Срок для добровольного исполнения претензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок для добровольного исполнения претензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Взыскивая с ответчика в пользу истцов штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, суд апелляционной инстанции учел необходимость установления срока для добровольного удовлетворения требований потребителя, но при этом исходил из положений статьи 31 Закона РФ "О защите прав потребителей", указав, что 10-дневный срок, установленный данной нормой закона, на удовлетворение претензии, с учетом ее получения ответчиком 11 марта 2024 года, истек 21 марта 2024. По состоянию на указанную дату не действовал какой-либо мораторий на выплату застройщиком денежных средств, в связи с чем, по мнению суда апелляционной инстанции, оснований к отказу в удовлетворении претензии у ответчика не имелось."
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2024 N 02АП-292/2024 по делу N А28-16001/2022
Требование: О взыскании штрафа за нарушение использования средств ОМС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом, даже принимая во внимание (по аналогии закона), сроки направления акта, представления разногласий и срок для добровольного исполнения претензии (10 рабочих дней с даты получения акта право представить разногласия, в свою очередь Фонд имел право на рассмотрение разногласий в течение 30 рабочих дней и принятия решения, и впоследствии направить требование, которое в течение 30 рабочих дней подлежало добровольному исполнению - пункты 62, 63, 66 Порядка N 36 при проведении Фондом реэкспертизы), апелляционный суд приходит к выводу, что при своевременном выставлении Фондом требования об уплате штрафа (акты получены Обществом 01.04.2019), срок его исполнения истек не позднее 16.07.2019.
Требование: О взыскании штрафа за нарушение использования средств ОМС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом, даже принимая во внимание (по аналогии закона), сроки направления акта, представления разногласий и срок для добровольного исполнения претензии (10 рабочих дней с даты получения акта право представить разногласия, в свою очередь Фонд имел право на рассмотрение разногласий в течение 30 рабочих дней и принятия решения, и впоследствии направить требование, которое в течение 30 рабочих дней подлежало добровольному исполнению - пункты 62, 63, 66 Порядка N 36 при проведении Фондом реэкспертизы), апелляционный суд приходит к выводу, что при своевременном выставлении Фондом требования об уплате штрафа (акты получены Обществом 01.04.2019), срок его исполнения истек не позднее 16.07.2019.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Считаем необходимым в действующих нормативно-правовых актах закрепить следующие требования к содержанию претензии. Претензия составляется в простой письменной форме, в которой должны содержаться следующие сведения: а) реквизиты сторон - наименование, адрес турфирмы, контактный телефон; б) описательная часть - изложение существа спора с указанием фактических обстоятельств дела и дат; в) мотивировочная часть - нормативно-правовое обоснование заявленных требований (наличие данного пункта не является обязательным условием); г) просительная часть - указание всех заявляемых потребителем требований с установлением срока их добровольного удовлетворения; д) дата оформления претензии, подпись и расшифровка подписи заявителя; е) приложения к претензии, т.е. документы, подтверждающие обоснованность претензии.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Считаем необходимым в действующих нормативно-правовых актах закрепить следующие требования к содержанию претензии. Претензия составляется в простой письменной форме, в которой должны содержаться следующие сведения: а) реквизиты сторон - наименование, адрес турфирмы, контактный телефон; б) описательная часть - изложение существа спора с указанием фактических обстоятельств дела и дат; в) мотивировочная часть - нормативно-правовое обоснование заявленных требований (наличие данного пункта не является обязательным условием); г) просительная часть - указание всех заявляемых потребителем требований с установлением срока их добровольного удовлетворения; д) дата оформления претензии, подпись и расшифровка подписи заявителя; е) приложения к претензии, т.е. документы, подтверждающие обоснованность претензии.
Статья: Споры покупателей квартир в новостройках с застройщиками - правовой анализ
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 9)В решении Железнодорожного городского суда Московской области по делу N 2-2591/2023 от 29.09.2023 суд, отказывая во взыскании штрафа, руководствовался положениями Постановления Правительства РФ N 479, указав, что, поскольку срок для добровольного удовлетворения требований потребителя истек в период действия моратория (претензия направлена 12.04.2023, получена 18.04.2023, срок для ответа истек в мае 2023 года), взыскание штрафа за несоблюдение добровольного порядка не допускается. Данная позиция иллюстрирует строгое применение судами временных рамок моратория и его влияние на объем ответственности застройщика. Вместе с тем суд удовлетворил требования о взыскании расходов на экспертизу, услуги представителя и иные судебные издержки, подчеркнув их правомерность и отнесение на сторону, нарушившую обязательства.
