Срок передачи протокола об административном правонарушении в суд
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок передачи протокола об административном правонарушении в суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 07.08.2025 по делу N 7-10141/2025 (УИД 77RS0029-02-2025-004056-83)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Удовлетворено.Учитывая изложенные нормы, тот факт, что настоящее дело уполномоченным на то должностным лицом по существу не рассматривалось, в связи с чем извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не требовалось, протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности был передан судье районного суда на основании определения об этом, которое соответствует требованиям статьи 29.12 КоАП РФ, направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения судье без извещения законного представителя ООО "СУ-10", как на то ссылается заявитель жалобы, не является безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта, с учетом того, что срок давности привлечения ООО "СУ-10" к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в данном случае соблюден.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Удовлетворено.Учитывая изложенные нормы, тот факт, что настоящее дело уполномоченным на то должностным лицом по существу не рассматривалось, в связи с чем извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не требовалось, протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности был передан судье районного суда на основании определения об этом, которое соответствует требованиям статьи 29.12 КоАП РФ, направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения судье без извещения законного представителя ООО "СУ-10", как на то ссылается заявитель жалобы, не является безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта, с учетом того, что срок давности привлечения ООО "СУ-10" к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в данном случае соблюден.
Решение Московского городского суда от 23.07.2025 N 7-10144/2025 (УИД 77RS0029-02-2025-004059-74)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Удовлетворено.Учитывая изложенные нормы, тот факт, что настоящее дело уполномоченным на то должностным лицом по существу не рассматривалось, в связи с чем извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не требовалось, протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности был передан судье районного суда на основании определения об этом, которое соответствует требованиям статьи 29.12 КоАП РФ, направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения судье без извещения законного представителя ООО "СУ-10", как на то ссылается заявитель жалобы, не является безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта, с учетом того, что срок давности привлечения ООО "СУ-10" к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в данном случае соблюден.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Удовлетворено.Учитывая изложенные нормы, тот факт, что настоящее дело уполномоченным на то должностным лицом по существу не рассматривалось, в связи с чем извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не требовалось, протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности был передан судье районного суда на основании определения об этом, которое соответствует требованиям статьи 29.12 КоАП РФ, направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения судье без извещения законного представителя ООО "СУ-10", как на то ссылается заявитель жалобы, не является безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта, с учетом того, что срок давности привлечения ООО "СУ-10" к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в данном случае соблюден.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное состояние и перспективы развития административного законодательства РФ
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Предложено оставить для субъектов - юридических лиц меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - временный запрет деятельности - и отменить такой вид наказания, как административное приостановление деятельности. По сути, эти две меры дублируют друг друга. Выявленное в ходе проверки, случайно, по заявлению нарушение фиксируется компетентным органом в форме акта, протокола, за которым следует временный запрет. Временный запрет, в свою очередь, влечет необходимость привлечения правоохранительных органов для расследования дела об административном правонарушении, передачу его в суд и вынесение решение последним о назначении наказания в виде приостановления до 90 суток. Уникальность такого наказания в том, что правонарушитель после устранения недостатков вправе ходатайствовать о сокращении срока наказания. Данный вид наказания с экономической точки зрения суров, так как, в отличие от административного штрафа, который может быть обжалован, уменьшен, отсрочен и уплачен в рассрочку, предугадать масштаб издержек и затрат на неопределенном этапе прекращения деятельности чрезвычайно сложно. Не исключено, что такой стресс для экономики любого юридического лица (учреждения, предприятия, организации и т.д.) может оказаться необратимым. Исключение из перечня видов наказаний приостановления деятельности целесообразно не только для правонарушителя, но и для задействованных органов государственной власти. Фактически по одному и тому же событию правонарушения бывают задействованы несколько органов, ведомств и структур, что требует их оперативного взаимодействия и обмена информацией. Однако на сегодняшний день данное взаимодействие осуществляется не так эффективно, как хотелось бы.
