Срок ответа банка на претензию
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ответа банка на претензию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Порядок использования электронных средств платежа" Федерального закона "О национальной платежной системе"Основанием иска являлось нарушение банком срока зачисления денежных средств, а не срока дачи им ответа на претензию, в связи с чем применению в данном деле подлежали положения абз. 1 ст. 849 ГК РФ, а не ч. 8 ст. 9 Законом о национальной платежной системе, как это сделал суд апелляционной инстанции."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание с гаранта выплаты по банковской гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)...Банк отказал в удовлетворении требования о выплате по Гарантии, указав, что к требованию не приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего его, а приложенная к требованию претензия не соответствует условиям Гарантии.
(КонсультантПлюс, 2025)...Банк отказал в удовлетворении требования о выплате по Гарантии, указав, что к требованию не приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего его, а приложенная к требованию претензия не соответствует условиям Гарантии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как организации взыскать задолженность и проценты по договору займа?
(Консультация эксперта, 2025)После истечения срока предоставления ответа на претензию заимодавец может обратиться в суд с иском о взыскании задолженности и процентов за пользование суммой займа, неустойки, предусмотренной договором, или штрафных процентов по ключевой ставке Банка России в соответствии со ст. 395 ГК РФ, если неустойка договором не была согласована (п. 1 ст. 811 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)После истечения срока предоставления ответа на претензию заимодавец может обратиться в суд с иском о взыскании задолженности и процентов за пользование суммой займа, неустойки, предусмотренной договором, или штрафных процентов по ключевой ставке Банка России в соответствии со ст. 395 ГК РФ, если неустойка договором не была согласована (п. 1 ст. 811 ГК РФ).
Статья: Реализация права отказа от наследства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Резник Д.С.)
("Наследственное право", 2024, N 2)На практике банки, микрофинансовые организации и иные кредитные организации в ответ на запрос нотариуса, ведущего наследственное дело, сообщают лишь информацию о счетах наследодателя. Наследники узнают о наличии долгов по истечении шестимесячного срока и путем получения досудебных претензий и исковых заявлений, что напрямую нарушает право наследника при наличии полной информации о составе наследственной массы подать заявление об отказе от наследства.
(Резник Д.С.)
("Наследственное право", 2024, N 2)На практике банки, микрофинансовые организации и иные кредитные организации в ответ на запрос нотариуса, ведущего наследственное дело, сообщают лишь информацию о счетах наследодателя. Наследники узнают о наличии долгов по истечении шестимесячного срока и путем получения досудебных претензий и исковых заявлений, что напрямую нарушает право наследника при наличии полной информации о составе наследственной массы подать заявление об отказе от наследства.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2021 N 34-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с жалобой гражданина Н.В. Кузнецова"1.1. Гражданин Н.В. Кузнецов получил от своего отца в дар денежные средства, которые были внесены в Транскапиталбанк в качестве банковского вклада. По истечении срока вклада 30 июня 2014 года Н.В. Кузнецов обратился в указанный банк с заявлением о переводе денег, внесенных во вклад, с полученными процентами (615 711,14 доллара США) на счет отца в Мособлбанке, однако на счет деньги не поступили. В ответ на претензию Н.В. Кузнецова Транскапиталбанк 18 августа 2014 года сообщил, что денежные средства, номинированные в долларах США, подлежали перечислению из одного российского банка в другой через уполномоченный банк США, а именно Standard Chartered Bank, где были заблокированы по указанию Управления по контролю за иностранными активами Казначейства США в связи с введением США санкций, под которые попал и Мособлбанк. Получив отказ Транскапиталбанка возвратить денежные средства, Н.В. Кузнецов обратился в суд с требованием об их взыскании. Решением Таганского районного суда города Москвы от 29 января 2015 года требование было удовлетворено, но апелляционным определением Московского городского суда от 16 октября 2015 года, с которым согласились вышестоящие суды, включая Верховный Суд Российской Федерации, решение отменено, а в удовлетворении требования отказано, поскольку банк не смог выполнить поручение заявителя о переводе денег из-за обстоятельств непреодолимой силы, т.е. санкций США.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с жалобой гражданина Н.В. Кузнецова"1.1. Гражданин Н.В. Кузнецов получил от своего отца в дар денежные средства, которые были внесены в Транскапиталбанк в качестве банковского вклада. По истечении срока вклада 30 июня 2014 года Н.В. Кузнецов обратился в указанный банк с заявлением о переводе денег, внесенных во вклад, с полученными процентами (615 711,14 доллара США) на счет отца в Мособлбанке, однако на счет деньги не поступили. В ответ на претензию Н.В. Кузнецова Транскапиталбанк 18 августа 2014 года сообщил, что денежные средства, номинированные в долларах США, подлежали перечислению из одного российского банка в другой через уполномоченный банк США, а именно Standard Chartered Bank, где были заблокированы по указанию Управления по контролю за иностранными активами Казначейства США в связи с введением США санкций, под которые попал и Мособлбанк. Получив отказ Транскапиталбанка возвратить денежные средства, Н.В. Кузнецов обратился в суд с требованием об их взыскании. Решением Таганского районного суда города Москвы от 29 января 2015 года требование было удовлетворено, но апелляционным определением Московского городского суда от 16 октября 2015 года, с которым согласились вышестоящие суды, включая Верховный Суд Российской Федерации, решение отменено, а в удовлетворении требования отказано, поскольку банк не смог выполнить поручение заявителя о переводе денег из-за обстоятельств непреодолимой силы, т.е. санкций США.
"Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Суд счел, что направлением бенефициаром гаранту требования, предусмотренного ст. 374 ГК РФ, не может подтверждаться соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. В случае получения отказа в совершении платежа либо при неполучении ответа на это требование в установленный срок бенефициар обязан направить гаранту второе требование - претензию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Суд счел, что направлением бенефициаром гаранту требования, предусмотренного ст. 374 ГК РФ, не может подтверждаться соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. В случае получения отказа в совершении платежа либо при неполучении ответа на это требование в установленный срок бенефициар обязан направить гаранту второе требование - претензию.
Вопрос: О порядке исчисления двухдневного срока приостановления оператором по переводу денежных средств исполнения распоряжений / подтвержденных распоряжений клиентов.
(Письмо Банка России от 02.09.2024 N 010-31/7975)Следование банками данным рекомендациям может привести к неверному исчислению данных сроков, а это несет для кредитных организаций существенные риски предъявления клиентами претензий о нарушении их прав и требований о возмещении соответствующих убытков.
(Письмо Банка России от 02.09.2024 N 010-31/7975)Следование банками данным рекомендациям может привести к неверному исчислению данных сроков, а это несет для кредитных организаций существенные риски предъявления клиентами претензий о нарушении их прав и требований о возмещении соответствующих убытков.
Статья: Как взыскать неустойку с застройщика. Пошаговая инструкция
(Авалян Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Если в срок, указанный в претензии, застройщик ничего не ответил (или его ответ не устроил дольщика), можно обращаться в суд.
(Авалян Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Если в срок, указанный в претензии, застройщик ничего не ответил (или его ответ не устроил дольщика), можно обращаться в суд.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)- сами по себе ответы на претензии, в которых банк сообщает гражданину о причинах неисполнения обязательства по переводу денежных средств, обещает следить за развитием ситуации и сообщать клиенту обо всех изменениях, не свидетельствуют о признании им долга по смыслу ст. 203 ГК РФ - соответствующий вывод суда первой инстанции не основан на нормах закона и обстоятельствах дела.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)- сами по себе ответы на претензии, в которых банк сообщает гражданину о причинах неисполнения обязательства по переводу денежных средств, обещает следить за развитием ситуации и сообщать клиенту обо всех изменениях, не свидетельствуют о признании им долга по смыслу ст. 203 ГК РФ - соответствующий вывод суда первой инстанции не основан на нормах закона и обстоятельствах дела.
Статья: Взыскание задолженности по кредитной карте
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Какие действия должника могут привести к перерыву срока - указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 29.09.2015 N 43. Это, например:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Какие действия должника могут привести к перерыву срока - указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 29.09.2015 N 43. Это, например:
Статья: Как отражать в учете результаты налоговой проверки, если акт получен в период составления годовой отчетности?
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Исходя из характера требований ФНС о представлении документов и запрашиваемых ФНС пояснений, банк предполагает, что в акте проверки могут быть предъявлены требования о доначислении налога на прибыль, штрафные санкции, пени за проверяемые годы, сведений о суммах возможных претензий нет. Получение акта в соответствии с НК РФ ожидается не позднее 29.02.2024. Во внутренних документах этот период предназначен для отражения СПОД за отчетный 2023 год.
