Срок исполнения решения финансового уполномоченного
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок исполнения решения финансового уполномоченного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26 "Обжалование решения финансового уполномоченного финансовой организацией" Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг""Необходимо отметить, что с 11 декабря 2023 г. Федеральным законом от 13 июня 2023 г. N 226-ФЗ внесены изменения в часть 2 статьи 26 Закона о финансовом уполномоченном, предусматривающие возможность исчислять срок исполнения решения финансового уполномоченного от даты вступления в законную силу судебного постановления, которым дело разрешается по существу.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Исполнение решения финансового уполномоченного" Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг""Таким образом, срок исполнения решения финансового уполномоченного, по истечении которого в случае неисполнения решения финансового уполномоченного страховая организация подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 24 Закона о финансовом уполномоченном, как и вопрос о наличии предусмотренных законом оснований для освобождения страховщика от соответствующей меры ответственности, являются юридически значимыми обстоятельствами по спору о взыскании такого штрафа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы применения закона о финансовом уполномоченном в процессе защиты гражданских прав
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Так, в силу ч. 1 ст. 24 Закона N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" исполнение финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного признается надлежащим исполнением финансовой организацией обязанностей по соответствующему договору с потребителем финансовых услуг об оказании ему или в его пользу финансовой услуги. Указанную норму финансовый уполномоченный систематически истолковывает как полное освобождение финансовых организаций от гражданско-правовой ответственности за нарушение своих обязательств в случае, если ими в установленные Законом N 123-ФЗ сроки будет исполнено решение финансового уполномоченного.
(Наумов М.А.)
("Цивилист", 2023, N 1)Так, в силу ч. 1 ст. 24 Закона N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" исполнение финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного признается надлежащим исполнением финансовой организацией обязанностей по соответствующему договору с потребителем финансовых услуг об оказании ему или в его пользу финансовой услуги. Указанную норму финансовый уполномоченный систематически истолковывает как полное освобождение финансовых организаций от гражданско-правовой ответственности за нарушение своих обязательств в случае, если ими в установленные Законом N 123-ФЗ сроки будет исполнено решение финансового уполномоченного.
Ситуация: Каков порядок обращения потребителя к финансовому уполномоченному?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в решении, за исключением случаев приостановления исполнения решения (ч. 2 ст. 23 Закона N 123-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в решении, за исключением случаев приостановления исполнения решения (ч. 2 ст. 23 Закона N 123-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)В указанный в абзаце первом настоящего пункта срок не включается период, на который исполнение решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг было приостановлено уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
(ред. от 31.07.2025)
"О негосударственных пенсионных фондах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)В указанный в абзаце первом настоящего пункта срок не включается период, на который исполнение решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг было приостановлено уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ
(ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025)
"Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"3) дату подписания решения финансового уполномоченного, а также порядок и срок исполнения решения финансового уполномоченного.
(ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025)
"Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"3) дату подписания решения финансового уполномоченного, а также порядок и срок исполнения решения финансового уполномоченного.
Статья: Финансово-правовые аспекты функционирования института финансового уполномоченного
(Сурменева Е.А., Беликов Е.Г.)
("Банковское право", 2024, N 4)Повышение уровня доверия граждан к финансовым продуктам обеспечивается и за счет особенностей способа защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, реализуемого институтом финансового уполномоченного. Для механизма досудебного урегулирования, установленного Законом N 123-ФЗ, характерна потребительская направленность как на этапе подачи обращения финансовому уполномоченному, так и на стадии рассмотрения спора по существу. Сам порядок защиты характеризуется доступностью и простотой, бесплатностью для потребителя, ускоренными сроками рассмотрения обращений, удобством процесса рассмотрения обращений с построенной коммуникационной средой взаимодействия, ускоренными сроками вступления в силу и исполнения решения финансового уполномоченного. Подходы, используемые финансовым уполномоченным при разрешении споров, свидетельствуют о формировании правоприменительной практики, учитывающей интересы потребителей как экономически слабых сторон правоотношений, сдерживающей профессиональных участников финансового рынка от навязывания слабой стороне несправедливых условий. Узкая специализация, в условиях которой функционирует институт финансового уполномоченного, позволяет глубоко прорабатывать правовые вопросы применительно к отдельным видам финансовых услуг и категориям их потребителей. Это, в свою очередь, является важным фактором обеспечения единства правоприменительных позиций финансовых уполномоченных при рассмотрении обращений по существу, что особенно важно при существующей проблеме противоречивости судебной практики. Узкая специализация и единство правоприменения в рамках института финансового уполномоченного обеспечивают единообразное применение законодательства Российской Федерации, что выступает необходимым условием обеспечения равного отношения к правам и законным интересам потребителей финансовых услуг и их защите.