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Предложено оставить для субъектов - юридических лиц меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - временный запрет деятельности - и отменить такой вид наказания, как административное приостановление деятельности. По сути, эти две меры дублируют друг друга. Выявленное в ходе проверки, случайно, по заявлению нарушение фиксируется компетентным органом в форме акта, протокола, за которым следует временный запрет. Временный запрет, в свою очередь, влечет необходимость привлечения правоохранительных органов для расследования дела об административном правонарушении, передачу его в суд и вынесение решение последним о назначении наказания в виде приостановления до 90 суток. Уникальность такого наказания в том, что правонарушитель после устранения недостатков вправе ходатайствовать о сокращении срока наказания. Данный вид наказания с экономической точки зрения суров, так как, в отличие от административного штрафа, который может быть обжалован, уменьшен, отсрочен и уплачен в рассрочку, предугадать масштаб издержек и затрат на неопределенном этапе прекращения деятельности чрезвычайно сложно. Не исключено, что такой стресс для экономики любого юридического лица (учреждения, предприятия, организации и т.д.) может оказаться необратимым. Исключение из перечня видов наказаний приостановления деятельности целесообразно не только для правонарушителя, но и для задействованных органов государственной власти. Фактически по одному и тому же событию правонарушения бывают задействованы несколько органов, ведомств и структур, что требует их оперативного взаимодействия и обмена информацией. Однако на сегодняшний день данное взаимодействие осуществляется не так эффективно, как хотелось бы.
Готовое решение: За что штрафует трудовая инспекция
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовая инспекция не сможет вас оштрафовать самостоятельно, если выявит у вас повторные аналогичные нарушения, например по оформлению трудового договора, по оплате труда, потому что у нее по закону нет таких полномочий. Дело в следующем: если трудинспектор выявит указанные нарушения и окажется, что вас за них уже наказывали, то он только составит протокол об административном правонарушении. Само дело инспектор передаст в суд, который будет выносить решение, в том числе о штрафе. Это следует из ч. 1 ст. 23.1, ст. 23.12, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. При этом учитываются правила ст. 4.6 КоАП РФ о сроке, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовая инспекция не сможет вас оштрафовать самостоятельно, если выявит у вас повторные аналогичные нарушения, например по оформлению трудового договора, по оплате труда, потому что у нее по закону нет таких полномочий. Дело в следующем: если трудинспектор выявит указанные нарушения и окажется, что вас за них уже наказывали, то он только составит протокол об административном правонарушении. Само дело инспектор передаст в суд, который будет выносить решение, в том числе о штрафе. Это следует из ч. 1 ст. 23.1, ст. 23.12, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. При этом учитываются правила ст. 4.6 КоАП РФ о сроке, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"1) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела для устранения недостатков протокола в орган (должностному лицу), его составивший, если дело не вернулось в суд в трехдневный срок;
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"1) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела для устранения недостатков протокола в орган (должностному лицу), его составивший, если дело не вернулось в суд в трехдневный срок;
<Письмо> ФССП России от 31.03.2014 N 8
(ред. от 31.07.2015)
"Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений"Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику разумный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и, в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин, составлять протокол о каждом административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и передавать его для рассмотрения должностным лицам ФССП России, указанным в ст. 23.68 КоАП РФ.
(ред. от 31.07.2015)
"Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений"Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику разумный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и, в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин, составлять протокол о каждом административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и передавать его для рассмотрения должностным лицам ФССП России, указанным в ст. 23.68 КоАП РФ.
Вопрос: Каковы процессуальные сроки административного производства?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Протокол об административном правонарушении в течение трех дней после его составления передается лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Протокол об административном правонарушении в течение трех дней после его составления передается лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.
Статья: Судебное извещение как основание для отмены судебного решения в гражданском и административном процессе
(Роганов С.А., Семенова И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 5)Так, например, гражданин Е.А. Журавин по такому основанию обжаловал постановление мирового судьи о привлечении его к административной ответственности, поскольку повестка была направлена на адрес, указанный в протоколе об административном правонарушении, а не на адрес его регистрации или проживания. Получить письмо не представлялось возможным. В связи с истечением срока хранения извещение было отправлено обратно отправителю. При обжаловании Журавин сослался на нарушение его прав, закрепленных в ст. 25.1 КоАП РФ <8>. Имеющиеся в материалах дела сведения о переданной телефонограмме не нашли подтверждения, что она была своевременной.
(Роганов С.А., Семенова И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 5)Так, например, гражданин Е.А. Журавин по такому основанию обжаловал постановление мирового судьи о привлечении его к административной ответственности, поскольку повестка была направлена на адрес, указанный в протоколе об административном правонарушении, а не на адрес его регистрации или проживания. Получить письмо не представлялось возможным. В связи с истечением срока хранения извещение было отправлено обратно отправителю. При обжаловании Журавин сослался на нарушение его прав, закрепленных в ст. 25.1 КоАП РФ <8>. Имеющиеся в материалах дела сведения о переданной телефонограмме не нашли подтверждения, что она была своевременной.
