Срок исковой давности для взыскания налогов, пеней, штрафов



Подборка наиболее важных документов по запросу Срок исковой давности для взыскания налогов, пеней, штрафов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по делу N А33-16226/2018
Требование: О признании задолженности безнадежной ко взысканию и обязанности по уплате прекращенной, об обязании налогового органа исключить соответствующие записи из лицевого счета.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в вышеуказанном судебном акте содержаться выводы только об истечении срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, и только в части требований о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности. Указанный судебный акт не содержит каких-либо выводов об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов с налогоплательщика в связи с истечением установленного срока их взыскания. На налоговые правоотношения распространяются нормы Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому истечение общегражданского срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения субсидиарной ответственности, само по себе не означает, что налоговый орган пропустил установленные налоговым законодательством сроки принудительного взыскания с налогоплательщика.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 N 07АП-5947/2020(7), 07АП-5947/2020(8) по делу N А27-18185/2019
Требование: Об отмене определения о частичном взыскании убытков, выразившихся в дополнительных налоговых обязательствах (пени, штрафы) вследствие совершенных налоговых правонарушений по итогам руководящей деятельности единоличных исполнительных органов ликвидируемого должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Решение: Определение оставлено без изменения.
Вопреки доводам апеллянта, уточнение конкурсным управляющим заявленных требований в виде дополнения просительной части заявления указанием на размер убытков, подлежащих взысканию, не свидетельствует о том, что заявителем пропущен срок исковой давности для взыскания убытков, учитывая, что в первоначально поданном конкурсным управляющим заявлении от 23.08.2021 в просительной части указано на взыскание убытков с руководителей должника, в том числе Мхоян Н.С. и Абрамовой Н.Ю., выразившихся в дополнительных налоговых обязательствах (пени, штрафы).
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)
В ходе налоговой проверки установлено, что в 2012 году общество отнесло в состав расходов дебиторскую задолженность по хозяйственным операциям с рядом контрагентов, срок исковой давности для взыскания которой истек в предыдущих налоговых периодах (2009 - 2011 годы). Кроме того, общество не корректировало налоговые вычеты при получении финансовых премий от поставщиков по договорам купли-продажи.
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2009 N КАС09-560
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 30.09.2009 N ГКПИ09-1168, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 и 5 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежным к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам>
В подтверждение требования указало, что оспариваемые пункты 1 и 5 Постановления не позволяют признать недоимку и задолженность по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и списания в иных случаях: истечение срока исковой давности, наличие преюдициального судебного акта. Поэтому нарушаются права организации-налогоплательщика, которая при наличии числящейся задолженности по налогам не может получить кредит, участвовать в тендерах. Правительство Российской Федерации при издании этого Постановления вышло за пределы полномочий делегированных ему Налоговым кодексом Российской Федерации и установило не порядок списания, а основания признания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Изложенные в пункте 1 Постановления основания признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, значительно уже тех оснований, которые предусмотрены в Налоговом кодексе Российской Федерации.
показать больше документов