Срок исковой давности к перевозчику
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок исковой давности к перевозчику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Услуги утилизации
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику..."
Перспективы и риски арбитражного спора: Страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска, личное страхование: Страховщик хочет взыскать со Страхователя задолженность по уплате страховой премии (страховых взносов) по договору страхования имущества, ответственности или медицинского страхования
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2017 N Ф07-7638/2017 по делу N А56-15612/2014 (страхование ответственности перевозчика)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2017 N Ф07-7638/2017 по делу N А56-15612/2014 (страхование ответственности перевозчика)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть грузоотправителю при предъявлении претензии перевозчику в связи с нарушением срока подачи транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)При автомобильных, железнодорожных, воздушных перевозках полагаем, что срок надо исчислять со дня, в который перевозчик обязан был подать вам транспорт. Дело в том, что срок для предъявления претензии и срок исковой давности по требованиям к перевозчику, для которых соответствующие транспортные уставы и кодексы не указывают иного, исчисляется на указанных видах транспорта со дня наступления события, которое стало основанием предъявить претензию. Такой вывод можно сделать из ч. 6 ст. 39, ст. 42 Устава автомобильного транспорта, абз. 10 ч. 2 ст. 123 УЖТ РФ, пп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ. Полагаем, что такое правило применимо и на внутреннем водном транспорте. Хотя претензия в связи с задержкой подачи судна перевозчиком груза в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ прямо не упомянута, п. 2 ст. 164 КВВТ РФ указывает, что течение срока исковой давности по требованиям к перевозчику начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.
(КонсультантПлюс, 2025)При автомобильных, железнодорожных, воздушных перевозках полагаем, что срок надо исчислять со дня, в который перевозчик обязан был подать вам транспорт. Дело в том, что срок для предъявления претензии и срок исковой давности по требованиям к перевозчику, для которых соответствующие транспортные уставы и кодексы не указывают иного, исчисляется на указанных видах транспорта со дня наступления события, которое стало основанием предъявить претензию. Такой вывод можно сделать из ч. 6 ст. 39, ст. 42 Устава автомобильного транспорта, абз. 10 ч. 2 ст. 123 УЖТ РФ, пп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ. Полагаем, что такое правило применимо и на внутреннем водном транспорте. Хотя претензия в связи с задержкой подачи судна перевозчиком груза в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ прямо не упомянута, п. 2 ст. 164 КВВТ РФ указывает, что течение срока исковой давности по требованиям к перевозчику начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.
Статья: Особенности установления срока исковой давности по транспортным перевозкам
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Как следует из п. 3 ст. 797 ГК РФ и п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ), срок исковой давности по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, составляет один год. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (п. 2 ст. 164 КВВТ РФ).
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Как следует из п. 3 ст. 797 ГК РФ и п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ), срок исковой давности по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, составляет один год. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (п. 2 ст. 164 КВВТ РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"19. В силу пункта 1 статьи 785 ГК РФ договор перевозки груза - это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"19. В силу пункта 1 статьи 785 ГК РФ договор перевозки груза - это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)17. Течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)17. Течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора.
Статья: Ежегодная научная конференция центра частного права
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Самый главный недостаток хозяйственного критерия, положенного в основу современного законодательного регулирования товарищеского договора, - это регулирование разных отношений сходным образом. Разрастание дублирования нормативного материала приводит к тому, что в одном законе будет дано удачное регулирование, в другом законе этого регулирования не будет. Таким образом, одинаковые отношения будут регулироваться по-разному. Ярким примером, демонстрирующим абсурдность хозяйственного критерия, являются перевозочные отношения: до реформы ГК вопрос о приостановлении срока исковой давности предъявлением претензии к перевозчику решался в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется перевозка. Подобные риски существуют и при регулировании договора простого товарищества.
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Самый главный недостаток хозяйственного критерия, положенного в основу современного законодательного регулирования товарищеского договора, - это регулирование разных отношений сходным образом. Разрастание дублирования нормативного материала приводит к тому, что в одном законе будет дано удачное регулирование, в другом законе этого регулирования не будет. Таким образом, одинаковые отношения будут регулироваться по-разному. Ярким примером, демонстрирующим абсурдность хозяйственного критерия, являются перевозочные отношения: до реформы ГК вопрос о приостановлении срока исковой давности предъявлением претензии к перевозчику решался в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется перевозка. Подобные риски существуют и при регулировании договора простого товарищества.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- в пункте 17 Обзора судебной практики 2017 г. изложена следующая правовая позиция: течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- в пункте 17 Обзора судебной практики 2017 г. изложена следующая правовая позиция: течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора;
Статья: Исковая давность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В арбитражном процессе, например, более актуально применение п. 3 ст. 202 ГК РФ, согласно которому течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к досудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (например, п. 2 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"). В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на 6 месяцев со дня начала соответствующей процедуры (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43). Ряд особенностей приведен в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017: течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора (п. 17); исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику о взыскании ущерба, причиненного утратой или порчей груза, начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах (п. 18) и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В арбитражном процессе, например, более актуально применение п. 3 ст. 202 ГК РФ, согласно которому течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к досудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (например, п. 2 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"). В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на 6 месяцев со дня начала соответствующей процедуры (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43). Ряд особенностей приведен в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017: течение срока исковой давности по требованию к перевозчику/экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора (п. 17); исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику о взыскании ущерба, причиненного утратой или порчей груза, начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах (п. 18) и др.
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)Для большинства видов транспорта претензию к перевозчику требуется предъявить в пределах срока исковой давности (п. 4 ст. 161 КВВТ РФ, ст. 406 КТМ РФ, ч. 6 ст. 39 Устава автомобильного транспорта). По перевозке грузов он составляет один год с момента, определяемого транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ). По перевозке груза в прямом смешанном сообщении этот срок исчисляется со дня наступления события, ставшего основанием для предъявления иска (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Закона о прямых смешанных перевозках).