Готовое решение: Как обжаловать определение судьи о возвращении протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Подайте жалобу судье, который вынес определение. В день поступления такой жалобы он сам передаст ее со всеми материалами в соответствующий суд (ч. 1.1 ст. 30.2 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Подайте жалобу судье, который вынес определение. В день поступления такой жалобы он сам передаст ее со всеми материалами в соответствующий суд (ч. 1.1 ст. 30.2 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Как показывает проведенный анализ правоприменительной практики, чаще всего такие постановления выносятся на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Причем иногда выясняется, что уже на момент передачи дела в суд данные сроки истекли. На наш взгляд, в таких случаях судьям необходимо возвращать материалы дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и одновременно вносить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу (ст. 29.13), имея в виду, что согласно ст. 28.9 КоАП РФ органы и должностные лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, могут самостоятельно прекратить производство по делу при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Как показывает проведенный анализ правоприменительной практики, чаще всего такие постановления выносятся на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Причем иногда выясняется, что уже на момент передачи дела в суд данные сроки истекли. На наш взгляд, в таких случаях судьям необходимо возвращать материалы дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и одновременно вносить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу (ст. 29.13), имея в виду, что согласно ст. 28.9 КоАП РФ органы и должностные лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, могут самостоятельно прекратить производство по делу при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)АПК РФ предусматривает обязанность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ по форме, содержанию и прилагаемым документам. После получения заявления о привлечении лица к административной ответственности арбитражный суд проверяет исполнение установленных требований, несоблюдение которых ведет к вынесению определения об оставлении заявления без движения с указанием срока для устранения недостатков. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу, не вынося определение из-за отсутствия юридических оснований для исследования вопроса о возбуждении производства по делу. Из этого правила есть исключение: при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвращать ее заявителю и должен принять ее к производству.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)АПК РФ предусматривает обязанность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ по форме, содержанию и прилагаемым документам. После получения заявления о привлечении лица к административной ответственности арбитражный суд проверяет исполнение установленных требований, несоблюдение которых ведет к вынесению определения об оставлении заявления без движения с указанием срока для устранения недостатков. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу, не вынося определение из-за отсутствия юридических оснований для исследования вопроса о возбуждении производства по делу. Из этого правила есть исключение: при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвращать ее заявителю и должен принять ее к производству.
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)<6> Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела служебной запиской на имя начальника Правового управления ФАС России, подписанной начальником структурного подразделения ФАС России, либо его заместителем, ответственным за обеспечение осуществления производства по делам (об административных правонарушениях), не позднее 2 рабочих дней с момента составления протокола передаются в Правовое управление ФАС России (см.: п. 4.1 Приказа ФАС России от 19 июля 2019 г. N 980/19 "Об утверждении регламента подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России". Доступ из СПС "КонсультантПлюс").
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)<6> Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела служебной запиской на имя начальника Правового управления ФАС России, подписанной начальником структурного подразделения ФАС России, либо его заместителем, ответственным за обеспечение осуществления производства по делам (об административных правонарушениях), не позднее 2 рабочих дней с момента составления протокола передаются в Правовое управление ФАС России (см.: п. 4.1 Приказа ФАС России от 19 июля 2019 г. N 980/19 "Об утверждении регламента подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России". Доступ из СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В связи с этим среди судей <5> неоднократно поднимался вопрос о том, подлежит ли обжалованию (опротестованию) определение о направлении протокола об административном правонарушении по подведомственности (подсудности), а также вопросы о том, в какие сроки дело подлежит направлению в компетентный суд при вынесении судьей такого определения; необходимо ли предоставление участникам производства по делу об административном правонарушении десятисуточного срока для его обжалования либо можно направлять протокол и иные материалы дела сразу же после вынесения судьей определения.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В связи с этим среди судей <5> неоднократно поднимался вопрос о том, подлежит ли обжалованию (опротестованию) определение о направлении протокола об административном правонарушении по подведомственности (подсудности), а также вопросы о том, в какие сроки дело подлежит направлению в компетентный суд при вынесении судьей такого определения; необходимо ли предоставление участникам производства по делу об административном правонарушении десятисуточного срока для его обжалования либо можно направлять протокол и иные материалы дела сразу же после вынесения судьей определения.
Статья: О проблемах, возникающих при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в части потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)- изложение ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ в редакции: "При применении административного задержания к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении передается на рассмотрение судье (суду) немедленно после его составления (вынесения)";
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)- изложение ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ в редакции: "При применении административного задержания к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении передается на рассмотрение судье (суду) немедленно после его составления (вынесения)";