(Сурменева Е.А., Беликов Е.Г.)
("Банковское право", 2024, N 4)Повышение уровня доверия граждан к финансовым продуктам обеспечивается и за счет особенностей способа защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, реализуемого институтом финансового уполномоченного. Для механизма досудебного урегулирования, установленного Законом N 123-ФЗ, характерна потребительская направленность как на этапе подачи обращения финансовому уполномоченному, так и на стадии рассмотрения спора по существу. Сам порядок защиты характеризуется доступностью и простотой, бесплатностью для потребителя, ускоренными сроками рассмотрения обращений, удобством процесса рассмотрения обращений с построенной коммуникационной средой взаимодействия, ускоренными сроками вступления в силу и исполнения решения финансового уполномоченного. Подходы, используемые финансовым уполномоченным при разрешении споров, свидетельствуют о формировании правоприменительной практики, учитывающей интересы потребителей как экономически слабых сторон правоотношений, сдерживающей профессиональных участников финансового рынка от навязывания слабой стороне несправедливых условий. Узкая специализация, в условиях которой функционирует институт финансового уполномоченного, позволяет глубоко прорабатывать правовые вопросы применительно к отдельным видам финансовых услуг и категориям их потребителей. Это, в свою очередь, является важным фактором обеспечения единства правоприменительных позиций финансовых уполномоченных при рассмотрении обращений по существу, что особенно важно при существующей проблеме противоречивости судебной практики. Узкая специализация и единство правоприменения в рамках института финансового уполномоченного обеспечивают единообразное применение законодательства Российской Федерации, что выступает необходимым условием обеспечения равного отношения к правам и законным интересам потребителей финансовых услуг и их защите.
Ситуация: Как рассчитать неустойку по ОСАГО для взыскания со страховщика?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если страховщик исполнил свои обязательства по договору ОСАГО после вашего обращения к финансовому уполномоченному (уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг) и в связи с его решением, то для освобождения страховщика от обязанности уплатить неустойку необходимо не только исполнение решения финансового уполномоченного, но и исполнение обязательства в порядке и сроки, установленные Законом об ОСАГО N 40-ФЗ (п. п. 2, 5 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 28, ч. 5 ст. 32 Закона N 123-ФЗ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.04.2021 N 14-КГ21-3-К1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если страховщик исполнил свои обязательства по договору ОСАГО после вашего обращения к финансовому уполномоченному (уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг) и в связи с его решением, то для освобождения страховщика от обязанности уплатить неустойку необходимо не только исполнение решения финансового уполномоченного, но и исполнение обязательства в порядке и сроки, установленные Законом об ОСАГО N 40-ФЗ (п. п. 2, 5 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 28, ч. 5 ст. 32 Закона N 123-ФЗ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.04.2021 N 14-КГ21-3-К1).
Статья: Формы правозащитной деятельности, реализуемые в рамках института финансового уполномоченного
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Указанный перечень направлений следует дополнить рассмотрением обращений, поступающих в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <22>, которое, наравне с практикой непосредственного рассмотрения имущественных споров, является направлением правозащитной деятельности института финансового уполномоченного и позволяет получить обратную связь для оперативного разрешения возникающих у потребителей вопросов, а также обеспечить качественный и удобный для потребителей процесс рассмотрения их обращений в соответствии с Законом N 123-ФЗ. Одной из форм реализации права на обращение является личный прием граждан, проводимый руководителями и уполномоченными на то лицами, в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 59-ФЗ. Уполномоченными лицами Службы финансового уполномоченного осуществляется прием граждан (в режиме видеосвязи) по вопросам: порядка оформления и подачи обращения к финансовому уполномоченному; разъяснения причин отказа в принятии обращения к рассмотрению финансовым уполномоченным; порядка и сроков рассмотрения обращения финансовым уполномоченным; порядка исполнения решения финансового уполномоченного; судебной защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе в случае несогласия с решением финансового уполномоченного <23>.
