Срок привлечения к административной ответственности по НК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок привлечения к административной ответственности по НК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль" КоАП РФ"Административная ответственность за не предоставление налоговой декларации в налоговый орган в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок, установлена специальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - статьей 15.5 и частью 1 статьи 15.6 указанного Кодекса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 26.06.2023 N СД-4-2/8096@ <О рекомендациях по истребованию (вместе с Рекомендациями по истребованию документов (информациями))>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)К налоговой и административной ответственности за непредставление в установленный НК РФ срок истребованных ДИ привлекает инспекция, направившая требование.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)К налоговой и административной ответственности за непредставление в установленный НК РФ срок истребованных ДИ привлекает инспекция, направившая требование.
Вопрос: Организация не представила документы по требованию, направленному в порядке ст. 93.1 НК РФ. Правомерно ли привлечение организации к ответственности, если соответствующее решение вынесено налоговым органом, направившим поручение об истребовании документов?
(Консультация эксперта, 2023)Согласно разъяснениям ФНС России привлечение к налоговой и административной ответственности за непредставление в установленный НК РФ срок истребованных документов (информации) осуществляется налоговым органом, направившим требование (п. 3.6 Приложения к Письму ФНС России от 26.06.2023 N СД-4-2/8096@).
(Консультация эксперта, 2023)Согласно разъяснениям ФНС России привлечение к налоговой и административной ответственности за непредставление в установленный НК РФ срок истребованных документов (информации) осуществляется налоговым органом, направившим требование (п. 3.6 Приложения к Письму ФНС России от 26.06.2023 N СД-4-2/8096@).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 N 17-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Н.Н. Корецкой"Впоследствии судья Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 28 октября 2019 года также отказал в пересмотре судебных актов в отношении Н.Н. Корецкой, отметив, что возможность освобождения от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и сведений, требуемых этим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, не исключает правомерного привлечения должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы оформленных в надлежащем порядке документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Судья подчеркнул и то, что основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Н.Н. Корецкой явилось, вопреки ее доводам, не решение налогового органа, а непосредственное обнаружение данных о событии административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Н.Н. Корецкой"Впоследствии судья Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 28 октября 2019 года также отказал в пересмотре судебных актов в отношении Н.Н. Корецкой, отметив, что возможность освобождения от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и сведений, требуемых этим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, не исключает правомерного привлечения должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы оформленных в надлежащем порядке документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Судья подчеркнул и то, что основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Н.Н. Корецкой явилось, вопреки ее доводам, не решение налогового органа, а непосредственное обнаружение данных о событии административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2023 года"Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не могут служить формальным основанием для отказа в удовлетворении арбитражным судом заявления о признании недействительным такого акта налогового органа в указанном случае, если не истек установленный частью 4 статьи 198 АПК Российской Федерации срок, исчисляемый со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе, установленного пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации.
Готовое решение: Как организации уплатить земельный налог и авансовые платежи по нему
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не заплатите земельный налог в срок, то налоговая инспекция может принудительно взыскать с вас задолженность, начислить пени и штраф (пп. 9 п. 1 ст. 31, п. п. 1, 11 ст. 46, ст. ст. 75, 120, 122 НК РФ). Более того, должностных лиц вашей организации могут привлечь к административной или уголовной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не заплатите земельный налог в срок, то налоговая инспекция может принудительно взыскать с вас задолженность, начислить пени и штраф (пп. 9 п. 1 ст. 31, п. п. 1, 11 ст. 46, ст. ст. 75, 120, 122 НК РФ). Более того, должностных лиц вашей организации могут привлечь к административной или уголовной ответственности.
Статья: Темпоральные основания ограничения конституционного права на доступ к правосудию в современной России
(Волченко О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)В сущности данная проблема с конституционно-правовой точки зрения характерна и для конституционно-судебной оценки давности привлечения к ответственности за административные правонарушения, ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях <2> (срок давности варьируется от 60 дней до шести лет), освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, ст. 78 Уголовного кодекса РФ <3> (в зависимости от тяжести преступления имеется дифференциация сроков от двух до 15 лет), срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, ст. 113 Налогового кодекса РФ <4> (по общему правилу он составляет три года). Здесь, конечно, не так явно ограничивается доступ правообладателей к правосудию, поскольку инициатива привлечения виновных лиц к административной, уголовной или налоговой ответственности принадлежит государству в лице его уполномоченных органов. Но если посмотреть на ту же проблему с точки зрения конституционных прав потерпевших от правонарушений, наблюдается ограничение их права на доступ к правосудию <5>.
