Срок для подачи жалобы председателю верховного суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок для подачи жалобы председателю верховного суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 390.3 "Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации" ГПК РФ"Дополнительной гарантией реализации данного права - в случае пропуска срока, предусмотренного частью первой статьи 390.3 ГПК Российской Федерации, - служит возможность обратиться к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления и вынести определение о его восстановлении (часть четвертая статьи 390.3 указанного Кодекса)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подача жалобы в Верховный Суд РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанная жалоба может быть подана в течение 4 месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу, а на содержание жалобы распространяются требования, указанные в гл. 36.1 АПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанная жалоба может быть подана в течение 4 месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу, а на содержание жалобы распространяются требования, указанные в гл. 36.1 АПК РФ.
Статья: Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в праве административного судопроизводства: текущее состояние и перспективы развития
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция КС РФ, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя ВС РФ, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <7>.
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция КС РФ, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя ВС РФ, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <7>.
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
(ред. от 31.07.2025)1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
(ред. от 01.04.2025)1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Убеждены, что при этом сохраняет значение правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК РФ, согласно которой указанное полномочие Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь, по сути, отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность <1>.
Статья: Оценка фундаментальности нарушения правовой нормы как основания для применения экстраординарной процессуальной формы рассмотрения надзорной жалобы в гражданском судопроизводстве России: актуальные вопросы теории и практики
(Куртуков Р.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что под фундаментальными (по смыслу ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ) следует понимать нарушения судами нижестоящих инстанций общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, принципов (основополагающих правил) осуществления правосудия, установленных Конституцией Российской Федерации, а также ГПК РФ, требующие применения экстраординарной процессуальной формы пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. Предусмотренный ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ более продолжительный срок подачи надзорной жалобы, представления на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя не может рассматриваться в качестве альтернативы общему порядку восстановления пропущенного срока на подачу надзорной жалобы, представления (ст. 391.2 ГПК РФ) в случаях, когда такой срок пропущен заявителем, а из содержания надзорных жалобы, представления не усматривается признаков фундаментальности допущенных судами нарушений.
(Куртуков Р.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что под фундаментальными (по смыслу ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ) следует понимать нарушения судами нижестоящих инстанций общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, принципов (основополагающих правил) осуществления правосудия, установленных Конституцией Российской Федерации, а также ГПК РФ, требующие применения экстраординарной процессуальной формы пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. Предусмотренный ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ более продолжительный срок подачи надзорной жалобы, представления на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя не может рассматриваться в качестве альтернативы общему порядку восстановления пропущенного срока на подачу надзорной жалобы, представления (ст. 391.2 ГПК РФ) в случаях, когда такой срок пропущен заявителем, а из содержания надзорных жалобы, представления не усматривается признаков фундаментальности допущенных судами нарушений.