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Исходя из характера требований ФНС о представлении документов и запрашиваемых ФНС пояснений, банк предполагает, что в акте проверки могут быть предъявлены требования о доначислении налога на прибыль, штрафные санкции, пени за проверяемые годы, сведений о суммах возможных претензий нет. Получение акта в соответствии с НК РФ ожидается не позднее 29.02.2024. Во внутренних документах этот период предназначен для отражения СПОД за отчетный 2023 год.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)6. Часть 7 комментируемого Закона закрепляет обязанность оператора по переводу денежных средств предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа. Причем данная обязанность распространяется на все эмитированные карты, в том числе дополнительные (информация Банка России "Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)6. Часть 7 комментируемого Закона закрепляет обязанность оператора по переводу денежных средств предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа. Причем данная обязанность распространяется на все эмитированные карты, в том числе дополнительные (информация Банка России "Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").
Статья: Первый опыт применения единого налогового счета для бизнеса в России
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В Финляндии переход к практической реализации рассматриваемой формы учета налогов начался гораздо раньше, чем в России. С 01.01.2010 все финские компании получили налоговый счет, предназначенный для снижения издержек взаимодействия с налоговой администрацией за счет информационно-коммуникационных технологий, задействованных в уплате налогов, для повышения прозрачности и прослеживаемости налоговых платежей и сокращения на этой основе как технических ошибок, так и общего числа банковских операций благодаря механизму зачета остатка средств в счет других налоговых обязательств (т.е. мотивация была точно такая же, как в России) <17>. Кроме того, должно было повыситься качество обслуживания налогоплательщиков, в том числе благодаря быстрому решению возможных проблем ввиду оперативного наблюдения за состоянием расчетов с бюджетом. Но уже в самом начале использования новой системы обнаружилось, что программное обеспечение не справляется с теми функциями, которые на нее были возложены. В частности, опрошенные представители налогоплательщиков отмечали случаи, когда ЕНС не работал в режиме реального времени и с задержками фиксировал в налоговом аккаунте поступающие суммы по платежным поручениям, направленным в банк <18>. Отсюда возникали риски начисления пени за формальную просрочку платежа, уплаченного на самом деле в установленный срок. Подача декларации после пополнения счета могла привести к такому же результату. Как следствие, необходимость корректировок на основании претензии налогоплательщика лишь увеличивала административную нагрузку. Подобные ситуации усложнялись тем, что было трудно связаться с работником налоговой администрации, который бы отвечал за стабильность сервиса при возникновении проблемы. Сопутствующим недостатком называлось неудачное время для перехода на новую систему уплаты налогов, поскольку с завершением календарного года административная нагрузка возрастает и оказывается гораздо выше, чем, например, в середине года, в связи с необходимостью формирования налоговой отчетности и при отсутствии времени для изучения обновленных алгоритмов, особенно в сроки, которые были ужесточены в процессе обновления правил. На этом фоне высказывалось мнение, что налоговый счет делает налоговый учет "грязным" (из-за того, что все налоги смешиваются на одном счете и непонятно, какими будут списания), не обеспечивает должной степени детализации платежей и вообще работает совершенно произвольно в интересах налогового органа, отчего усиливается негативное отношение к налоговой системе в целом. В то же время, когда был задан вопрос сотруднику налоговой администрации о выгодах налогового счета, ответ был дан в том смысле, что эти выгоды можно получить, если использовать счет правильно, зная, как он работает. При этом было выражено согласие с преобладающими оценками бизнеса о том, что вначале данный механизм работал плохо. По сведениям финской налоговой администрации, налогоплательщики избегали того, чтобы заранее перечислять свои средства на единый налоговый счет, что не оправдывало связанных с ним ожиданий об авансовом пополнении для уплаты будущих налогов. К числу основных причин низкой эффективности сервиса был отнесен единовременный переход к новой системе, не сопровождавшийся переходным этапом в виде тестирования функций, в ходе которого налоговая администрация получила бы возможность организовать обратную связь с налогоплательщиками, а те, в свою очередь, - апробировать и внедрить в свои учетные системы обновленные алгоритмы, своевременно обнаружив все их изъяны без рисков ущерба для финансового положения компаний.
