Срок кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 79 "Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, ИФНС должна возвратить из бюджета сумму налога на имущество физических лиц, излишне уплаченного исходя из кадастровой стоимости помещений. Срок для возврата налога не пропущен, поскольку он узнал о факте переплаты не ранее вступления в законную силу решения суда, которым здание исключено из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, ИФНС должна возвратить из бюджета сумму налога на имущество физических лиц, излишне уплаченного исходя из кадастровой стоимости помещений. Срок для возврата налога не пропущен, поскольку он узнал о факте переплаты не ранее вступления в законную силу решения суда, которым здание исключено из перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 403 "Налоговая база" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ"Приняв во внимание приведенные разъяснения, проанализировав положения статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что Б.А.А. не утратил право на подачу налоговой декларации с уточнением суммы налога на имущество физических лиц за соответствующие налоговые периоды, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока на пересмотр архивной кадастровой стоимости нежилого сооружения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить (уменьшить) кадастровую стоимость нежилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - не позднее пяти лет с даты их внесения в госкадастр недвижимости. Правило действует, если на момент обращения в суд в этот госкадастр не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик помещения, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - не позднее пяти лет с даты их внесения в госкадастр недвижимости. Правило действует, если на момент обращения в суд в этот госкадастр не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик помещения, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"По истечении всех указанных сроков исполнитель работ составляет отчет об определении кадастровой стоимости, включающий в себя справку, содержащую информацию о всех представленных к такому проекту отчета замечаниях, как учтенных, так и неучтенных, с их соответствующим обоснованием или об отсутствии замечаний к проекту отчета об определении кадастровой стоимости (далее - справка о замечаниях).
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"По истечении всех указанных сроков исполнитель работ составляет отчет об определении кадастровой стоимости, включающий в себя справку, содержащую информацию о всех представленных к такому проекту отчета замечаниях, как учтенных, так и неучтенных, с их соответствующим обоснованием или об отсутствии замечаний к проекту отчета об определении кадастровой стоимости (далее - справка о замечаниях).
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог при изменении (уменьшении или увеличении) кадастровой стоимости земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)авансы, срок уплаты которых еще не наступил, и налог по итогам года рассчитывайте с учетом новой, измененной кадастровой стоимости.
(КонсультантПлюс, 2025)авансы, срок уплаты которых еще не наступил, и налог по итогам года рассчитывайте с учетом новой, измененной кадастровой стоимости.
Готовое решение: Как изменить (уменьшить) кадастровую стоимость земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - не позднее пяти лет с даты их внесения в госкадастр недвижимости. Правило действует, если на момент обращения в суд в этот госкадастр не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик участка, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - не позднее пяти лет с даты их внесения в госкадастр недвижимости. Правило действует, если на момент обращения в суд в этот госкадастр не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик участка, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 4 комментируемой статьи устанавливает срок определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей: по общему правилу определение кадастровой стоимости осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных ППК "Роскадастр" (до внесения Законом 2021 г. N 449-ФЗ изменения говорилось о подведомственном органу регистрации прав федеральном государственном бюджетном учреждении, то есть о ФГБУ "ФКП Росреестра").
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 4 комментируемой статьи устанавливает срок определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей: по общему правилу определение кадастровой стоимости осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных ППК "Роскадастр" (до внесения Законом 2021 г. N 449-ФЗ изменения говорилось о подведомственном органу регистрации прав федеральном государственном бюджетном учреждении, то есть о ФГБУ "ФКП Росреестра").
