Срок подачи административного иска после отмены судебного приказа
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок подачи административного иска после отмены судебного приказа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.01.2025 по делу N 33а-646/2025(33а-21005/2024) (УИД 66RS0007-01-2023-006284-96)
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании долга по транспортному налогу; 2) О взыскании пени; 3) О взыскании долга по налогу на имущество; 4) О взыскании пени.
Обстоятельства: Указано на ненадлежащее исполнение налогоплательщиком, являющимся собственником жилого помещения и транспортного средства, обязанности по уплате налога в установленный законом срок, неисполнение требования о добровольном погашении задолженности, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - с настоящим заявлением.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных МИФНС России N 25 по Свердловской области требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске налоговым органом срока подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Н.Ю. недоимки по налогам за 2017 год и задолженности пеням, начисленным на эту недоимку, поскольку срок исполнения требования N 3555 об уплате налогов, пеней состоянию на 24 января 2019 года истек 22 февраля 2019 года, а заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом 26 августа 2019 года, то есть с нарушением шестимесячного срока, подлежащего исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, пеней. При этом суд первой инстанции указал на то, что соблюдение налоговым органом в последующем срока подачи административного искового заявления после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа не свидетельствует об обращении в суд с требованием о взыскании с Н.Ю. недоимки по налогам за 2017 год и задолженности пеням в установленные законом сроки.
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании долга по транспортному налогу; 2) О взыскании пени; 3) О взыскании долга по налогу на имущество; 4) О взыскании пени.
Обстоятельства: Указано на ненадлежащее исполнение налогоплательщиком, являющимся собственником жилого помещения и транспортного средства, обязанности по уплате налога в установленный законом срок, неисполнение требования о добровольном погашении задолженности, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - с настоящим заявлением.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных МИФНС России N 25 по Свердловской области требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске налоговым органом срока подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Н.Ю. недоимки по налогам за 2017 год и задолженности пеням, начисленным на эту недоимку, поскольку срок исполнения требования N 3555 об уплате налогов, пеней состоянию на 24 января 2019 года истек 22 февраля 2019 года, а заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом 26 августа 2019 года, то есть с нарушением шестимесячного срока, подлежащего исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, пеней. При этом суд первой инстанции указал на то, что соблюдение налоговым органом в последующем срока подачи административного искового заявления после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа не свидетельствует об обращении в суд с требованием о взыскании с Н.Ю. недоимки по налогам за 2017 год и задолженности пеням в установленные законом сроки.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2024 N 88А-9677/2024 (УИД 26RS0001-01-2023-007275-90)
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, является собственником объектов недвижимости. Обязанность по уплате налога исполнена частично. В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога начислены пени.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Вопреки доводам кассационной жалобы, судами обеих инстанций правильно установлены фактические обстоятельства и приведена хронология действий налогового органа, последовательно предпринимавшего действия ко взысканию налоговой задолженности как в досудебном порядке, так и в ходе судебной процедуры взыскания, подтвержден факт получения копии определения мирового судьи от 9 сентября 2022 г. лишь 9 марта 2023 г., установлена подача административного иска в разумный срок после получения копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа, оснований не согласится с которыми у суда кассационной инстанции не имеется. При этом судами объективно по материалам дела установлено, что возможность принудительного взыскания с Ч. спорной задолженности налогам и пени не утрачена.
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, является собственником объектов недвижимости. Обязанность по уплате налога исполнена частично. В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога начислены пени.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Вопреки доводам кассационной жалобы, судами обеих инстанций правильно установлены фактические обстоятельства и приведена хронология действий налогового органа, последовательно предпринимавшего действия ко взысканию налоговой задолженности как в досудебном порядке, так и в ходе судебной процедуры взыскания, подтвержден факт получения копии определения мирового судьи от 9 сентября 2022 г. лишь 9 марта 2023 г., установлена подача административного иска в разумный срок после получения копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа, оснований не согласится с которыми у суда кассационной инстанции не имеется. При этом судами объективно по материалам дела установлено, что возможность принудительного взыскания с Ч. спорной задолженности налогам и пени не утрачена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедурные вопросы взыскания налога с физического лица
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Таким образом, имеется ряд противоречий и неясностей в судебной практике по вопросу срока обращения в суд налогового органа с требованием о взыскании налоговой недоимки с физического лица. Нужно четко установить, что в рамках искового производства суд должен проверять соблюдение срока обращения налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа, если таковое обращение было, не ограничиваясь проверкой срока подачи административного иска в суд после отмены судебного приказа. Это позволит исключить искусственное увеличение срока взыскания налога.