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В Финляндии переход к практической реализации рассматриваемой формы учета налогов начался гораздо раньше, чем в России. С 01.01.2010 все финские компании получили налоговый счет, предназначенный для снижения издержек взаимодействия с налоговой администрацией за счет информационно-коммуникационных технологий, задействованных в уплате налогов, для повышения прозрачности и прослеживаемости налоговых платежей и сокращения на этой основе как технических ошибок, так и общего числа банковских операций благодаря механизму зачета остатка средств в счет других налоговых обязательств (т.е. мотивация была точно такая же, как в России) <17>. Кроме того, должно было повыситься качество обслуживания налогоплательщиков, в том числе благодаря быстрому решению возможных проблем ввиду оперативного наблюдения за состоянием расчетов с бюджетом. Но уже в самом начале использования новой системы обнаружилось, что программное обеспечение не справляется с теми функциями, которые на нее были возложены. В частности, опрошенные представители налогоплательщиков отмечали случаи, когда ЕНС не работал в режиме реального времени и с задержками фиксировал в налоговом аккаунте поступающие суммы по платежным поручениям, направленным в банк <18>. Отсюда возникали риски начисления пени за формальную просрочку платежа, уплаченного на самом деле в установленный срок. Подача декларации после пополнения счета могла привести к такому же результату. Как следствие, необходимость корректировок на основании претензии налогоплательщика лишь увеличивала административную нагрузку. Подобные ситуации усложнялись тем, что было трудно связаться с работником налоговой администрации, который бы отвечал за стабильность сервиса при возникновении проблемы. Сопутствующим недостатком называлось неудачное время для перехода на новую систему уплаты налогов, поскольку с завершением календарного года административная нагрузка возрастает и оказывается гораздо выше, чем, например, в середине года, в связи с необходимостью формирования налоговой отчетности и при отсутствии времени для изучения обновленных алгоритмов, особенно в сроки, которые были ужесточены в процессе обновления правил. На этом фоне высказывалось мнение, что налоговый счет делает налоговый учет "грязным" (из-за того, что все налоги смешиваются на одном счете и непонятно, какими будут списания), не обеспечивает должной степени детализации платежей и вообще работает совершенно произвольно в интересах налогового органа, отчего усиливается негативное отношение к налоговой системе в целом. В то же время, когда был задан вопрос сотруднику налоговой администрации о выгодах налогового счета, ответ был дан в том смысле, что эти выгоды можно получить, если использовать счет правильно, зная, как он работает. При этом было выражено согласие с преобладающими оценками бизнеса о том, что вначале данный механизм работал плохо. По сведениям финской налоговой администрации, налогоплательщики избегали того, чтобы заранее перечислять свои средства на единый налоговый счет, что не оправдывало связанных с ним ожиданий об авансовом пополнении для уплаты будущих налогов. К числу основных причин низкой эффективности сервиса был отнесен единовременный переход к новой системе, не сопровождавшийся переходным этапом в виде тестирования функций, в ходе которого налоговая администрация получила бы возможность организовать обратную связь с налогоплательщиками, а те, в свою очередь, - апробировать и внедрить в свои учетные системы обновленные алгоритмы, своевременно обнаружив все их изъяны без рисков ущерба для финансового положения компаний.
Ситуация: Как гражданину составить исковое заявление о признании кредитного договора исполненным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)копии направленной в банк претензии и документов, подтверждающих ее передачу в банк, ответа на ваше обращение (при наличии);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)копии направленной в банк претензии и документов, подтверждающих ее передачу в банк, ответа на ваше обращение (при наличии);
Готовое решение: Как составить договор поручительства к кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидиарная ответственность более выгодна вам, поэтому попробуйте договориться с банком о таком варианте. Тогда банк сможет потребовать от вас заплатить за заемщика лишь после того, как предъявит требование к нему, а тот не ответит на него в разумный срок или откажется его удовлетворить (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 399 ГК РФ, п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)). Для предъявления требования к субсидиарному поручителю не требуется обращаться к солидарным поручителям, залогодателям и т.п. Иной порядок может быть предусмотрен договором поручительства (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 45).
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидиарная ответственность более выгодна вам, поэтому попробуйте договориться с банком о таком варианте. Тогда банк сможет потребовать от вас заплатить за заемщика лишь после того, как предъявит требование к нему, а тот не ответит на него в разумный срок или откажется его удовлетворить (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 399 ГК РФ, п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)). Для предъявления требования к субсидиарному поручителю не требуется обращаться к солидарным поручителям, залогодателям и т.п. Иной порядок может быть предусмотрен договором поручительства (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 45).
Статья: Анализ и оценка нормативно-правового регулирования эффективности страховых продуктов, предлагаемых для граждан в Российской Федерации
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что российское законодательство предусматривает несколько уровней защиты прав получателей страховых услуг, основанных на возможности рассмотрения претензии и/или обращения в следующих учреждениях и ведомствах:
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что российское законодательство предусматривает несколько уровней защиты прав получателей страховых услуг, основанных на возможности рассмотрения претензии и/или обращения в следующих учреждениях и ведомствах: