мере урегулированы сроки исполнения поручений о проведении ОРМ, поскольку указанный в ч. 1 ст. 152 УПК РФ десятидневный срок распространяется только на исполнение поручений о производстве следственных или разыскных действий после возбуждения уголовного дела и вне места предварительного расследования. Частично сроки исполнения поручений о проведении ОРМ определены ч. 3.1 ст. 6.1 УПК РФ, согласно которой исполнение поручений оценивается с точки зрения достаточности и эффективности действий органа дознания, проводимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, а также ч. 3 ст. 144 УПК РФ, согласно которой при необходимости проведения ОРМ срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 30 суток.
Статья: Процессуальные гарантии прав лиц, пострадавших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Если мы обратимся к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" либо к соответствующим законам и внутренним инструкциям, регулирующим порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органах, уполномоченных осуществлять производство дознания и предварительного расследования, то обнаружим, что срок рассмотрения такого обращения составляет 30 суток. Напомним, что в соответствии со ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток и может быть продлен до 10 и 30 суток, срок в 30 суток является пресекательным, по его истечении необходимо принять решение по сообщению о преступлении. Таким образом, заявление каких-либо ходатайств является совершенно нецелесообразным, поскольку в большинстве случаев рассмотрено оно будет по завершении проверки и ответ на него очевиден - какие-либо дополнительные меры принять невозможно, так как по заявлению уже принято решение.
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Если мы обратимся к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" либо к соответствующим законам и внутренним инструкциям, регулирующим порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органах, уполномоченных осуществлять производство дознания и предварительного расследования, то обнаружим, что срок рассмотрения такого обращения составляет 30 суток. Напомним, что в соответствии со ст. 144 УПК РФ срок проверки сообщения о преступлении составляет 3 суток и может быть продлен до 10 и 30 суток, срок в 30 суток является пресекательным, по его истечении необходимо принять решение по сообщению о преступлении. Таким образом, заявление каких-либо ходатайств является совершенно нецелесообразным, поскольку в большинстве случаев рассмотрено оно будет по завершении проверки и ответ на него очевиден - какие-либо дополнительные меры принять невозможно, так как по заявлению уже принято решение.
Статья: Развитие института дознания в Федеральной службе судебных приставов. Процессуальное положение начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя ФССП России
(Хамидов Х.-М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 3)В ст. 40.1 УПК РФ дается дефинитивное определение начальника органа дознания, согласно которому им является должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель. Начальник органа дознания наделен следующими правомочиями: поручать проверку сообщения о преступлении; поручать производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке; продлевать срок проверки сообщения о преступлении; проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела; давать письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ (ст. 40.2 УПК РФ).
(Хамидов Х.-М.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 3)В ст. 40.1 УПК РФ дается дефинитивное определение начальника органа дознания, согласно которому им является должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель. Начальник органа дознания наделен следующими правомочиями: поручать проверку сообщения о преступлении; поручать производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке; продлевать срок проверки сообщения о преступлении; проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела; давать письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ (ст. 40.2 УПК РФ).
Статья: Стадия возбуждения уголовных дел: необходимость совершенствования очевидна
(Лунина Н.Н.)
("Российский судья", 2023, N 11)И здесь, на наш взгляд, понимание существа достаточных данных, указывающих на признаки преступления, занимает ключевое положение. Как справедливо отмечает Г.Я. Борисевич, "в следственной практике должностные лица нередко смешивают понятия "признаки преступления" и "признаки состава преступления", что приводит к отождествлению задач возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, как следствие, затягиванию (волоките) сроков проверки сообщения о преступлении" <6>. С исторической точки зрения наличие повода и основания как "совокупности усилий" <7> начала уголовно-процессуальной деятельности признавалось Уставом уголовного судопроизводства Российской империи. Статья 262 закрепляла: "Предварительное следствие не может быть начато судебным следователем без законного к тому повода и достаточного основания" <8>. Таким образом, как обосновала Е.С. Кузьменко, "повод есть категория юридическая, а вот основание - логическая" <9>. Данные категории нашли свое место и в советском уголовно-процессуальном праве, признаны российским уголовным процессом.
(Лунина Н.Н.)
("Российский судья", 2023, N 11)И здесь, на наш взгляд, понимание существа достаточных данных, указывающих на признаки преступления, занимает ключевое положение. Как справедливо отмечает Г.Я. Борисевич, "в следственной практике должностные лица нередко смешивают понятия "признаки преступления" и "признаки состава преступления", что приводит к отождествлению задач возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, как следствие, затягиванию (волоките) сроков проверки сообщения о преступлении" <6>. С исторической точки зрения наличие повода и основания как "совокупности усилий" <7> начала уголовно-процессуальной деятельности признавалось Уставом уголовного судопроизводства Российской империи. Статья 262 закрепляла: "Предварительное следствие не может быть начато судебным следователем без законного к тому повода и достаточного основания" <8>. Таким образом, как обосновала Е.С. Кузьменко, "повод есть категория юридическая, а вот основание - логическая" <9>. Данные категории нашли свое место и в советском уголовно-процессуальном праве, признаны российским уголовным процессом.