Срок ответа на претензию воздушный кодекс
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ответа на претензию воздушный кодекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2010 год: Статья 128 "Начало течения срока исковой давности" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца о признании недействительным инспекторского предписания истцу провести занятия по изучению порядка рассмотрения обращений граждан и привести в соответствие с требованиями нормативных правовых документов претензионную работу в принадлежащей истцу авиакомпании. Как указал суд, согласно ст. 128 Воздушного кодекса РФ обязанности перевозчика в установленный срок рассматривать претензии пассажиров и отвечать на них в письменной форме корреспондирует право пассажира на предъявление претензии перевозчику, несвоевременный ответ на претензии граждан является доказательством нарушения приведенной нормы Закона.
(Р.Б. Касенов)Отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца о признании недействительным инспекторского предписания истцу провести занятия по изучению порядка рассмотрения обращений граждан и привести в соответствие с требованиями нормативных правовых документов претензионную работу в принадлежащей истцу авиакомпании. Как указал суд, согласно ст. 128 Воздушного кодекса РФ обязанности перевозчика в установленный срок рассматривать претензии пассажиров и отвечать на них в письменной форме корреспондирует право пассажира на предъявление претензии перевозчику, несвоевременный ответ на претензии граждан является доказательством нарушения приведенной нормы Закона.
Подборка судебных решений за 2006 год: Статья 128 "Начало течения срока исковой давности" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Как указал суд, оставление претензии о выплате убытков за утраченный груз (п. 5 ч. 2 ст. 125 Воздушного кодекса РФ) без рассмотрения не препятствует предъявлению иска, что прямо следует из ч. 2 ст. 128 Воздушного кодекса РФ. Поскольку течение срока исковой давности начинается после получения отказа в удовлетворении претензии, а оставление ее без рассмотрения является фактически отказом, то, следовательно, истец не утратил права на иск. Суд также уточнил, что непредставление с претензией подлинных документов не может быть принято как основание для отказа в иске, поскольку в ответе на претензию они не указаны. Таким образом, требование о взыскании убытков было удовлетворено.
(Р.Б. Касенов)Как указал суд, оставление претензии о выплате убытков за утраченный груз (п. 5 ч. 2 ст. 125 Воздушного кодекса РФ) без рассмотрения не препятствует предъявлению иска, что прямо следует из ч. 2 ст. 128 Воздушного кодекса РФ. Поскольку течение срока исковой давности начинается после получения отказа в удовлетворении претензии, а оставление ее без рассмотрения является фактически отказом, то, следовательно, истец не утратил права на иск. Суд также уточнил, что непредставление с претензией подлинных документов не может быть принято как основание для отказа в иске, поскольку в ответе на претензию они не указаны. Таким образом, требование о взыскании убытков было удовлетворено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как ответить на претензию по договору
(КонсультантПлюс, 2025)30-дневный срок установлен, в частности, для ответа на претензии к перевозчику по договору перевозки (п. 1 ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ, п. 1 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 124 Устава железнодорожного транспорта РФ, ч. 1 ст. 40 Устава автомобильного транспорта). Это самый распространенный срок.
(КонсультантПлюс, 2025)30-дневный срок установлен, в частности, для ответа на претензии к перевозчику по договору перевозки (п. 1 ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ, п. 1 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 124 Устава железнодорожного транспорта РФ, ч. 1 ст. 40 Устава автомобильного транспорта). Это самый распространенный срок.
"Сроки в гражданском праве. Исковая давность"
(3-е издание, исправленное и дополненное)
(Кириллова М.Я., Крашенинников П.В.)
("Статут", 2016)Исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).
(3-е издание, исправленное и дополненное)
(Кириллова М.Я., Крашенинников П.В.)
("Статут", 2016)Исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11.04.1969 N 2
(ред. от 27.11.1981)
"О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа"В связи с этим по всем таким искам суд должен требовать от истца приобщения к исковому заявлению копии претензии и ответ перевозчика о полном либо частичном отклонении претензии, а в случае, когда претензия оставлена без ответа, - доказательства предъявления претензии (ст. 169 Устава железных дорог Союза ССР, ст. 218 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, ст. 294 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, ст. 112 Воздушного кодекса Союза ССР <*>).
(ред. от 27.11.1981)
"О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа"В связи с этим по всем таким искам суд должен требовать от истца приобщения к исковому заявлению копии претензии и ответ перевозчика о полном либо частичном отклонении претензии, а в случае, когда претензия оставлена без ответа, - доказательства предъявления претензии (ст. 169 Устава железных дорог Союза ССР, ст. 218 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, ст. 294 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, ст. 112 Воздушного кодекса Союза ССР <*>).
