Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Фактическое получение обществом оспариваемого решения в январе 2022 г. не влияет на законность проведения проверки в отношении налогоплательщика за 2018 г., поскольку срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Фактическое получение обществом оспариваемого решения в январе 2022 г. не влияет на законность проведения проверки в отношении налогоплательщика за 2018 г., поскольку срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, который подлежал уплате в 2016 году. Налоговый орган в декабре 2021 года принял решение о проведении выездной проверки, основанием которого стала уточненная декларация, по итогам проверки доначислил земельный налог. Общество, ссылаясь на пропуск разумного срока для вынесения решения о проведении выездной проверки, оспорило решение о доначислении земельного налога. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд отметил, что определенность в отношении обязанности общества уплачивать земельный налог возникла лишь в 2021 году, после подтверждения Верховным Судом РФ наличия у общества объекта налогообложения, с этого момента следует исчислять срок для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Суд также отметил, что проведение проверки по уточненной налоговой декларации за пределами трехлетнего срока не нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком при подаче налоговой декларации. Налоговый орган вправе проверить внесенные уточнения путем назначения выездной налоговой проверки без соблюдения общего трехлетнего срока.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, который подлежал уплате в 2016 году. Налоговый орган в декабре 2021 года принял решение о проведении выездной проверки, основанием которого стала уточненная декларация, по итогам проверки доначислил земельный налог. Общество, ссылаясь на пропуск разумного срока для вынесения решения о проведении выездной проверки, оспорило решение о доначислении земельного налога. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд отметил, что определенность в отношении обязанности общества уплачивать земельный налог возникла лишь в 2021 году, после подтверждения Верховным Судом РФ наличия у общества объекта налогообложения, с этого момента следует исчислять срок для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Суд также отметил, что проведение проверки по уточненной налоговой декларации за пределами трехлетнего срока не нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком при подаче налоговой декларации. Налоговый орган вправе проверить внесенные уточнения путем назначения выездной налоговой проверки без соблюдения общего трехлетнего срока.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)5. В какой срок проводят выездную налоговую проверку
(КонсультантПлюс, 2025)5. В какой срок проводят выездную налоговую проверку
Типовая ситуация: Налоговые проверки: виды, правила, сроки, документы
(Издательство "Главная книга", 2025)Срок выездной проверки - 2 месяца со дня решения о ее проведении. УФНС может продлить срок до 6 месяцев. В последний день проверки вам дадут справку о проведенной выездной проверке (ст. 89 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Срок выездной проверки - 2 месяца со дня решения о ее проведении. УФНС может продлить срок до 6 месяцев. В последний день проверки вам дадут справку о проведенной выездной проверке (ст. 89 НК РФ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"Порядок и сроки проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентированы положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященными налоговому контролю, в частности статьями 88 и 89. Так, согласно статье 89 данного Кодекса выездная налоговая проверка, предметом которой, если иное не предусмотрено названной главой, является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункты 1 и 4). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев; указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев; основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 6 той же статьи). При этом в силу пункта 8 данной статьи срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"Порядок и сроки проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентированы положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященными налоговому контролю, в частности статьями 88 и 89. Так, согласно статье 89 данного Кодекса выездная налоговая проверка, предметом которой, если иное не предусмотрено названной главой, является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункты 1 и 4). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев; указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев; основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 6 той же статьи). При этом в силу пункта 8 данной статьи срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Статья: Проблема формального подхода к оценке налоговой обязанности в условиях цифровизации
(Даниленко Н.С., Провоторов В.П., Плешанова О.П.)
("Закон", 2021, N 4)В 2004 г. КС РФ сформулировал вывод о том, что методы налогового контроля не могут быть использованы налоговыми органами в противоречие с законными целями, а равно устанавливать излишние ограничения деятельности налогоплательщика. В деле о применении ст. 89 НК РФ предметом рассмотрения было требование добросовестности налогового администрирования в аспекте запрета неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля <12>. Оценивая конституционность ст. 89 в части, устанавливающей порядок исчисления сроков проведения выездной налоговой проверки, Суд указал: "Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации)".
(Даниленко Н.С., Провоторов В.П., Плешанова О.П.)
("Закон", 2021, N 4)В 2004 г. КС РФ сформулировал вывод о том, что методы налогового контроля не могут быть использованы налоговыми органами в противоречие с законными целями, а равно устанавливать излишние ограничения деятельности налогоплательщика. В деле о применении ст. 89 НК РФ предметом рассмотрения было требование добросовестности налогового администрирования в аспекте запрета неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля <12>. Оценивая конституционность ст. 89 в части, устанавливающей порядок исчисления сроков проведения выездной налоговой проверки, Суд указал: "Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации)".
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Итак, законодатель, наделяя компетенцией налоговый орган на проведение выездных налоговых проверок, одновременно ограничил его жестко установленными сроками: проверка не может продолжаться более двух месяцев, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке. После выдачи справки никаких действий налогового контроля не должно осуществляться, проверка считается законченной <1>. Полагаем, что привязка к выдаче справки является всего лишь презумпцией, к тому же опровержимой: если установлены факты продолжения осуществления проверочных мероприятий, то срок проверки должен исчисляться до момента реального окончания проверки <2>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Итак, законодатель, наделяя компетенцией налоговый орган на проведение выездных налоговых проверок, одновременно ограничил его жестко установленными сроками: проверка не может продолжаться более двух месяцев, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке. После выдачи справки никаких действий налогового контроля не должно осуществляться, проверка считается законченной <1>. Полагаем, что привязка к выдаче справки является всего лишь презумпцией, к тому же опровержимой: если установлены факты продолжения осуществления проверочных мероприятий, то срок проверки должен исчисляться до момента реального окончания проверки <2>.
Статья: Выездная проверка: актуальные вопросы
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамГЛАВА 11. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- в-четвертых, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев <214>. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- в-четвертых, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев <214>. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.