Срок исковой давности смгс
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок исковой давности смгс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2024 N 305-ЭС24-2937 по делу N А40-214898/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку факт незаконно списанной суммы добора провозной платы подтвержден; размер денежных средств, подлежащих взысканию, определен с учетом пропуска срока исковой давности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В связи с этим довод ответчика о течении срока исковой давности в период от возвращения претензии до повторного предъявления отклонен в соответствии со статьями 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 46, 47, 48 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку факт незаконно списанной суммы добора провозной платы подтвержден; размер денежных средств, подлежащих взысканию, определен с учетом пропуска срока исковой давности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В связи с этим довод ответчика о течении срока исковой давности в период от возвращения претензии до повторного предъявления отклонен в соответствии со статьями 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 46, 47, 48 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 13806/13 по делу N А53-27107/2012
Требование: О взыскании штрафа за задержку вагонов.
Обстоятельства: Истец ссылается на задержку ответчиком вагонов сверх технологического срока оборота.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку настоящий спор возник из отношений по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, а не из отношений по договору международной перевозки, следовательно, срок исковой давности по взысканию штрафа исчисляется в соответствии со ст. 126 Устава железнодорожного транспорта.Отказывая в иске, суды исходили из того, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов связано с перевозкой грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении (станция Мууга Эстонской железной дороги - станция Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги), перевозка осуществлялась по международным железнодорожным накладным. Таким образом, спорные отношения по доставке заводом своим локомотивом вагонов по пути необщего пользования от железнодорожной станции до мест их выгрузки на подъездных путях возникли из договора международной перевозки грузов и регулируются, по мнению судов, СМГС; девятимесячный срок исковой давности, установленный СМГС, пропущен. При этом суды указали, что отношения, возникшие из договора международной перевозки грузов, завершаются в момент возврата заводом разгруженных вагонов обществу "РЖД" и в случаях выгрузки грузов после их прибытия не на железнодорожной станции назначения, а на подъездных путях.
Требование: О взыскании штрафа за задержку вагонов.
Обстоятельства: Истец ссылается на задержку ответчиком вагонов сверх технологического срока оборота.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку настоящий спор возник из отношений по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, а не из отношений по договору международной перевозки, следовательно, срок исковой давности по взысканию штрафа исчисляется в соответствии со ст. 126 Устава железнодорожного транспорта.Отказывая в иске, суды исходили из того, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов связано с перевозкой грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении (станция Мууга Эстонской железной дороги - станция Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги), перевозка осуществлялась по международным железнодорожным накладным. Таким образом, спорные отношения по доставке заводом своим локомотивом вагонов по пути необщего пользования от железнодорожной станции до мест их выгрузки на подъездных путях возникли из договора международной перевозки грузов и регулируются, по мнению судов, СМГС; девятимесячный срок исковой давности, установленный СМГС, пропущен. При этом суды указали, что отношения, возникшие из договора международной перевозки грузов, завершаются в момент возврата заводом разгруженных вагонов обществу "РЖД" и в случаях выгрузки грузов после их прибытия не на железнодорожной станции назначения, а на подъездных путях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы влияния досудебного урегулирования спора на течение срока исковой давности
(Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Верность подхода о недопустимости повторного приостановления срока давности подтверждается и тем, что данный подход находит свое признание даже на уровне межгосударственных соглашений. Например, в абз. 3 § 3 ст. 48 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении закреплено положение о том, что повторное предъявление претензии на том же основании не приостанавливает течение сроков давности; в п. 4 ст. 56 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении содержится аналогичное правило <10>.
(Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Верность подхода о недопустимости повторного приостановления срока давности подтверждается и тем, что данный подход находит свое признание даже на уровне межгосударственных соглашений. Например, в абз. 3 § 3 ст. 48 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении закреплено положение о том, что повторное предъявление претензии на том же основании не приостанавливает течение сроков давности; в п. 4 ст. 56 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении содержится аналогичное правило <10>.
"Международное частное транспортное право. Анализ норм международного и российского транспортного права: Учебное пособие"
(Холопов К.В.)
