Срок полномочий судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок полномочий судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок наделения судьи полномочиями. Срок полномочий судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок наделения судьи полномочиями. Срок полномочий судьи
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом о статусе судей и Законом об органах судейского сообщества и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом о статусе судей и Законом об органах судейского сообщества и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации как основной институт контроля над усмотрением законодателя: проблемы правовой и политической самостоятельности
(Королев Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)С самого начала существования России как независимого государства законодательные положения о сроках полномочий судей неоднократно менялись, причем все внесенные изменения распространялись и на судей, находившихся в должности к моменту изменений (вопреки конституционному принципу несменяемости судей). Данный подход проявился и в последних изменениях, внесенных в Конституцию РФ. Новое полномочие Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру судьи для отрешения от должности дополнительно повышает зависимость Конституционного Суда РФ от законодательной власти и Президента РФ. Подобная схема освобождения судей от должности не согласуется с общепринятыми мировыми стандартами, предполагающими, что отрешение от должности должно осуществляться уполномоченным органом власти, не участвовавшим в назначении судьи на должность <5>. Этот недостаток можно было бы сгладить в случае наделения полномочием по отрешению от должности судьи Государственной Думы (поскольку инструменты прямого воздействия на нее у Президента РФ отсутствуют), а не Совета Федерации <6>.
(Королев Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)С самого начала существования России как независимого государства законодательные положения о сроках полномочий судей неоднократно менялись, причем все внесенные изменения распространялись и на судей, находившихся в должности к моменту изменений (вопреки конституционному принципу несменяемости судей). Данный подход проявился и в последних изменениях, внесенных в Конституцию РФ. Новое полномочие Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру судьи для отрешения от должности дополнительно повышает зависимость Конституционного Суда РФ от законодательной власти и Президента РФ. Подобная схема освобождения судей от должности не согласуется с общепринятыми мировыми стандартами, предполагающими, что отрешение от должности должно осуществляться уполномоченным органом власти, не участвовавшим в назначении судьи на должность <5>. Этот недостаток можно было бы сгладить в случае наделения полномочием по отрешению от должности судьи Государственной Думы (поскольку инструменты прямого воздействия на нее у Президента РФ отсутствуют), а не Совета Федерации <6>.
Статья: Проблемы правового регулирования деятельности работников аппарата военного суда как специализированного органа судебной власти
(Кочетова С.П.)
("Российский судья", 2024, N 11)Стоит напомнить, что основная функция помощников судей (председателей) реализуется в содействии судьям в их служебной деятельности. Помощники судей (председателей) не входят в состав каких-либо отделов и подчиняются напрямую судьям и председателю суда. С данной категорией служащих заключается срочный служебный контракт на срок полномочий судьи или председателя суда. На практике должности помощников судей (председателей) в военных судах замещают "перспективные судьи", которые прошли свой долгий карьерный путь от секретаря судебного заседания. Другие работники аппарата военного суда выполняют не менее важные обеспечительные задачи, которые способствуют качественному осуществлению правосудия.
(Кочетова С.П.)
("Российский судья", 2024, N 11)Стоит напомнить, что основная функция помощников судей (председателей) реализуется в содействии судьям в их служебной деятельности. Помощники судей (председателей) не входят в состав каких-либо отделов и подчиняются напрямую судьям и председателю суда. С данной категорией служащих заключается срочный служебный контракт на срок полномочий судьи или председателя суда. На практике должности помощников судей (председателей) в военных судах замещают "перспективные судьи", которые прошли свой долгий карьерный путь от секретаря судебного заседания. Другие работники аппарата военного суда выполняют не менее важные обеспечительные задачи, которые способствуют качественному осуществлению правосудия.
Статья: Конституционный Суд Республики Казахстан - веление времени
(Балгынтаев А.О.)
("Российский судья", 2022, N 10)- срок полномочий судей десять лет;
(Балгынтаев А.О.)