"Положение о претензионной комиссии предприятия гражданской авиации"
(утв. Приказом МГА СССР от 03.06.1983 N 98)В случае отклонения или неполучения в установленный срок ответа на претензию на сумму до 100 рублей заявители - предприятия, учреждения и организации в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 г. вправе обратиться в вышестоящий орган предприятия гражданской авиации, рассмотревшего претензию.
(утв. Приказом МГА СССР от 03.06.1983 N 98)В случае отклонения или неполучения в установленный срок ответа на претензию на сумму до 100 рублей заявители - предприятия, учреждения и организации в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 г. вправе обратиться в вышестоящий орган предприятия гражданской авиации, рассмотревшего претензию.
Статья: Проблема соотношения претензионного срока и срока исковой давности при урегулировании споров, возникающих в результате нарушения договора перевозки грузов
(Ремишевский П.В.)
("Адвокатская практика", 2007, Специальный выпуск, Сентябрь)Особой проблемы не возникает, если сроки исковой давности и претензионные сроки совпадают, как это имеет место при перевозке грузов внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 161 КВВТ РФ). При этом в соответствии со ст. 164 КВВТ РФ иски к перевозчику могут быть предъявлены в случае его полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа на предъявленную претензию в 30-дневный срок.
(Ремишевский П.В.)
("Адвокатская практика", 2007, Специальный выпуск, Сентябрь)Особой проблемы не возникает, если сроки исковой давности и претензионные сроки совпадают, как это имеет место при перевозке грузов внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 161 КВВТ РФ). При этом в соответствии со ст. 164 КВВТ РФ иски к перевозчику могут быть предъявлены в случае его полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа на предъявленную претензию в 30-дневный срок.
Статья: Досудебное урегулирование спора
(Зубова Е.С.)
("Бухгалтерский учет", 2010, N 4)Что касается сроков предъявления претензии, то здесь следует исходить из сроков, установленных договором, а в тех случаях, когда претензионное производство осуществляется в силу предписаний закона, для определения сроков целесообразно обратиться к этим предписаниям. Например, срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках составляет шесть месяцев (ст. 126 Воздушного кодекса РФ).
(Зубова Е.С.)
("Бухгалтерский учет", 2010, N 4)Что касается сроков предъявления претензии, то здесь следует исходить из сроков, установленных договором, а в тех случаях, когда претензионное производство осуществляется в силу предписаний закона, для определения сроков целесообразно обратиться к этим предписаниям. Например, срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках составляет шесть месяцев (ст. 126 Воздушного кодекса РФ).
"Гражданское право: Учебник"
(том 2)
(под ред. О.Н. Садикова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2007)Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таким моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ, п. 2 ст. 164 КВВТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому. Так, согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки. По требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте согласно п. 2 ст. 408 КТМ срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, а в смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Для требований в связи с перевозкой багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125). На других видах транспорта в силу специальных указаний уставов и кодексов (п. 3 ст. 164 КВВТ) либо в силу отсутствия таковых применяется общий срок исковой давности - 3 года (ст. 196 ГК).
(том 2)
(под ред. О.Н. Садикова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2007)Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таким моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ, п. 2 ст. 164 КВВТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому. Так, согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки. По требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте согласно п. 2 ст. 408 КТМ срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, а в смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Для требований в связи с перевозкой багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125). На других видах транспорта в силу специальных указаний уставов и кодексов (п. 3 ст. 164 КВВТ) либо в силу отсутствия таковых применяется общий срок исковой давности - 3 года (ст. 196 ГК).
Статья: Примирительные процедуры в экономическом правосудии России
(Колясникова Ю.С.)