("Статут", 2010)<1> Срок исковой давности по СМГС - девять месяцев (статья 31).
(Холопов К.В.)
("Статут", 2010)<1> Срок исковой давности по СМГС - девять месяцев (статья 31).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11.04.1969 N 2
(ред. от 27.11.1981)
"О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа"15. Разрешая эти споры, суды должны иметь в виду следующее: ст. 30 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС - Тарифное руководство 11а) предусмотрено, что истечением срока исковой давности погашается не только право на удовлетворение требования, но и право на предъявление иска.
(ред. от 27.11.1981)
"О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа"15. Разрешая эти споры, суды должны иметь в виду следующее: ст. 30 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС - Тарифное руководство 11а) предусмотрено, что истечением срока исковой давности погашается не только право на удовлетворение требования, но и право на предъявление иска.
"Руководство по накладной ЦИМ/СМГС"
(Вместе со <Списками членов и участников, мест переотправок, адресов служб, перевозчиков, которым пересылаются для рассмотрения претензии, направляются заявления на согласование, маршрутами>, <Пояснениями по заполнению, применению, содержанию и оформлению коммерческого акта>, <Образцами накладной, дополнительного экземпляра дорожной ведомости, ведомостей вагонов и контейнеров, акта>, "Порядком действий при отцепке...")
(с изм. и доп. на 01.07.2023)Приостановление срока исковой давности в сфере действия договора перевозки ЦИМ прекращается с момента ответа правомочному лицу или дальнейшего направления претензии и всех сопроводительных документов регулирующему перевозчику СМГС.
(Вместе со <Списками членов и участников, мест переотправок, адресов служб, перевозчиков, которым пересылаются для рассмотрения претензии, направляются заявления на согласование, маршрутами>, <Пояснениями по заполнению, применению, содержанию и оформлению коммерческого акта>, <Образцами накладной, дополнительного экземпляра дорожной ведомости, ведомостей вагонов и контейнеров, акта>, "Порядком действий при отцепке...")
(с изм. и доп. на 01.07.2023)Приостановление срока исковой давности в сфере действия договора перевозки ЦИМ прекращается с момента ответа правомочному лицу или дальнейшего направления претензии и всех сопроводительных документов регулирующему перевозчику СМГС.
"Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья: Учебно-практический комментарий"
(постатейный)
(под ред. А.П. Сергеева)
("Проспект", 2011)В соответствии с п. 1 ст. 32 Женевской конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КПДГ, известная также как CMR/ЦМР) срок исковой давности составляет один год со дня сдачи груза к перевозке. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому рассматривающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку (т.е. в Российской Федерации - вине в форме умысла), срок устанавливается в три года. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (1951) устанавливает общий срок исковой давности, равный девяти месяцам.
(постатейный)
(под ред. А.П. Сергеева)
("Проспект", 2011)В соответствии с п. 1 ст. 32 Женевской конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КПДГ, известная также как CMR/ЦМР) срок исковой давности составляет один год со дня сдачи груза к перевозке. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому рассматривающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку (т.е. в Российской Федерации - вине в форме умысла), срок устанавливается в три года. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (1951) устанавливает общий срок исковой давности, равный девяти месяцам.