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 9)В решении Железнодорожного городского суда Московской области по делу N 2-2591/2023 от 29.09.2023 суд, отказывая во взыскании штрафа, руководствовался положениями Постановления Правительства РФ N 479, указав, что, поскольку срок для добровольного удовлетворения требований потребителя истек в период действия моратория (претензия направлена 12.04.2023, получена 18.04.2023, срок для ответа истек в мае 2023 года), взыскание штрафа за несоблюдение добровольного порядка не допускается. Данная позиция иллюстрирует строгое применение судами временных рамок моратория и его влияние на объем ответственности застройщика. Вместе с тем суд удовлетворил требования о взыскании расходов на экспертизу, услуги представителя и иные судебные издержки, подчеркнув их правомерность и отнесение на сторону, нарушившую обязательства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В связи с несоблюдением подрядчиком сроков выполнения работ по договору заказчик направил ему претензию, в которой указал на необходимость уплаты неустойки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В связи с несоблюдением подрядчиком сроков выполнения работ по договору заказчик направил ему претензию, в которой указал на необходимость уплаты неустойки.
"Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012)При таких обстоятельствах суд удовлетворил заявленные требования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012)При таких обстоятельствах суд удовлетворил заявленные требования.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Впрочем, нельзя исключить, что кредитор предъявит претензию с притязанием, содержание которого оставляет кредитору возможность передумать и вернуться к реальному исполнению, если должник не уплатит штраф или убытки ("возмести абстрактные убытки добровольно в течение определенного срока, иначе я обращусь в суд с иском о реальном исполнении"). Но если из содержания волеизъявления кредитора это не следует, логично исходить из того, что претензия кредитора, направленная на удовлетворение требования, не совместимого с сохранением договора в силе (убытки взамен исполнения, штраф за срыв контракта, возврат двойного размера задатка, возврат предоплаты и т.п.), сама по себе подразумеваемым образом выражает волю на отказ от договора.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Впрочем, нельзя исключить, что кредитор предъявит претензию с притязанием, содержание которого оставляет кредитору возможность передумать и вернуться к реальному исполнению, если должник не уплатит штраф или убытки ("возмести абстрактные убытки добровольно в течение определенного срока, иначе я обращусь в суд с иском о реальном исполнении"). Но если из содержания волеизъявления кредитора это не следует, логично исходить из того, что претензия кредитора, направленная на удовлетворение требования, не совместимого с сохранением договора в силе (убытки взамен исполнения, штраф за срыв контракта, возврат двойного размера задатка, возврат предоплаты и т.п.), сама по себе подразумеваемым образом выражает волю на отказ от договора.
Готовое решение: Как вернуть переплату по договору
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент не удовлетворит претензию или не ответит в установленный срок, подайте в суд иск о взыскании денег.
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент не удовлетворит претензию или не ответит в установленный срок, подайте в суд иск о взыскании денег.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Если со страховой организации в пользу страхователя взыскана сумма страхового возмещения, которая была выплачена со значительным нарушением срока выплаты (259 дней), страхователь обратился в суд с требованием о взыскании со страховой организации неустойки, то при рассмотрении возражения страховой организации о необходимости снижения размера неустойки судам следовало учесть, что просрочка выплаты являлась очевидной, страховщик даже после вынесения решения суда не удовлетворил в добровольном порядке претензию потерпевшего о выплате неустойки и продолжил нарушать его права, что повлекло для последнего необходимость вновь обращаться за защитой своего права в суд. Более того, судами не приведены какие-либо конкретные мотивы, обосновывающие допустимость уменьшения размера взыскиваемой неустойки в девять раз, а страховой организацией не представлено разумных обоснований исключительности данного случая и несоразмерности неустойки.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Если со страховой организации в пользу страхователя взыскана сумма страхового возмещения, которая была выплачена со значительным нарушением срока выплаты (259 дней), страхователь обратился в суд с требованием о взыскании со страховой организации неустойки, то при рассмотрении возражения страховой организации о необходимости снижения размера неустойки судам следовало учесть, что просрочка выплаты являлась очевидной, страховщик даже после вынесения решения суда не удовлетворил в добровольном порядке претензию потерпевшего о выплате неустойки и продолжил нарушать его права, что повлекло для последнего необходимость вновь обращаться за защитой своего права в суд. Более того, судами не приведены какие-либо конкретные мотивы, обосновывающие допустимость уменьшения размера взыскиваемой неустойки в девять раз, а страховой организацией не представлено разумных обоснований исключительности данного случая и несоразмерности неустойки.
Готовое решение: Как составить положение о претензионно-исковой работе
(КонсультантПлюс, 2025)Основная часть определяет ответственных сотрудников, устанавливает порядок и сроки их действий на каждом этапе от возникновения (получения) претензии до ее добровольного либо принудительного удовлетворения.
(КонсультантПлюс, 2025)Основная часть определяет ответственных сотрудников, устанавливает порядок и сроки их действий на каждом этапе от возникновения (получения) претензии до ее добровольного либо принудительного удовлетворения.
Статья: Нарушение сроков строительства домов. Обзор спорных ситуаций
(Хлебников П., Тархов А.)