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Таким образом, имеется ряд противоречий и неясностей в судебной практике по вопросу срока обращения в суд налогового органа с требованием о взыскании налоговой недоимки с физического лица. Нужно четко установить, что в рамках искового производства суд должен проверять соблюдение срока обращения налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа, если таковое обращение было, не ограничиваясь проверкой срока подачи административного иска в суд после отмены судебного приказа. Это позволит исключить искусственное увеличение срока взыскания налога.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2024 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности (в том числе по пеням) после отмены судебного приказа в связи с подачей налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, обязан проверить, соблюдены ли налоговым органом сроки осуществления действий по судебному взысканию налоговой задолженности, включая как сроки обращения за вынесением судебного приказа, так и срок для подачи соответствующего административного искового заявления, если судебный приказ был отменен, а также при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности (в том числе по пеням) после отмены судебного приказа в связи с подачей налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, обязан проверить, соблюдены ли налоговым органом сроки осуществления действий по судебному взысканию налоговой задолженности, включая как сроки обращения за вынесением судебного приказа, так и срок для подачи соответствующего административного искового заявления, если судебный приказ был отменен, а также при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"Если административное исковое заявление подано после отмены судебного приказа, суд проверяет соблюдение налоговым органом сроков осуществления действий по взысканию в судебном порядке налоговой задолженности, включая срок обращения за вынесением судебного приказа и срок подачи соответствующего административного искового заявления (часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункты 3, 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"Если административное исковое заявление подано после отмены судебного приказа, суд проверяет соблюдение налоговым органом сроков осуществления действий по взысканию в судебном порядке налоговой задолженности, включая срок обращения за вынесением судебного приказа и срок подачи соответствующего административного искового заявления (часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункты 3, 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Оспоренное законоположение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования оно предполагает обязанность суда, рассматривающего административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за декабрь 2024 - январь 2025 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, обязан проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, обязан проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как закреплено в положениях комментируемой статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Так, по одному из дел требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке в указанный срок не было исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после постановки определения об отмене судебного приказа - в суд с административным иском <1>. Разрешая административное исковое требование налогового органа, суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса РФ, и об отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного срока, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований было отказано. Согласно представленному Северским городским судом Томской области ответу на запрос судебной коллегии и приложенным документам УФНС России по Томской области подан административный иск к Качаловой В.М. посредством ГАС "Правосудие", но данное административное исковое заявление отклонено со ссылкой на то, что файл "заявление" представлен в форме электронного документа и должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью. Вместе с тем судебная коллегия посчитала данное суждение ошибочным, поскольку из материалов дела усматривается, что налоговый орган обратился в суд через ГАС Правосудие путем размещения электронного образа документа, заверенного простой электронной цифровой подписью, что не противоречит КАС РФ и Порядку подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как закреплено в положениях комментируемой статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Так, по одному из дел требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке в указанный срок не было исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после постановки определения об отмене судебного приказа - в суд с административным иском <1>. Разрешая административное исковое требование налогового органа, суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса РФ, и об отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного срока, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований было отказано. Согласно представленному Северским городским судом Томской области ответу на запрос судебной коллегии и приложенным документам УФНС России по Томской области подан административный иск к Качаловой В.М. посредством ГАС "Правосудие", но данное административное исковое заявление отклонено со ссылкой на то, что файл "заявление" представлен в форме электронного документа и должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью. Вместе с тем судебная коллегия посчитала данное суждение ошибочным, поскольку из материалов дела усматривается, что налоговый орган обратился в суд через ГАС Правосудие путем размещения электронного образа документа, заверенного простой электронной цифровой подписью, что не противоречит КАС РФ и Порядку подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц в Российской Федерации
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)- копия вынесенного судебного приказа направляется физическому лицу в течение 3 дней с даты его вынесения; срок на подачу возражения составляет 20 дней после направления копии судебного приказа;
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)- копия вынесенного судебного приказа направляется физическому лицу в течение 3 дней с даты его вынесения; срок на подачу возражения составляет 20 дней после направления копии судебного приказа;
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за февраль - март 2025 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, обязан проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления. При этом суд обязан при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)Суд, рассматривающий административное исковое заявление о взыскании налоговой задолженности, обязан проверить соблюдение налоговым органом не только шестимесячного срока на подачу соответствующего иска, исчисляемого с момента отмены судебного приказа о взыскании той же задолженности после поступления возражений налогоплательщика, но и шестимесячного срока на обращение за вынесением такого судебного приказа, а также наличие оснований для их восстановления. При этом суд обязан при нарушении данных сроков (в зависимости от обстоятельств - всех в совокупности или одного из них) отказать в удовлетворении административного искового заявления налогового органа, если при этом отсутствуют основания для их восстановления.