("Российская юстиция", 2013, N 3)Претензионный порядок обладает некоторыми отличительными особенностями, позволяющими отграничить его от иных примирительных процедур. Во-первых, обязательная письменная (документарная) форма. Примирение осуществляется посредством направления претензии и ответа на нее, т.е. общение сторон, направленное на урегулирование разногласий, происходит не в устной форме, характерной для примирительных процедур. Во-вторых, претензионный порядок может применяться как добровольно, так и обязательно (в случаях, предусмотренных федеральными законами <5> и договором). В-третьих, претензионный порядок относится лишь к досудебным примирительным процедурам, поскольку может применяться сторонами только до обращения в суд. В-четвертых, при урегулировании конфликта с использованием претензионного порядка не действует принцип конфиденциальности. Соблюдение претензионного порядка в случаях, предусмотренных законом или договором, - одно из необходимых условий для возбуждения дела в суде. Следовательно, претензия и ответ на нее, раскрывающие позиции сторон, являются доказательствами в судебном разбирательстве. В-пятых, при несоблюдении претензионного порядка в случаях, предусмотренных законом или договором, АПК РФ предусматривает для сторон спора процессуальные последствия его несоблюдения: оставление заявления без движения (ст. 128 АПК РФ), оставление заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ), обязанность суда по отнесению судебных расходов независимо от результатов рассмотрения дела на лицо, нарушившее претензионный порядок урегулирования спора, в том числе нарушившее срок представления ответа на претензию, оставление претензии без ответа (ч. 1 ст. 111 АПК РФ).
(Колясникова Ю.С.)
("Российская юстиция", 2013, N 3)Претензионный порядок обладает некоторыми отличительными особенностями, позволяющими отграничить его от иных примирительных процедур. Во-первых, обязательная письменная (документарная) форма. Примирение осуществляется посредством направления претензии и ответа на нее, т.е. общение сторон, направленное на урегулирование разногласий, происходит не в устной форме, характерной для примирительных процедур. Во-вторых, претензионный порядок может применяться как добровольно, так и обязательно (в случаях, предусмотренных федеральными законами <5> и договором). В-третьих, претензионный порядок относится лишь к досудебным примирительным процедурам, поскольку может применяться сторонами только до обращения в суд. В-четвертых, при урегулировании конфликта с использованием претензионного порядка не действует принцип конфиденциальности. Соблюдение претензионного порядка в случаях, предусмотренных законом или договором, - одно из необходимых условий для возбуждения дела в суде. Следовательно, претензия и ответ на нее, раскрывающие позиции сторон, являются доказательствами в судебном разбирательстве. В-пятых, при несоблюдении претензионного порядка в случаях, предусмотренных законом или договором, АПК РФ предусматривает для сторон спора процессуальные последствия его несоблюдения: оставление заявления без движения (ст. 128 АПК РФ), оставление заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ), обязанность суда по отнесению судебных расходов независимо от результатов рассмотрения дела на лицо, нарушившее претензионный порядок урегулирования спора, в том числе нарушившее срок представления ответа на претензию, оставление претензии без ответа (ч. 1 ст. 111 АПК РФ).
Статья: Проблема соотношения претензионного срока и срока исковой давности при урегулировании споров, возникающих в результате нарушения договора перевозки грузов
(Ремишевский П.В.)
("Транспортное право", 2008, N 2)Особой проблемы не возникает, если сроки исковой давности и претензионные сроки совпадают, как это имеет место при перевозке грузов внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 161 КВВТ РФ). При этом в соответствии со ст. 164 КВВТ РФ иски к перевозчику могут быть предъявлены в случае его полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа на предъявленную претензию в 30-дневный срок.
(Ремишевский П.В.)
("Транспортное право", 2008, N 2)Особой проблемы не возникает, если сроки исковой давности и претензионные сроки совпадают, как это имеет место при перевозке грузов внутренним водным транспортом (п. 4 ст. 161 КВВТ РФ). При этом в соответствии со ст. 164 КВВТ РФ иски к перевозчику могут быть предъявлены в случае его полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа на предъявленную претензию в 30-дневный срок.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9 - 12"
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2013)7. Специальные правила определения точки отсчета давностного срока введены уставами и кодексами, регулирующими перевозку грузов транспортными организациями: например, исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2013)7. Специальные правила определения точки отсчета давностного срока введены уставами и кодексами, регулирующими перевозку грузов транспортными организациями: например, исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).
"Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта: Монография"
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Процедура предъявления претензии и ее рассмотрения установлена соответствующими транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов. Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответа на претензию в тридцатидневный срок, к нему может быть предъявлен иск.
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Процедура предъявления претензии и ее рассмотрения установлена соответствующими транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов. Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответа на претензию в тридцатидневный срок, к нему может быть предъявлен иск.
Статья: Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ: предмет и срок выполнения работ
(Телицин С.Ю.)