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 9.1 комментируемой статьи введена с 28 октября 2021 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости. Как отмечено в информации Росреестра "Закон о государственной регистрации недвижимости: какие изменения вступили в силу в конце октября 2021 г." <269> в отношении данной части, Законом 2021 г. N 120-ФЗ установлена специальная норма, которая применяется, если подготовка технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 г. зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства осуществляется для внесения в ЕГРН сведений о местоположении этих объектов на земельном участке; в этом случае для подготовки технического плана не потребуется проектная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или разрешение на строительство; также в состав технического плана не нужно будет включать копии данных документов и планы всех этажей здания, сооружения либо планы здания, сооружения; данные нормы позволят сократить сроки и стоимость кадастровых работ и будут востребованы как правообладателями таких объектов недвижимости, так и кадастровыми инженерами. Кроме того, указанные нормы будут способствовать наполнению ЕГРН сведениями о пространственном положении объектов капитального строительства, увеличению количества объектов недвижимости, расположение которых на местности может быть отображено на публичной кадастровой карте.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 9.1 комментируемой статьи введена с 28 октября 2021 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости. Как отмечено в информации Росреестра "Закон о государственной регистрации недвижимости: какие изменения вступили в силу в конце октября 2021 г." <269> в отношении данной части, Законом 2021 г. N 120-ФЗ установлена специальная норма, которая применяется, если подготовка технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 г. зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства осуществляется для внесения в ЕГРН сведений о местоположении этих объектов на земельном участке; в этом случае для подготовки технического плана не потребуется проектная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или разрешение на строительство; также в состав технического плана не нужно будет включать копии данных документов и планы всех этажей здания, сооружения либо планы здания, сооружения; данные нормы позволят сократить сроки и стоимость кадастровых работ и будут востребованы как правообладателями таких объектов недвижимости, так и кадастровыми инженерами. Кроме того, указанные нормы будут способствовать наполнению ЕГРН сведениями о пространственном положении объектов капитального строительства, увеличению количества объектов недвижимости, расположение которых на местности может быть отображено на публичной кадастровой карте.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, - в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, - в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ);
Готовое решение: Как организациям и ИП уведомить налоговый орган об исчисленных суммах налогов и взносов, перечисляемых посредством ЕНП
(КонсультантПлюс, 2025)По другим налогам таких ограничений нет. Например, вы можете включить в одно уведомление сведения об обязательствах по всем срокам уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, транспортного или земельного налога, не дожидаясь установленных сроков. Таким образом, вы досрочно уведомите налоговую о своих обязательствах по налогу по всем срокам его уплаты (Письмо ФНС России от 10.04.2024 N ЗГ-2-8/5702@).
(КонсультантПлюс, 2025)По другим налогам таких ограничений нет. Например, вы можете включить в одно уведомление сведения об обязательствах по всем срокам уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, транспортного или земельного налога, не дожидаясь установленных сроков. Таким образом, вы досрочно уведомите налоговую о своих обязательствах по налогу по всем срокам его уплаты (Письмо ФНС России от 10.04.2024 N ЗГ-2-8/5702@).
Ситуация: Как оспорить (уменьшить) кадастровую стоимость квартиры или земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 30 дней со дня его поступления. О дате рассмотрения заявления вам должны направить уведомление в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления (ч. 13, 14 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; п. 12 Порядка N П/0311).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 30 дней со дня его поступления. О дате рассмотрения заявления вам должны направить уведомление в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления (ч. 13, 14 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; п. 12 Порядка N П/0311).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ситуация: Что делать, если налог на имущество физических лиц рассчитан исходя из завышенной кадастровой стоимости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда вам стало известно о принятии комиссией соответствующего решения, совершении оспариваемых действий (бездействия). При этом срок оспаривания бездействия комиссии может отсчитываться, например, со дня, когда по истечении срока рассмотрения вашего заявления о пересмотре кадастровой стоимости вы узнали о том, что оно еще не рассматривалось.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда вам стало известно о принятии комиссией соответствующего решения, совершении оспариваемых действий (бездействия). При этом срок оспаривания бездействия комиссии может отсчитываться, например, со дня, когда по истечении срока рассмотрения вашего заявления о пересмотре кадастровой стоимости вы узнали о том, что оно еще не рассматривалось.
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<14> В соответствии с законодательством РФ налоговая база является фиксированной величиной до следующего обновления кадастровой стоимости (срок действия кадастровой стоимости от трех до пяти лет в зависимости от решения органов власти субъекта Федерации). В соответствии с законодательством Украины налоговая база является фиксированной величиной и меняется только в случае внесения существенных (конструктивных) изменений в объект недвижимости, приводящих к увеличению/уменьшению его площади. С ухудшением или улучшением инфраструктуры, ростом износа или проведением капитального ремонта величина налоговой базы не связана.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<14> В соответствии с законодательством РФ налоговая база является фиксированной величиной до следующего обновления кадастровой стоимости (срок действия кадастровой стоимости от трех до пяти лет в зависимости от решения органов власти субъекта Федерации). В соответствии с законодательством Украины налоговая база является фиксированной величиной и меняется только в случае внесения существенных (конструктивных) изменений в объект недвижимости, приводящих к увеличению/уменьшению его площади. С ухудшением или улучшением инфраструктуры, ростом износа или проведением капитального ремонта величина налоговой базы не связана.