("Жилищное право", 2021, N 7)В практике встречалась и противоположная позиция. Срок передачи квартир нужно отсчитывать от фактического получения разрешения, даже если оно получено позже срока окончания строительства, указанного в договоре. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.12.2017 N Ф03-4593/2017 по делу N А59-601/2017. Требование: взыскание неустойки за нарушение срока передачи квартиры, штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований по договору участия в долевом строительстве. Обстоятельства: застройщик нарушил срок передачи квартиры участнику долевого строительства, в удовлетворении претензии с требованием выплаты неустойки и штрафа отказал, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, участник долевого строительства передал право требования долга обществу, претензию которого застройщик не удовлетворил. Решение: в удовлетворении требования отказано, так как договором ответственность за неполучение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрена; после ввода объекта в эксплуатацию.
(Хлебников П., Тархов А.)
("Жилищное право", 2021, N 7)В практике встречалась и противоположная позиция. Срок передачи квартир нужно отсчитывать от фактического получения разрешения, даже если оно получено позже срока окончания строительства, указанного в договоре. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.12.2017 N Ф03-4593/2017 по делу N А59-601/2017. Требование: взыскание неустойки за нарушение срока передачи квартиры, штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований по договору участия в долевом строительстве. Обстоятельства: застройщик нарушил срок передачи квартиры участнику долевого строительства, в удовлетворении претензии с требованием выплаты неустойки и штрафа отказал, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, участник долевого строительства передал право требования долга обществу, претензию которого застройщик не удовлетворил. Решение: в удовлетворении требования отказано, так как договором ответственность за неполучение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрена; после ввода объекта в эксплуатацию.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Если со страховой организации в пользу страхователя взыскана сумма страхового возмещения, указанная сумма выплачена со значительным нарушением срока выплаты (420 дней), страхователь обратился в суд с требованием о взыскании со страховой организации неустойки, то при рассмотрении возражения страховой организации о необходимости снижения размера неустойки судам следовало учесть, что просрочка выплаты являлась очевидной, страховщик даже после вынесения решения суда в добровольном порядке претензию потерпевшего о выплате неустойки не удовлетворил и продолжил нарушать его права, что повлекло для последнего необходимость вновь обращаться за защитой своего права в суд. Более того, судами не приведены какие-либо конкретные мотивы, обосновывающие допустимость уменьшения размера взыскиваемой неустойки в 10 раз, а страховой организацией не представлено разумных обоснований исключительности данного случая и несоразмерности неустойки.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Если со страховой организации в пользу страхователя взыскана сумма страхового возмещения, указанная сумма выплачена со значительным нарушением срока выплаты (420 дней), страхователь обратился в суд с требованием о взыскании со страховой организации неустойки, то при рассмотрении возражения страховой организации о необходимости снижения размера неустойки судам следовало учесть, что просрочка выплаты являлась очевидной, страховщик даже после вынесения решения суда в добровольном порядке претензию потерпевшего о выплате неустойки не удовлетворил и продолжил нарушать его права, что повлекло для последнего необходимость вновь обращаться за защитой своего права в суд. Более того, судами не приведены какие-либо конкретные мотивы, обосновывающие допустимость уменьшения размера взыскиваемой неустойки в 10 раз, а страховой организацией не представлено разумных обоснований исключительности данного случая и несоразмерности неустойки.
Готовое решение: Как взыскать неустойку с поставщика по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Получив претензию, поставщик может добровольно удовлетворить ваши требования, что позволит избежать судебного разбирательства. Если же он этого не сделает, у вас будут доказательства соблюдения претензионного порядка.
(КонсультантПлюс, 2025)Получив претензию, поставщик может добровольно удовлетворить ваши требования, что позволит избежать судебного разбирательства. Если же он этого не сделает, у вас будут доказательства соблюдения претензионного порядка.
Ситуация: Можно ли получить компенсацию в случае несоответствия отеля (гостиницы) заявленной туроператором категории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней (ч. 8 ст. 10 Закона N 132-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней (ч. 8 ст. 10 Закона N 132-ФЗ).
Статья: Правовое регулирование государственных закупок в рамках обеспечения государственных нужд
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)7) установление срока для добровольного удовлетворения требований или направления контрагентом возражений.
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)7) установление срока для добровольного удовлетворения требований или направления контрагентом возражений.
Готовое решение: Как организовать претензионно-исковую работу
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о претензионно-исковой работе должно регламентировать работу как с поступающими претензиями, так и с возникающими у вас к контрагентам. Опишите в нем весь цикл действий от выявления факта нарушения обязательства (вами либо контрагентом) до удовлетворения претензии (добровольного либо принудительного, по исполнительному листу). Укажите ответственных сотрудников по каждому этапу. Определите, кто, кому, в какие сроки передает документы, в каких случаях проводятся переговоры, когда для разрешения спора привлекается медиатор.
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о претензионно-исковой работе должно регламентировать работу как с поступающими претензиями, так и с возникающими у вас к контрагентам. Опишите в нем весь цикл действий от выявления факта нарушения обязательства (вами либо контрагентом) до удовлетворения претензии (добровольного либо принудительного, по исполнительному листу). Укажите ответственных сотрудников по каждому этапу. Определите, кто, кому, в какие сроки передает документы, в каких случаях проводятся переговоры, когда для разрешения спора привлекается медиатор.