("Право и экономика", 2009, N 6)К таким нормам относятся следующие: п. 1 ст. 471 ГК РФ, согласно которому гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (действие); п. 1 ст. 502 ГК РФ, согласно которому срок для обмена товара надлежащего качества в договоре розничной купли-продажи исчисляется с момента передачи товара (действие); п. 4 ст. 523 ГК РФ, согласно которому срок расторжения договора поставки в одностороннем порядке - день получения уведомления об одностороннем отказе (действие); п. 3 ст. 592 ГК РФ, согласно которому срок для выкупа ренты по общему правилу исчисляется с момента заключения договора (заключение договора как сделки является действием); п. 2 ст. 724 ГК РФ, согласно которому срок для предъявления требований, связанных с ненадлежащим качеством работы по договору подряда, если им не установлен гарантийный срок, исчисляется с момента передачи результата работ (действие) (аналогично в п. 4 ст. 724 ГК РФ); п. 3 ст. 797 ГК РФ, согласно которому срок исковой давности по искам из договора перевозки составляет один год, исчисляемый с момента установленного соответствующим транспортным уставом или кодексом. Согласно ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ срок исковой давности по договорам перевозки груза исчисляется в том числе с момента выдачи груза, приема груза для перевозки. Согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса РФ течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения от перевозчика ответа на претензию. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска (действие), а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (действие). Подобных норм в гражданском законодательстве множество.
(Телицин С.Ю.)
("Право и экономика", 2009, N 6)К таким нормам относятся следующие: п. 1 ст. 471 ГК РФ, согласно которому гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (действие); п. 1 ст. 502 ГК РФ, согласно которому срок для обмена товара надлежащего качества в договоре розничной купли-продажи исчисляется с момента передачи товара (действие); п. 4 ст. 523 ГК РФ, согласно которому срок расторжения договора поставки в одностороннем порядке - день получения уведомления об одностороннем отказе (действие); п. 3 ст. 592 ГК РФ, согласно которому срок для выкупа ренты по общему правилу исчисляется с момента заключения договора (заключение договора как сделки является действием); п. 2 ст. 724 ГК РФ, согласно которому срок для предъявления требований, связанных с ненадлежащим качеством работы по договору подряда, если им не установлен гарантийный срок, исчисляется с момента передачи результата работ (действие) (аналогично в п. 4 ст. 724 ГК РФ); п. 3 ст. 797 ГК РФ, согласно которому срок исковой давности по искам из договора перевозки составляет один год, исчисляемый с момента установленного соответствующим транспортным уставом или кодексом. Согласно ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ срок исковой давности по договорам перевозки груза исчисляется в том числе с момента выдачи груза, приема груза для перевозки. Согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса РФ течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения от перевозчика ответа на претензию. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска (действие), а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (действие). Подобных норм в гражданском законодательстве множество.
Статья: Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе
(Воронов А.Ф.)
("Право в Вооруженных Силах", N 11, 2003)Почти во всех транспортных уставах и кодексах предусмотрена обязанность транспортных организаций давать ответ на претензию. Срок ответа - в течение тридцати дней. Если такая обязанность не установлена законом или договором, то давать ответ - право, а не обязанность лица, к которому обращено требование. Содержание ответа установлено только в некоторых нормативных актах (например, в ст. 124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации). По-видимому, ответ на претензию должен содержать реквизиты, аналогичные указанным для претензии. При отказе в удовлетворении претензии следует указать мотивы и обстоятельства отказа со ссылкой на нормативные правовые акты и доказательства. При удовлетворении претензии необходимо четко указать способ и время удовлетворения требования заявителя.
(Воронов А.Ф.)
("Право в Вооруженных Силах", N 11, 2003)Почти во всех транспортных уставах и кодексах предусмотрена обязанность транспортных организаций давать ответ на претензию. Срок ответа - в течение тридцати дней. Если такая обязанность не установлена законом или договором, то давать ответ - право, а не обязанность лица, к которому обращено требование. Содержание ответа установлено только в некоторых нормативных актах (например, в ст. 124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации). По-видимому, ответ на претензию должен содержать реквизиты, аналогичные указанным для претензии. При отказе в удовлетворении претензии следует указать мотивы и обстоятельства отказа со ссылкой на нормативные правовые акты и доказательства. При удовлетворении претензии необходимо четко указать способ и время удовлетворения требования заявителя.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой"
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2011)7. Специальные правила определения точки отсчета давностного срока введены уставами и кодексами, регулирующими перевозку грузов транспортными организациями РФ, например, исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2011)7. Специальные правила определения точки отсчета давностного срока введены уставами и кодексами, регулирующими перевозку грузов транспортными организациями РФ, например, исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).