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Указанный перечень направлений следует дополнить рассмотрением обращений, поступающих в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <22>, которое, наравне с практикой непосредственного рассмотрения имущественных споров, является направлением правозащитной деятельности института финансового уполномоченного и позволяет получить обратную связь для оперативного разрешения возникающих у потребителей вопросов, а также обеспечить качественный и удобный для потребителей процесс рассмотрения их обращений в соответствии с Законом N 123-ФЗ. Одной из форм реализации права на обращение является личный прием граждан, проводимый руководителями и уполномоченными на то лицами, в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 59-ФЗ. Уполномоченными лицами Службы финансового уполномоченного осуществляется прием граждан (в режиме видеосвязи) по вопросам: порядка оформления и подачи обращения к финансовому уполномоченному; разъяснения причин отказа в принятии обращения к рассмотрению финансовым уполномоченным; порядка и сроков рассмотрения обращения финансовым уполномоченным; порядка исполнения решения финансового уполномоченного; судебной защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе в случае несогласия с решением финансового уполномоченного <23>.
"Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства"
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)Исполнительная сила в настоящее время предоставлена удостоверениям, выдаваемым уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Согласно указанному нормативному правовому акту, решение финансового уполномоченного по спору между потребителем финансовых услуг и соответствующими организациями вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным. Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении, за исключением случаев приостановления исполнения данного решения. Срок исполнения решения финансового уполномоченного устанавливается данным решением с учетом особенностей правоотношений, участником которых является потребитель финансовых услуг, направивший обращение, и не может быть менее 10 рабочих дней после дня вступления в силу данного решения и превышать 30 дней после дня вступления в силу данного решения.
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)Исполнительная сила в настоящее время предоставлена удостоверениям, выдаваемым уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Согласно указанному нормативному правовому акту, решение финансового уполномоченного по спору между потребителем финансовых услуг и соответствующими организациями вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным. Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении, за исключением случаев приостановления исполнения данного решения. Срок исполнения решения финансового уполномоченного устанавливается данным решением с учетом особенностей правоотношений, участником которых является потребитель финансовых услуг, направивший обращение, и не может быть менее 10 рабочих дней после дня вступления в силу данного решения и превышать 30 дней после дня вступления в силу данного решения.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Установление максимального срока для исполнения решения ст. 23 осуществляется по каким-то причинам уже в календарных, а не рабочих днях, что вносит неопределенность в исчисление сроков исполнения решения финансового уполномоченного. Если далее рассматривать порядок исчисления сроков на приведенном примере, то при вступлении решения в силу 17 марта 2021 г. максимальный срок для исполнения решения может быть установлен финансовым уполномоченным не позднее 30 календарных дней, начиная с 18 марта 2021 г., т.е. 17 апреля 2021 г., который выпадает на выходной день - субботу. По правилам исчисления сроков, закрепленных в гражданско-процессуальном законодательстве, в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ч. 2 ст. 108 ГПК РФ). То есть, если применять аналогию закона, в рассматриваемом примере финансовая организация должна исполнить решение финансового уполномоченного, вынесенное и подписанное 1 марта 2021 г., не позднее 19 апреля 2021 г.
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Установление максимального срока для исполнения решения ст. 23 осуществляется по каким-то причинам уже в календарных, а не рабочих днях, что вносит неопределенность в исчисление сроков исполнения решения финансового уполномоченного. Если далее рассматривать порядок исчисления сроков на приведенном примере, то при вступлении решения в силу 17 марта 2021 г. максимальный срок для исполнения решения может быть установлен финансовым уполномоченным не позднее 30 календарных дней, начиная с 18 марта 2021 г., т.е. 17 апреля 2021 г., который выпадает на выходной день - субботу. По правилам исчисления сроков, закрепленных в гражданско-процессуальном законодательстве, в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ч. 2 ст. 108 ГПК РФ). То есть, если применять аналогию закона, в рассматриваемом примере финансовая организация должна исполнить решение финансового уполномоченного, вынесенное и подписанное 1 марта 2021 г., не позднее 19 апреля 2021 г.