Статья: К вопросу о соблюдении претензионного порядка по спорам, вытекающим из транспортных обязательств
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2017, N 4)На международном уровне данный вопрос уже разрешен. В Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении <6> в ст. 46 "Претензии" введен параграф 6, указывающий на то, что претензия возвращается претендодателю без рассмотрения в срок не позднее 15 дней с момента ее поступления перевозчику с указанием причины ее возврата, если она оформлена с нарушением требований, установленных данной статьей, а именно: не приложены к претензии документы, подтверждающие ее содержание и указанные в Правилах перевозок грузов (параграф 5 ст. 46 СМГС), а также не соблюдено правило с учетом исключений о предъявлении претензий по каждой отправке в отдельности (параграф 3 ст. 46 СМГС). При этом течение срока давности не приостанавливается. Однако в случае нарушения перевозчиком 15-дневного срока срок исковой давности будет приостановлен со следующего дня после истечения этого срока до дня направления перевозчиком-претендодателем претензии. Законодатель прямо указал на то, что возвращение перевозчиком претензии не является отклонением в ее рассмотрении и не дает права претендодателю на обращение в суд с иском.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2017, N 4)На международном уровне данный вопрос уже разрешен. В Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении <6> в ст. 46 "Претензии" введен параграф 6, указывающий на то, что претензия возвращается претендодателю без рассмотрения в срок не позднее 15 дней с момента ее поступления перевозчику с указанием причины ее возврата, если она оформлена с нарушением требований, установленных данной статьей, а именно: не приложены к претензии документы, подтверждающие ее содержание и указанные в Правилах перевозок грузов (параграф 5 ст. 46 СМГС), а также не соблюдено правило с учетом исключений о предъявлении претензий по каждой отправке в отдельности (параграф 3 ст. 46 СМГС). При этом течение срока давности не приостанавливается. Однако в случае нарушения перевозчиком 15-дневного срока срок исковой давности будет приостановлен со следующего дня после истечения этого срока до дня направления перевозчиком-претендодателем претензии. Законодатель прямо указал на то, что возвращение перевозчиком претензии не является отклонением в ее рассмотрении и не дает права претендодателю на обращение в суд с иском.
"Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование"
(Канашевский В.А.)
("Волтерс Клувер", 2008)Представляется, что вышеприведенное Постановление суда неверно с точки зрения субсидиарного применения ст. 199 ГК РФ: ст. 31 СМГС не содержит положения о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Суд должен применять ее автоматически. Косвенно на это указывает § 4 ст. 31 СМГС: "претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков". Следовательно, российский суд должен отказать в удовлетворении иска, как только установит, что истцом пропущен установленный СМГС срок исковой давности. Статья 36 СМГС ("Применение внутренних законов") устанавливает, что "при отсутствии в настоящем Соглашении, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего Соглашения". В данном случае ст. 31 содержит "необходимые положения", и оснований для субсидиарного применения норм российского законодательства нет.
(Канашевский В.А.)
("Волтерс Клувер", 2008)Представляется, что вышеприведенное Постановление суда неверно с точки зрения субсидиарного применения ст. 199 ГК РФ: ст. 31 СМГС не содержит положения о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Суд должен применять ее автоматически. Косвенно на это указывает § 4 ст. 31 СМГС: "претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков". Следовательно, российский суд должен отказать в удовлетворении иска, как только установит, что истцом пропущен установленный СМГС срок исковой давности. Статья 36 СМГС ("Применение внутренних законов") устанавливает, что "при отсутствии в настоящем Соглашении, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего Соглашения". В данном случае ст. 31 содержит "необходимые положения", и оснований для субсидиарного применения норм российского законодательства нет.
"Обзор практики рассмотрения дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ"
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Отказывая в иске, суды исходили из того, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов связано с перевозкой грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении, перевозка осуществлялась по международным железнодорожным накладным. Таким образом, спорные отношения по доставке ОАО "Э" своим локомотивом вагонов по пути необщего пользования от железнодорожной станции до мест их выгрузки на подъездных путях возникли из договора международной перевозки грузов и регулируются, по мнению судов, СМГС; девятимесячный срок исковой давности, установленный СМГС, пропущен. При этом суды указали, что отношения, возникшие из договора международной перевозки грузов, завершаются в момент возврата ОАО "Э" разгруженных вагонов ОАО "РЖД" и в случаях выгрузки грузов после их прибытия не на железнодорожной станции назначения, а на подъездных путях.
(Карасева С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Отказывая в иске, суды исходили из того, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов связано с перевозкой грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении, перевозка осуществлялась по международным железнодорожным накладным. Таким образом, спорные отношения по доставке ОАО "Э" своим локомотивом вагонов по пути необщего пользования от железнодорожной станции до мест их выгрузки на подъездных путях возникли из договора международной перевозки грузов и регулируются, по мнению судов, СМГС; девятимесячный срок исковой давности, установленный СМГС, пропущен. При этом суды указали, что отношения, возникшие из договора международной перевозки грузов, завершаются в момент возврата ОАО "Э" разгруженных вагонов ОАО "РЖД" и в случаях выгрузки грузов после их прибытия не на железнодорожной станции назначения, а на подъездных путях.
"Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова)
("Юристъ", 2002)Так, в ряде международных транспортных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, установлены сроки исковой давности и порядок их исчисления, являющиеся обязательными, - например в Варшавской конвенции о международных воздушных перевозках 1929 г., в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (по международным автомобильным перевозкам), в Международной конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаментах, в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС).
(постатейный)
(под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова)
("Юристъ", 2002)Так, в ряде международных транспортных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, установлены сроки исковой давности и порядок их исчисления, являющиеся обязательными, - например в Варшавской конвенции о международных воздушных перевозках 1929 г., в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (по международным автомобильным перевозкам), в Международной конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаментах, в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС).
"Международное частное право: Учебник"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.)
(отв. ред. Н.И. Марышева)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2018)СМГС, в отличие от правил ЦИМ-КОТИФ, предусмотрен обязательный претензионный порядок при предъявлении требований. Перевозчик обязан в 180-дневный срок со дня получения претензии рассмотреть ее, дать ответ заявителю и при полном или частичном признании претензии уплатить ему причитающуюся сумму. Срок исковой давности по требованиям, связанным с превышением срока доставки груза, составляет два месяца, а по всем остальным требованиям - девять месяцев. Иск предъявляется в надлежащий судебный орган по месту нахождения ответчика.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.)
(отв. ред. Н.И. Марышева)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2018)СМГС, в отличие от правил ЦИМ-КОТИФ, предусмотрен обязательный претензионный порядок при предъявлении требований. Перевозчик обязан в 180-дневный срок со дня получения претензии рассмотреть ее, дать ответ заявителю и при полном или частичном признании претензии уплатить ему причитающуюся сумму. Срок исковой давности по требованиям, связанным с превышением срока доставки груза, составляет два месяца, а по всем остальным требованиям - девять месяцев. Иск предъявляется в надлежащий судебный орган по месту нахождения ответчика.
"Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, вытекающих из договоров перевозки грузов (за I квартал 2004 года)"
(Карасева С.Ю., Киселева З.Т.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)Возражая против заявленных требований, ФГУП "ВСЖД" указало на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного ст. 139 Транспортного устава железных дорог РФ, ст. ст. 29, 31 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), а также на пропуск истцом срока исковой давности.
(Карасева С.Ю., Киселева З.Т.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)Возражая против заявленных требований, ФГУП "ВСЖД" указало на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного ст. 139 Транспортного устава железных дорог РФ, ст. ст. 29, 31 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), а также на пропуск истцом срока исковой давности.
"Отдельные виды обязательств в международном частном праве: Монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина, И.О. Хлестова)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2014)В соответствии с Соглашением общий срок исковой давности установлен в один год. Однако если будет установлено, что повреждение груза было осуществлено умышленно, либо будут установлены какие-либо неправомерные действия перевозчика, срок исковой давности КОТИФ определяется в два года.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина, И.О. Хлестова)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2014)В соответствии с Соглашением общий срок исковой давности установлен в один год. Однако если будет установлено, что повреждение груза было осуществлено умышленно, либо будут установлены какие-либо неправомерные действия перевозчика, срок исковой давности КОТИФ определяется в два года.
"Транспортное право: Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта: Монография"
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Глава 10. СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ
(Гречуха В.Н.)
("Юстиция", 2016)Глава 10. СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ
Статья: Особенности применения судами статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Нефедова О.Ю.)
("Арбитражные споры", 2008, N 3)Суды не согласились с доводом перевозчика о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного параграфом 1 статьи 31 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС, Соглашение) по иску о взыскании пеней за просрочку доставки груза.
(Нефедова О.Ю.)
("Арбитражные споры", 2008, N 3)Суды не согласились с доводом перевозчика о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного параграфом 1 статьи 31 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС, Соглашение) по иску о взыскании пеней за просрочку доставки груза.