Срок привлечения к ответственности административной
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок привлечения к ответственности административной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информации1. Непредставление акционерным обществом в уполномоченный орган (актуально до 01.09.2012) или неопубликование обществом в сети Интернет отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг в течение установленного срока как основание для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ ("Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках")
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за нарушения в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какой срок давности установлен для привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какой срок давности установлен для привлечения к административной ответственности
Готовое решение: Что нужно знать при приеме на работу "безвизового" иностранца на основании патента
(КонсультантПлюс, 2025)Срок привлечения к административной ответственности за такое правонарушение - один год. Он исчисляется с момента обнаружения правонарушения или, если привлечение конкретного иностранного гражданина прекращено на момент обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, абз. 4 п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок привлечения к административной ответственности за такое правонарушение - один год. Он исчисляется с момента обнаружения правонарушения или, если привлечение конкретного иностранного гражданина прекращено на момент обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, абз. 4 п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 19.5 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какой установлен срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ?
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какой установлен срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ?
Вопрос: Поскольку перевозчиком нарушен срок таможенного транзита, он привлечен к административной ответственности. Срок нарушен в связи с болезнью водителя, о чем таможенные органы не извещены. Правомерно ли привлечение к ответственности? Предусмотрена ли ответственность за несообщение таких сведений в таможенный орган?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Вопрос: Поскольку перевозчиком нарушен срок таможенного транзита, он привлечен к ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ. Перевозчиком заявлено ходатайство, поскольку срок таможенного транзита был нарушен в связи с болезнью перевозящего товары водителя, о чем таможенные органы не извещены. Правомерно ли привлечение перевозчика к административной ответственности? Предусмотрена ли ответственность за несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган о возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Вопрос: Поскольку перевозчиком нарушен срок таможенного транзита, он привлечен к ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ. Перевозчиком заявлено ходатайство, поскольку срок таможенного транзита был нарушен в связи с болезнью перевозящего товары водителя, о чем таможенные органы не извещены. Правомерно ли привлечение перевозчика к административной ответственности? Предусмотрена ли ответственность за несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган о возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом?
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо решений и действий в порядке гл. 22 КАС РФ могут быть оспорены и некоторые виды бездействия должностных лиц при рассмотрении сообщений о совершении административных правонарушений. Проблема оспаривания такого бездействия была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении этого Суда от 30.03.2021 N 9-П указано, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, в силу п. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В то же время Суд подчеркнул, что если, рассмотрев обращение, содержащее данные о наличии события административного правонарушения, и отказавшись от возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо не вынесло об этом определение, то такой отказ в системе действующего правового регулирования подлежит оспариванию (обжалованию) в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 2 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 128, гл. 22) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 29, гл. 24), в связи с несоответствием его формы требованию ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение заявления о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Вместе с тем действующее правовое регулирование не препятствует физическому или юридическому лицу оспорить (обжаловать) такой фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный не в форме мотивированного определения, и по правилам гл. 30 КоАП РФ. Такой порядок позволяет при прочих равных условиях сократить время судебной или иной юрисдикционной проверки соответствующего отказа, которое необходимо для его оспаривания (обжалования) первоначально по правилам гл. 22 КАС РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а затем по правилам гл. 30 КоАП РФ или гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Это важно для сохранения возможности в дальнейшем возбудить дело и рассмотреть его в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности, а значит, для действенной судебной защиты прав граждан в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо решений и действий в порядке гл. 22 КАС РФ могут быть оспорены и некоторые виды бездействия должностных лиц при рассмотрении сообщений о совершении административных правонарушений. Проблема оспаривания такого бездействия была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении этого Суда от 30.03.2021 N 9-П указано, что по обращению физического или юридического лица, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо независимо от того, в каком порядке осуществлялась проверка изложенных в обращении фактов, по итогам которой сделан вывод о недостаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении, в силу п. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В то же время Суд подчеркнул, что если, рассмотрев обращение, содержащее данные о наличии события административного правонарушения, и отказавшись от возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо не вынесло об этом определение, то такой отказ в системе действующего правового регулирования подлежит оспариванию (обжалованию) в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 2 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 128, гл. 22) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 29, гл. 24), в связи с несоответствием его формы требованию ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ и предполагает удовлетворение заявления о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Вместе с тем действующее правовое регулирование не препятствует физическому или юридическому лицу оспорить (обжаловать) такой фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный не в форме мотивированного определения, и по правилам гл. 30 КоАП РФ. Такой порядок позволяет при прочих равных условиях сократить время судебной или иной юрисдикционной проверки соответствующего отказа, которое необходимо для его оспаривания (обжалования) первоначально по правилам гл. 22 КАС РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а затем по правилам гл. 30 КоАП РФ или гл. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Это важно для сохранения возможности в дальнейшем возбудить дело и рассмотреть его в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности, а значит, для действенной судебной защиты прав граждан в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