(КонсультантПлюс, 2025)Для большинства видов транспорта претензию к перевозчику требуется предъявить в пределах срока исковой давности (п. 4 ст. 161 КВВТ РФ, ст. 406 КТМ РФ, ч. 6 ст. 39 Устава автомобильного транспорта). По перевозке грузов он составляет один год с момента, определяемого транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ). По перевозке груза в прямом смешанном сообщении этот срок исчисляется со дня наступления события, ставшего основанием для предъявления иска (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Закона о прямых смешанных перевозках).
Статья: Исполнение договора перевозки с привлечением третьих лиц
(Бажина М.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Однако в случае, когда экспедитор заключает договор перевозки грузов от своего имени, грузоотправитель не участвует в перевозочных отношениях, а связан с экспедитором только договором транспортной экспедиции. Тем самым грузоотправитель (владелец груза) не имеет права обращаться с требованиями из договора перевозки грузов к перевозчику. Этим правом обладает только экспедитор как грузоотправитель по договору перевозки (за исключением случаев уступки права требования, указанных в абз. 4 п. 27 Постановления Пленума ВС РФ N 26). Тем самым в данном случае экспедитор выступает договорным перевозчиком. Для исполнения договора транспортной экспедиции он привлекает третье лицо - фактического перевозчика с целью перемещения груза. В случае ненадлежащего исполнения договора ответственность перед грузоотправителем (заказчиком) будет нести договорной перевозчик, а затем в порядке регресса может предъявить требования к фактическому перевозчику, учитывая сроки исковой давности, исчисляемые со дня признания груза утраченным <21>.
(Бажина М.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Однако в случае, когда экспедитор заключает договор перевозки грузов от своего имени, грузоотправитель не участвует в перевозочных отношениях, а связан с экспедитором только договором транспортной экспедиции. Тем самым грузоотправитель (владелец груза) не имеет права обращаться с требованиями из договора перевозки грузов к перевозчику. Этим правом обладает только экспедитор как грузоотправитель по договору перевозки (за исключением случаев уступки права требования, указанных в абз. 4 п. 27 Постановления Пленума ВС РФ N 26). Тем самым в данном случае экспедитор выступает договорным перевозчиком. Для исполнения договора транспортной экспедиции он привлекает третье лицо - фактического перевозчика с целью перемещения груза. В случае ненадлежащего исполнения договора ответственность перед грузоотправителем (заказчиком) будет нести договорной перевозчик, а затем в порядке регресса может предъявить требования к фактическому перевозчику, учитывая сроки исковой давности, исчисляемые со дня признания груза утраченным <21>.
Статья: История становления и эволюция решения конфликта квалификаций в отношении исковой давности в международном частном праве стран англо-американского права и Германии
(Тариканов Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 6)В 1977 г. Палата лордов при рассмотрении дела Aries Tanker Corporation v. Total-Transport Ltd. <68> квалифицировала как материально-правовой годичный срок, предусмотренный предл. 3 п. 6 ст. 3 Гаагско-Висбийских правил (Брюссель, 25 августа 1925 г., ред. от 23 февраля 1968 г.), хотя фактически этот срок был сроком исковой давности (примененная норма звучит: "...перевозчик и судно в любом случае освобождаются от всякой ответственности в отношении грузов, какова бы она ни была, если только иск не предъявлен в течение года после их сдачи или даты, когда они должны были быть сданы"). И хотя в обоснование свой позиции высшая судебная инстанция признала этот срок не исковой давностью, а пресекательным сроком, истечение которого прекращает материальное субъективное право: "это погашающий срок особого вида, который прекращает требование (ср. со ст. 29 Варшавской конвенции 1929 г.) и не сравнимый со сроками, которые предусматривают английские статуты об исковой давности (например, Акт об исковой давности 1939 г., Акт о морских конвенциях 1911 г.) или некоторые международные договоры (например, Брюссельская конвенция 1910 г. об унификации некоторых правил о столкновении судов, ст. 7)", и, таким образом, не поставила под вопрос старую теорию закона суда, давление, которое оказывало на английское право развитие международных отношений, выразилось в этом решении явным образом.
(Тариканов Д.В.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 6)В 1977 г. Палата лордов при рассмотрении дела Aries Tanker Corporation v. Total-Transport Ltd. <68> квалифицировала как материально-правовой годичный срок, предусмотренный предл. 3 п. 6 ст. 3 Гаагско-Висбийских правил (Брюссель, 25 августа 1925 г., ред. от 23 февраля 1968 г.), хотя фактически этот срок был сроком исковой давности (примененная норма звучит: "...перевозчик и судно в любом случае освобождаются от всякой ответственности в отношении грузов, какова бы она ни была, если только иск не предъявлен в течение года после их сдачи или даты, когда они должны были быть сданы"). И хотя в обоснование свой позиции высшая судебная инстанция признала этот срок не исковой давностью, а пресекательным сроком, истечение которого прекращает материальное субъективное право: "это погашающий срок особого вида, который прекращает требование (ср. со ст. 29 Варшавской конвенции 1929 г.) и не сравнимый со сроками, которые предусматривают английские статуты об исковой давности (например, Акт об исковой давности 1939 г., Акт о морских конвенциях 1911 г.) или некоторые международные договоры (например, Брюссельская конвенция 1910 г. об унификации некоторых правил о столкновении судов, ст. 7)", и, таким образом, не поставила под вопрос старую теорию закона суда, давление, которое оказывало на английское право развитие международных отношений, выразилось в этом решении явным образом.
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).