(Волченко О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)В сущности данная проблема с конституционно-правовой точки зрения характерна и для конституционно-судебной оценки давности привлечения к ответственности за административные правонарушения, ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях <2> (срок давности варьируется от 60 дней до шести лет), освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, ст. 78 Уголовного кодекса РФ <3> (в зависимости от тяжести преступления имеется дифференциация сроков от двух до 15 лет), срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, ст. 113 Налогового кодекса РФ <4> (по общему правилу он составляет три года). Здесь, конечно, не так явно ограничивается доступ правообладателей к правосудию, поскольку инициатива привлечения виновных лиц к административной, уголовной или налоговой ответственности принадлежит государству в лице его уполномоченных органов. Но если посмотреть на ту же проблему с точки зрения конституционных прав потерпевших от правонарушений, наблюдается ограничение их права на доступ к правосудию <5>.
Статья: Возбуждение дела о налоговом преступлении снова невозможно без инициативы налоговой службы
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)В свою очередь, материалы налоговой проверки направлялись значительно позже окончания проведения налоговой проверки, ведь согласно п. 3 ст. 32 НК РФ указанные материалы могли быть направлены только в случае неисполнения требования об уплате налога в 2-месячный срок с момента окончания срока его исполнения. Соответственно, необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления являлось привлечение налогоплательщика к административной ответственности и неисполнение требования об уплате налога в 2-месячный срок. Кроме того, такое лицо фактически освобождается от уголовной ответственности, и уголовная ответственность за совершенное налоговое преступление никогда не наступит, если такое лицо исполнит требование об уплате налога в установленный требованием срок.
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)В свою очередь, материалы налоговой проверки направлялись значительно позже окончания проведения налоговой проверки, ведь согласно п. 3 ст. 32 НК РФ указанные материалы могли быть направлены только в случае неисполнения требования об уплате налога в 2-месячный срок с момента окончания срока его исполнения. Соответственно, необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления являлось привлечение налогоплательщика к административной ответственности и неисполнение требования об уплате налога в 2-месячный срок. Кроме того, такое лицо фактически освобождается от уголовной ответственности, и уголовная ответственность за совершенное налоговое преступление никогда не наступит, если такое лицо исполнит требование об уплате налога в установленный требованием срок.
Вопрос: В каких случаях налоговый орган вправе запросить у ИП как плательщика НДФЛ и НДС книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций?
(Консультация эксперта, 2024)За непредставление документов в указанный срок ИП может быть привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
(Консультация эксперта, 2024)За непредставление документов в указанный срок ИП может быть привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности по уплате налогов в установленный срок
(КонсультантПлюс, 2025)Если обязанность по уплате налогов не исполнил ИП, его привлекут либо к налоговой, либо к уголовной ответственности в зависимости от размера недоимки, а также от его конкретных действий и намерений. Одновременно к двум видам ответственности ИП привлечь нельзя (п. 15.1 ст. 101, п. 2 ст. 108 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если обязанность по уплате налогов не исполнил ИП, его привлекут либо к налоговой, либо к уголовной ответственности в зависимости от размера недоимки, а также от его конкретных действий и намерений. Одновременно к двум видам ответственности ИП привлечь нельзя (п. 15.1 ст. 101, п. 2 ст. 108 НК РФ).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения.
Готовое решение: Общие правила уплаты налогов
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустите срок уплаты, то на сумму недоимки вам начислят пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы пропустите срок уплаты, то на сумму недоимки вам начислят пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Вопрос: Может ли налоговый орган запросить документы и пояснения о причинах расхождений между данными по банковской выписке и представленной декларации по УСН у ИП, который прекратил деятельность и снялся с учета?
(Консультация эксперта, 2024)Если ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ расценивать как установление обязанности налогоплательщика представлять в установленных случаях пояснения, то у налогового органа появляются основания для применения административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (для случаев неисполнения требования о представлении пояснений, направленного в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Если ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ расценивать как установление обязанности налогоплательщика представлять в установленных случаях пояснения, то у налогового органа появляются основания для применения административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (для случаев неисполнения требования о представлении пояснений, направленного в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ).
Готовое решение: Как вести налоговый учет по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Если не представить налоговые регистры по требованию инспекции, может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый не представленный в установленный срок документ (пп. 4 п. 3 ст. 24, п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если не представить налоговые регистры по требованию инспекции, может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый не представленный в установленный срок документ (пп. 4 п. 3 ст. 24, п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).
Готовое решение: Как вести налоговый учет по НДФЛ до 31 декабря 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Если не представить налоговые регистры по требованию инспекции, может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый не представленный в установленный срок документ (пп. 4 п. 3 ст. 24, п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2023)Если не представить налоговые регистры по требованию инспекции, может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый не представленный в установленный срок документ (пп. 4 п. 3 ст. 24, п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ).