Срок предъявления постановления об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок предъявления постановления об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2024 N 16-4908/2024 (УИД 61MS0010-01-2024-001613-03)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на подпункт "р" пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 10 ноября 2011 года N 71 "О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях", основана на неверном толковании норм действующего законодательства и не может являться основанием к изменению постановления мирового судьи.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на подпункт "р" пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 10 ноября 2011 года N 71 "О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях", основана на неверном толковании норм действующего законодательства и не может являться основанием к изменению постановления мирового судьи.
Решение Свердловского областного суда от 02.08.2023 по делу N 72-602/2023
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Повторная подача защитником ООО "Элемент-Трейд" жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на бумажном носителе после вынесения судьей обжалуемого определения об устранении препятствий для дальнейшего движения дела не свидетельствует, поскольку вопросы о соответствии повторно поданной жалобы предъявляемым требованиям и восстановлении срока обжалования постановления административной комиссии относятся к компетенции судьи районного суда.
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Повторная подача защитником ООО "Элемент-Трейд" жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на бумажном носителе после вынесения судьей обжалуемого определения об устранении препятствий для дальнейшего движения дела не свидетельствует, поскольку вопросы о соответствии повторно поданной жалобы предъявляемым требованиям и восстановлении срока обжалования постановления административной комиссии относятся к компетенции судьи районного суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В статье рассматриваются основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях, раскрываются требования, предъявляемые к содержанию жалоб. Обращается внимание на необходимость соблюдения срока на подачу жалобы, на полномочия лица, подписавшего жалобу, и необходимость надлежащего заверения копий, представляемых для подтверждения полномочий.
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В статье рассматриваются основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях, раскрываются требования, предъявляемые к содержанию жалоб. Обращается внимание на необходимость соблюдения срока на подачу жалобы, на полномочия лица, подписавшего жалобу, и необходимость надлежащего заверения копий, представляемых для подтверждения полномочий.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пункте 3 мотивировочной части Постановления от 15.01.2019 N 3-П КС РФ указал, что конституционные требования, предъявляемые к правовому регулированию ответственности за административные правонарушения, в полной мере распространяются и на сроки давности привлечения к административной ответственности, представляющие собой установленные законодательством об административных правонарушениях периоды, по истечении которых лица, совершившие административные правонарушения, не могут быть подвергнуты административному наказанию, притом что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих возбуждение производства по конкретному делу об административном правонарушении или влекущих его прекращение.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В пункте 3 мотивировочной части Постановления от 15.01.2019 N 3-П КС РФ указал, что конституционные требования, предъявляемые к правовому регулированию ответственности за административные правонарушения, в полной мере распространяются и на сроки давности привлечения к административной ответственности, представляющие собой установленные законодательством об административных правонарушениях периоды, по истечении которых лица, совершившие административные правонарушения, не могут быть подвергнуты административному наказанию, притом что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих возбуждение производства по конкретному делу об административном правонарушении или влекущих его прекращение.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Постановлением административного органа прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении общества по факту предъявления заемщику, имеющему место жительства на территории Республики Крым, требований по погашению обязательств, вытекающих из кредитных договоров, заключенных с банками, действовавшими на территории Республики Крым, лицом, не обладающим правом на взыскание задолженности, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Между тем этим же постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.41 КоАП РФ, за нарушение требований ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 422-ФЗ), выразившихся в нарушении порядка взыскания задолженности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Постановлением административного органа прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении общества по факту предъявления заемщику, имеющему место жительства на территории Республики Крым, требований по погашению обязательств, вытекающих из кредитных договоров, заключенных с банками, действовавшими на территории Республики Крым, лицом, не обладающим правом на взыскание задолженности, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Между тем этим же постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.41 КоАП РФ, за нарушение требований ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 422-ФЗ), выразившихся в нарушении порядка взыскания задолженности.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006)
(Извлечение)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" (в редакции от 27 декабря 2005 г. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006)
(Извлечение)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" (в редакции от 27 декабря 2005 г. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В случае если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П).
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В случае если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П).
Ситуация: Возможно ли вернуть водительские права до истечения срока лишения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ВУ могут вернуть и в ином подразделении ГИБДД, если не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами представить в подразделение ГИБДД по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявление с указанием наименования подразделения ГИБДД, в которое необходимо направить ВУ. Заявление можно подать в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ВУ могут вернуть и в ином подразделении ГИБДД, если не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами представить в подразделение ГИБДД по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявление с указанием наименования подразделения ГИБДД, в которое необходимо направить ВУ. Заявление можно подать в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191).
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Отметим, что за управление легковым такси водителем, не прошедшим в установленном порядке указанную аттестацию, Московская городская Дума предусмотрела административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, приняв Закон от 21 мая 2025 г., в соответствии с которым Кодекс города Москвы об административных правонарушениях [22] дополнен ст. 10.14 "Нарушение требований, предъявляемых к водителю легкового такси".
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Отметим, что за управление легковым такси водителем, не прошедшим в установленном порядке указанную аттестацию, Московская городская Дума предусмотрела административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, приняв Закон от 21 мая 2025 г., в соответствии с которым Кодекс города Москвы об административных правонарушениях [22] дополнен ст. 10.14 "Нарушение требований, предъявляемых к водителю легкового такси".
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данные правила учтены в нормах ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона (см. комментарий к указанным статьям). Иных оснований перерыва срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания и, соответственно, срока предъявления такого исполнительного документа к исполнению не предусмотрено, что следует в т.ч. и из разъяснений, данных в п. 20.2 Постановления Пленума ВАС России от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <197> и в п. 36 Постановления Пленума ВС России от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <198>. С таким регулированием согласуется оговорка "если федеральным законом не установлено иное", содержащаяся в приведенных выше нормах ч. 1 ст. 432 ГПК РФ и ч. 3 ст. 321 АПК РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данные правила учтены в нормах ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона (см. комментарий к указанным статьям). Иных оснований перерыва срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания и, соответственно, срока предъявления такого исполнительного документа к исполнению не предусмотрено, что следует в т.ч. и из разъяснений, данных в п. 20.2 Постановления Пленума ВАС России от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <197> и в п. 36 Постановления Пленума ВС России от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <198>. С таким регулированием согласуется оговорка "если федеральным законом не установлено иное", содержащаяся в приведенных выше нормах ч. 1 ст. 432 ГПК РФ и ч. 3 ст. 321 АПК РФ.
Готовое решение: Как взыскателя извещают о невозможности взыскания по исполнительному документу и какие последствия это влечет
(КонсультантПлюс, 2025)на исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (кроме актов арбитражных судов, по которым восстановлен срок предъявления листа к исполнению);
(КонсультантПлюс, 2025)на исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (кроме актов арбитражных судов, по которым восстановлен срок предъявления листа к исполнению);
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)28 декабря 2013 г. был принят Федеральный закон N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", который, в частности, внес коррективы в ст. 30, 46. Интерес представляет новая ч. 5 ст. 46 Закона. В ней говорится: "В случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника".
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)28 декабря 2013 г. был принят Федеральный закон N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", который, в частности, внес коррективы в ст. 30, 46. Интерес представляет новая ч. 5 ст. 46 Закона. В ней говорится: "В случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника".
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия обеспечения исполнения решения, принятого по существу судебного административного дела, урегулирована в разной степени КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ. По общему правилу данная стадия административного судопроизводства начинается с момента вступления в законную силу решения, принятого по существу судебного административного дела. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ на данной стадии установлена процессуальная возможность обращения решения, принятого по существу судебного административного дела, к немедленному исполнению, а также применение мер по обеспечению исполнения данного решения, не обращенного к немедленному исполнению. Согласно КоАП РФ на данной стадии разрешения дела об административном правонарушении установлены процессуальные возможности суда общей юрисдикции по отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вынесенного. По общему правилу, использованному в КоАП РФ, АПК РФ, КАС РФ, данная стадия завершается по истечении срока давности исполнения финишного (итогового) решения принятого судом и вступившего в законную силу (в том числе истечение срока давности исполнения постановления суда общей юрисдикции о назначении административного наказания, истечение срока давности предъявления арбитражным судом исполнительного листа к исполнению).
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия обеспечения исполнения решения, принятого по существу судебного административного дела, урегулирована в разной степени КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ. По общему правилу данная стадия административного судопроизводства начинается с момента вступления в законную силу решения, принятого по существу судебного административного дела. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ на данной стадии установлена процессуальная возможность обращения решения, принятого по существу судебного административного дела, к немедленному исполнению, а также применение мер по обеспечению исполнения данного решения, не обращенного к немедленному исполнению. Согласно КоАП РФ на данной стадии разрешения дела об административном правонарушении установлены процессуальные возможности суда общей юрисдикции по отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вынесенного. По общему правилу, использованному в КоАП РФ, АПК РФ, КАС РФ, данная стадия завершается по истечении срока давности исполнения финишного (итогового) решения принятого судом и вступившего в законную силу (в том числе истечение срока давности исполнения постановления суда общей юрисдикции о назначении административного наказания, истечение срока давности предъявления арбитражным судом исполнительного листа к исполнению).
Статья: Разумный срок судопроизводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Российской Федерации процессуальное законодательство длительное время не содержало понятия разумного срока судопроизводства в качестве принципа правосудия. На разумный срок судебного разбирательства было указано в абз. 2 преамбулы Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях": в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Российской Федерации процессуальное законодательство длительное время не содержало понятия разумного срока судопроизводства в качестве принципа правосудия. На разумный срок судебного разбирательства было указано в абз. 2 преамбулы Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях": в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Знать, какие требования предъявляются к протоколу об административном правонарушении, нужно для того, чтобы при наличии в нем существенных недостатков обратиться в суд для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
(КонсультантПлюс, 2025)Знать, какие требования предъявляются к протоколу об административном правонарушении, нужно для того, чтобы при наличии в нем существенных недостатков обратиться в суд для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Статья: Правовая помощь по делам об административных правонарушениях и другие виды правовой помощи
(Нестерова А.В.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 2)В Постановлении по делу "Энгель против Нидерландов" 1976 года [15] ЕСПЧ указал, что государствам в целях охраны общественных интересов на основе принципа суверенитета предоставлена свобода разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений и свобода определять границы между ними. Однако для ЕСПЧ речь в любом случае будет идти о "criminal matter" с точки зрения обязанности государства обеспечивать лицо надлежащими процессуальными гарантиями, установленными Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., при предъявлении любого уголовного обвинения [16].
(Нестерова А.В.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 2)В Постановлении по делу "Энгель против Нидерландов" 1976 года [15] ЕСПЧ указал, что государствам в целях охраны общественных интересов на основе принципа суверенитета предоставлена свобода разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений и свобода определять границы между ними. Однако для ЕСПЧ речь в любом случае будет идти о "criminal matter" с точки зрения обязанности государства обеспечивать лицо надлежащими процессуальными гарантиями, установленными Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., при предъявлении любого уголовного обвинения [16].