Срок предъявления претензии авиаперевозчику
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок предъявления претензии авиаперевозчику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная защита интересов потерпевших в авиационных происшествиях: некоторые международно-правовые аспекты
(Баталов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В 1955 г. Варшавская конвенция была изменена Протоколом, подписанным в Гааге (далее - Гаагский протокол), который удвоил пределы ответственности перевозчика в случае смерти или телесного повреждения пассажира, упростил требования к перевозочной документации, изменил сроки предъявления претензий к авиаперевозчику. Протокол, как и сама Конвенция, получил довольно широкое признание: в нем участвуют 137 государств, в том числе и Российская Федерация. В дальнейшем Варшавская конвенция была дополнена подписанной в 1961 г. в Гвадалахаре конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, уточнившей, что положения Варшавской конвенции и Гаагского протокола применяются даже в том случае, когда "перевозчик по договору" отличается от "фактического перевозчика".
(Баталов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)В 1955 г. Варшавская конвенция была изменена Протоколом, подписанным в Гааге (далее - Гаагский протокол), который удвоил пределы ответственности перевозчика в случае смерти или телесного повреждения пассажира, упростил требования к перевозочной документации, изменил сроки предъявления претензий к авиаперевозчику. Протокол, как и сама Конвенция, получил довольно широкое признание: в нем участвуют 137 государств, в том числе и Российская Федерация. В дальнейшем Варшавская конвенция была дополнена подписанной в 1961 г. в Гвадалахаре конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору, уточнившей, что положения Варшавской конвенции и Гаагского протокола применяются даже в том случае, когда "перевозчик по договору" отличается от "фактического перевозчика".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев (п. 1 ст. 126 "Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках" ВзК РФ);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев (п. 1 ст. 126 "Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках" ВзК РФ);
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 126. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 126. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках
<Информация> Ростуризма
"Об изменениях в Воздушном кодексе Российской Федерации"Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках впредь будут определяться в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом уточнены особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках - теперь претензия к перевозчику может быть направлена не только в письменной форме, но и в форме подписанного электронной подписью электронного документа, а основанием для ее направления может служить не только факт повреждения (порчи) багажа, груза, но и случаи их недостачи. Кроме того, в тех случаях, когда утрата багажа признана перевозчиком или если багаж не прибыл по истечении двадцати одного дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир при международных воздушных перевозках будет вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой багажа.
"Об изменениях в Воздушном кодексе Российской Федерации"Основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках впредь будут определяться в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом уточнены особенности предъявления требований к перевозчику при международных воздушных перевозках - теперь претензия к перевозчику может быть направлена не только в письменной форме, но и в форме подписанного электронной подписью электронного документа, а основанием для ее направления может служить не только факт повреждения (порчи) багажа, груза, но и случаи их недостачи. Кроме того, в тех случаях, когда утрата багажа признана перевозчиком или если багаж не прибыл по истечении двадцати одного дня со дня, когда он должен был прибыть, пассажир при международных воздушных перевозках будет вправе предъявить к перевозчику требование о возмещении вреда, связанного с утратой багажа.
Вопрос: Отсутствие регулярности и пунктуальности полетов (задержки, отмены и переносы рейсов, в том числе на более раннее время, чем время, указанное в договоре перевозки пассажира).
("Официальный сайт Ространснадзора", 2022)Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2022)Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)При авиаперевозках, если груз был утрачен, для предъявления претензии перевозчику исходя из пп. 1 п. 2 ст. 125 Воздушного кодекса РФ коммерческий акт и вовсе не требуется. При повреждении груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике. Он обязан сделать это по требованию грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении перевозочных документов (п. п. 1, 2 ст. 124 Воздушного кодекса РФ). Одностороннее составление акта грузоотправителем или грузополучателем Воздушным кодексом РФ не предусмотрено, но и не запрещено. При этом прямо закреплено, что отсутствие коммерческого акта не лишает грузоотправителя права на предъявление претензии или иска (п. 5 ст. 124 Воздушного кодекса РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При авиаперевозках, если груз был утрачен, для предъявления претензии перевозчику исходя из пп. 1 п. 2 ст. 125 Воздушного кодекса РФ коммерческий акт и вовсе не требуется. При повреждении груза обязанность составить коммерческий акт лежит на перевозчике. Он обязан сделать это по требованию грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении перевозочных документов (п. п. 1, 2 ст. 124 Воздушного кодекса РФ). Одностороннее составление акта грузоотправителем или грузополучателем Воздушным кодексом РФ не предусмотрено, но и не запрещено. При этом прямо закреплено, что отсутствие коммерческого акта не лишает грузоотправителя права на предъявление претензии или иска (п. 5 ст. 124 Воздушного кодекса РФ).
Готовое решение: Что учесть грузоотправителю при предъявлении претензии перевозчику в связи с нарушением срока подачи транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)При автомобильных, железнодорожных, воздушных перевозках полагаем, что срок надо исчислять со дня, в который перевозчик обязан был подать вам транспорт. Дело в том, что срок для предъявления претензии и срок исковой давности по требованиям к перевозчику, для которых соответствующие транспортные уставы и кодексы не указывают иного, исчисляется на указанных видах транспорта со дня наступления события, которое стало основанием предъявить претензию. Такой вывод можно сделать из ч. 6 ст. 39, ст. 42 Устава автомобильного транспорта, абз. 10 ч. 2 ст. 123 УЖТ РФ, пп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ. Полагаем, что такое правило применимо и на внутреннем водном транспорте. Хотя претензия в связи с задержкой подачи судна перевозчиком груза в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ прямо не упомянута, п. 2 ст. 164 КВВТ РФ указывает, что течение срока исковой давности по требованиям к перевозчику начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.
(КонсультантПлюс, 2025)При автомобильных, железнодорожных, воздушных перевозках полагаем, что срок надо исчислять со дня, в который перевозчик обязан был подать вам транспорт. Дело в том, что срок для предъявления претензии и срок исковой давности по требованиям к перевозчику, для которых соответствующие транспортные уставы и кодексы не указывают иного, исчисляется на указанных видах транспорта со дня наступления события, которое стало основанием предъявить претензию. Такой вывод можно сделать из ч. 6 ст. 39, ст. 42 Устава автомобильного транспорта, абз. 10 ч. 2 ст. 123 УЖТ РФ, пп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ. Полагаем, что такое правило применимо и на внутреннем водном транспорте. Хотя претензия в связи с задержкой подачи судна перевозчиком груза в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ прямо не упомянута, п. 2 ст. 164 КВВТ РФ указывает, что течение срока исковой давности по требованиям к перевозчику начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Специальное правило действует на воздушном транспорте - течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, груза, а также с просрочкой их доставки начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка, должно было прибыть в пункт назначения (ст. 128 ВК).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Специальное правило действует на воздушном транспорте - течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, груза, а также с просрочкой их доставки начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка, должно было прибыть в пункт назначения (ст. 128 ВК).