Готовое решение: Какой порядок привлечения к административной ответственности учредителя юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечь его к ответственности можно при условии, что не истек срок давности привлечения к административной ответственности. Этот срок зависит от вида административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечь его к ответственности можно при условии, что не истек срок давности привлечения к административной ответственности. Этот срок зависит от вида административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Готовое решение: Как установить неполное рабочее время - неполный рабочий день по инициативе работника
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ - например, если вы не укажете режим неполного рабочего дня в трудовом договоре (дополнительном соглашении) работника, в то время как он индивидуальный для него (отличается от общего в организации). Административные правонарушения, указанные в ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, не являются длящимися (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45). Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения (ч. 1.1 ст. 4.5 КоАП РФ). Датой его совершения является дата заключения трудового договора. Следовательно, работодатель или его представитель не могут быть привлечены к ответственности за данное нарушение по истечении года со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ - например, если вы не укажете режим неполного рабочего дня в трудовом договоре (дополнительном соглашении) работника, в то время как он индивидуальный для него (отличается от общего в организации). Административные правонарушения, указанные в ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, не являются длящимися (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45). Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения (ч. 1.1 ст. 4.5 КоАП РФ). Датой его совершения является дата заключения трудового договора. Следовательно, работодатель или его представитель не могут быть привлечены к ответственности за данное нарушение по истечении года со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);
Ситуация: Как зарегистрировать мотоцикл или прицеп?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет два месяца и исчисляется по истечении 10 дней с момента, когда собственник или иной владелец мотоцикла или прицепа обязан зарегистрировать его или изменить регистрационные данные о нем (Обзор N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет два месяца и исчисляется по истечении 10 дней с момента, когда собственник или иной владелец мотоцикла или прицепа обязан зарегистрировать его или изменить регистрационные данные о нем (Обзор N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает дополнительную гарантию для реализации вышеописанного механизма "регуляторной гильотины", предусматривая запрет на оценку соблюдения обязательных требований, установленный в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 2020 г., с 1 января 2021 г. Важно отметить правовую позицию судебной практики о том, что "обязательность соответствующих требований до 1 января 2021 г. механизм "регуляторной гильотины" не отменяет и не может в этой связи рассматриваться как способ изложения более мягкого административно-деликтного закона" (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2022 г. N Ф09-3207/22 по делу N А76-21111/2021). Аналогичная позиция отражена и в документах федеральных органов исполнительной власти, в частности, в письме Роспотребнадзора от 19 января 2021 г. N 02/850-2021-32 указано, что в случае выявления в 2020 г. нарушений обязательных требований, которые с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены, лицо, совершившее правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение требований законодательства, действовавшего в момент совершения (выявления) административного правонарушения, что соответствует принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). При этом срок привлечения к административной ответственности исчисляется по общему правилу в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает дополнительную гарантию для реализации вышеописанного механизма "регуляторной гильотины", предусматривая запрет на оценку соблюдения обязательных требований, установленный в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 2020 г., с 1 января 2021 г. Важно отметить правовую позицию судебной практики о том, что "обязательность соответствующих требований до 1 января 2021 г. механизм "регуляторной гильотины" не отменяет и не может в этой связи рассматриваться как способ изложения более мягкого административно-деликтного закона" (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2022 г. N Ф09-3207/22 по делу N А76-21111/2021). Аналогичная позиция отражена и в документах федеральных органов исполнительной власти, в частности, в письме Роспотребнадзора от 19 января 2021 г. N 02/850-2021-32 указано, что в случае выявления в 2020 г. нарушений обязательных требований, которые с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены, лицо, совершившее правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение требований законодательства, действовавшего в момент совершения (выявления) административного правонарушения, что соответствует принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). При этом срок привлечения к административной ответственности исчисляется по общему правилу в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 24.5 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Каковы последствия истечения срока давности привлечения к административной ответственности?
(КонсультантПлюс, 2025)5. Каковы последствия истечения срока давности привлечения к административной ответственности?