("Российский судья", 2022, N 10)- срок полномочий судей десять лет;
Статья: Конституционное правосудие на втором этапе развития (к историографии вопроса с позиции конституционалиста)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Естественно, что ФКЗоКС при всех его достоинствах имел определенные недостатки, которые, как правило, являлись результатом некоторых компромиссов либо "пробелов" 1993 - 1994 гг. И как показало время, главные изменения "нулевых" и последующих годов нового века затронули именно их (изменяющееся неоднократно положение о сроке полномочий судей, об исполнении решений Конституционного Суда, "встраивание в вертикаль" руководства суда, отказ от палат в организационной структуре Конституционного Суда, введение письменного производства и т.д.). Но это уже современная история, требующая самостоятельного нового осмысления.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Естественно, что ФКЗоКС при всех его достоинствах имел определенные недостатки, которые, как правило, являлись результатом некоторых компромиссов либо "пробелов" 1993 - 1994 гг. И как показало время, главные изменения "нулевых" и последующих годов нового века затронули именно их (изменяющееся неоднократно положение о сроке полномочий судей, об исполнении решений Конституционного Суда, "встраивание в вертикаль" руководства суда, отказ от палат в организационной структуре Конституционного Суда, введение письменного производства и т.д.). Но это уже современная история, требующая самостоятельного нового осмысления.
Статья: Тенденции развития судебной системы Российской Федерации на примере организации конституционного правосудия
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2021, N 8)В официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект <7> было отмечено: "...установление законодательного регулирования организации уставных судов на федеральном уровне подразумевает необходимость их создания во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, как следует из положений ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", создание конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации относится исключительно к компетенции субъекта Российской Федерации, как, соответственно, и установление срока полномочий судей, порядка наделения полномочиями судей, порядка рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции суда, и иных положений".
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2021, N 8)В официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект <7> было отмечено: "...установление законодательного регулирования организации уставных судов на федеральном уровне подразумевает необходимость их создания во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, как следует из положений ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", создание конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации относится исключительно к компетенции субъекта Российской Федерации, как, соответственно, и установление срока полномочий судей, порядка наделения полномочиями судей, порядка рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции суда, и иных положений".
Статья: Осуществление конституционного правосудия в Люксембурге и Лихтенштейне: зарубежный опыт
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2020, N 12)Срок полномочий судей составляет пять лет. Ежегодно судьи избирают председателя и заместителя председателя суда.
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2020, N 12)Срок полномочий судей составляет пять лет. Ежегодно судьи избирают председателя и заместителя председателя суда.
Статья: Отставка судьи: основания, порядок и последствия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
Статья: Европейский суд по правам человека. Обмен мнениями с Комитетом Министров Совета Европы. Выступление Председателя Европейского суда по правам человека Роберта Спано
(Спано Р.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 4)В соответствии с Конвенцией судья, срок полномочий которого истек, может продолжать работу до того момента, пока он не будет замещен. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью и подчеркнуть чрезвычайную важность того, чтобы государства-члены своевременно начинали процесс предоставления Парламентской Ассамблее списка кандидатур, когда срок полномочий судьи, избранного от соответствующего государства, подходит к концу. В случае задержки данного процесса, зачастую на продолжительный период, возникает неопределенность как для соответствующего судьи, так и для работы Европейского суда.
(Спано Р.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 4)В соответствии с Конвенцией судья, срок полномочий которого истек, может продолжать работу до того момента, пока он не будет замещен. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью и подчеркнуть чрезвычайную важность того, чтобы государства-члены своевременно начинали процесс предоставления Парламентской Ассамблее списка кандидатур, когда срок полномочий судьи, избранного от соответствующего государства, подходит к концу. В случае задержки данного процесса, зачастую на продолжительный период, возникает неопределенность как для соответствующего судьи, так и для работы Европейского суда.
Статья: Некоторые вопросы конституционно-политического развития государства в условиях современных реалий: реформы или контрреформы?
(Хачатрян А.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Далее, 22 июня 2020 г. по инициативе Национального собрания в заключительных положениях Конституции были произведены изменения и дополнения. В результате изменений в ст. 213 Конституции был разрешен надуманный конфликт между понятиями "член Конституционного Суда" и "судья Конституционного Суда", а также, наряду с возрастными ограничениями, был установлен срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 12 лет, что привело к сокращению сроков полномочий семи судей из девяти, в результате чего 5 из них ушли в отставку.
(Хачатрян А.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Далее, 22 июня 2020 г. по инициативе Национального собрания в заключительных положениях Конституции были произведены изменения и дополнения. В результате изменений в ст. 213 Конституции был разрешен надуманный конфликт между понятиями "член Конституционного Суда" и "судья Конституционного Суда", а также, наряду с возрастными ограничениями, был установлен срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 12 лет, что привело к сокращению сроков полномочий семи судей из девяти, в результате чего 5 из них ушли в отставку.