Срок предъявления претензии перевозчику
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок предъявления претензии перевозчику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 797 "Претензии и иски по перевозкам грузов" ГК РФ"Срок предъявления претензий к перевозчику не является элементом претензионного порядка, влияющим на его проведение, что вытекает из содержания ст. 797 ГК РФ и ст. 120 УЖТ РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)1. В какой срок предъявить претензию к перевозчику
(КонсультантПлюс, 2025)1. В какой срок предъявить претензию к перевозчику
Готовое решение: Что учесть грузоотправителю при предъявлении претензии перевозчику в связи с нарушением срока подачи транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)2. В какой срок нужно предъявить претензию перевозчику и с какого момента его исчислять
(КонсультантПлюс, 2025)2. В какой срок нужно предъявить претензию перевозчику и с какого момента его исчислять
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"6. Претензии к перевозчикам, фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"6. Претензии к перевозчикам, фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:
(ред. от 24.06.2025)4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:
Готовое решение: Что произойдет, если не соблюсти обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора
(КонсультантПлюс, 2025)контрагента, направившего претензию с опозданием. Например, на выигравшего суд грузополучателя, если он нарушил срок направления претензии перевозчику, вследствие чего суду пришлось рассматривать спор, который можно было решить в досудебном порядке (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30);
(КонсультантПлюс, 2025)контрагента, направившего претензию с опозданием. Например, на выигравшего суд грузополучателя, если он нарушил срок направления претензии перевозчику, вследствие чего суду пришлось рассматривать спор, который можно было решить в досудебном порядке (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30);
Готовое решение: Как предъявить (выставить) претензию при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора
(КонсультантПлюс, 2025)Например, сроки для предъявления претензий железнодорожному перевозчику установлены в ст. 123 УЖТ РФ. Если вы нарушите этот срок, перевозчик вправе рассмотреть вашу претензию, только если признает уважительной причину пропуска срока.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, сроки для предъявления претензий железнодорожному перевозчику установлены в ст. 123 УЖТ РФ. Если вы нарушите этот срок, перевозчик вправе рассмотреть вашу претензию, только если признает уважительной причину пропуска срока.
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).
Статья: Об отдельных аспектах регулирования отношений, возникающих из договора перевозки, гражданским законодательством СССР
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2022, N 6)В целях унификации многочисленных разнообразных правил, регулировавших претензионно-исковой порядок разрешения споров, которые применялись на различных видах транспорта, нормы о порядке и сроках предъявления претензий и исков, вытекающих из перевозки, были включены в ГК (вслед за Основами), а также содержались в транспортных уставах и кодексах, где они подверглись определенной конкретизации. Следует отметить, что даже с учетом имевшей место детализации и конкретизации претензионно-искового порядка применительно к отдельным видам транспорта он выглядел единообразно <22>. При этом для предъявления и рассмотрения претензий и исков к органам транспорта ГК устанавливал специальные сроки. Практика государственных арбитражей и судов исходила из того, что сроки на предъявление претензий носят пресекательный характер. Например, Госарбитраж СССР в Инструктивном письме от 29 марта 1968 г. N И-1-9 (п. 15) разъяснил, что государственные арбитражи не имеют права восстанавливать пропущенные сроки на предъявление претензий к перевозчику <23>.
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2022, N 6)В целях унификации многочисленных разнообразных правил, регулировавших претензионно-исковой порядок разрешения споров, которые применялись на различных видах транспорта, нормы о порядке и сроках предъявления претензий и исков, вытекающих из перевозки, были включены в ГК (вслед за Основами), а также содержались в транспортных уставах и кодексах, где они подверглись определенной конкретизации. Следует отметить, что даже с учетом имевшей место детализации и конкретизации претензионно-искового порядка применительно к отдельным видам транспорта он выглядел единообразно <22>. При этом для предъявления и рассмотрения претензий и исков к органам транспорта ГК устанавливал специальные сроки. Практика государственных арбитражей и судов исходила из того, что сроки на предъявление претензий носят пресекательный характер. Например, Госарбитраж СССР в Инструктивном письме от 29 марта 1968 г. N И-1-9 (п. 15) разъяснил, что государственные арбитражи не имеют права восстанавливать пропущенные сроки на предъявление претензий к перевозчику <23>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) глава 4 "Претензии и иски" законопроекта определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из ДТЭ, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - пять месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами, экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) глава 4 "Претензии и иски" законопроекта определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из ДТЭ, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В проекте устанавливается сокращенный, по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику, срок предъявления претензии к экспедитору - пять месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Указанные положения проекта являются особенностью регулирования экспедиционной деятельности. Будучи неразрывно связанной с перевозкой и правовым режимом рассмотрения споров перевозчиков со своими партнерами, экспедиционная деятельность требует создания аналогичных правовых механизмов защиты законных прав и интересов экспедитора. Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте.