Срок давности за нарушение бюджетного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок давности за нарушение бюджетного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 195 "Понятие исковой давности" ГК РФПоскольку на момент проверки и вынесения оспариваемого представления трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки по государственным контрактам не истек, у Управления не имелось оснований полагать, что бюджету причинен ущерб или допущено иное нарушение бюджетного законодательства"
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гарантийное письмо
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное письмо не освобождает Администрацию, не являющуюся субъектом предпринимательской деятельности, от необходимости соблюдения бюджетного законодательства и установленной Законом N 44-ФЗ процедуры проведения конкурентной процедуры для заключения контракта на поставку товаров. Несоблюдение положений Закона N 44-ФЗ и поставка товара в обход конкурентной процедуры определения поставщика исключает действительность каких-либо заверений или гарантий..."
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное письмо не освобождает Администрацию, не являющуюся субъектом предпринимательской деятельности, от необходимости соблюдения бюджетного законодательства и установленной Законом N 44-ФЗ процедуры проведения конкурентной процедуры для заключения контракта на поставку товаров. Несоблюдение положений Закона N 44-ФЗ и поставка товара в обход конкурентной процедуры определения поставщика исключает действительность каких-либо заверений или гарантий..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Типы аргументативных операций в конституционном дискурсе
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<31> Например, Конституционный Суд России не стал распространять свои позиции относительно применимости сроков исковой давности ко взысканиям в пользу бюджета денежных сумм, полученных лицом в результате нарушения законодательства (антимонопольного, бюджетного и т.д.), в случаях, когда соответствующие доходы были получены в результате нарушения антикоррупционных требований и запретов. Как было справедливо отмечено, "нарушения антимонопольного законодательства, являясь, бесспорно, противоправными деяниями, все же не равнозначны по масштабам влияния на общество и государство"; эти нарушения "хотя и затрагивают публичный интерес, но происходят большей частью в частноправовых отношениях и не подрывают в той же степени основы публичной власти и ее социальную легитимность" (абз. 3 п. 5.4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда России от 31 октября 2024 г. N 49-П). Наконец, был артикулирован тезис о том, что коррупционные правонарушения более латентны, чем нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, с помощью техники различения была обоснована неприменимость ранее выраженных конституционных суждений к спорной нормативной модели.
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<31> Например, Конституционный Суд России не стал распространять свои позиции относительно применимости сроков исковой давности ко взысканиям в пользу бюджета денежных сумм, полученных лицом в результате нарушения законодательства (антимонопольного, бюджетного и т.д.), в случаях, когда соответствующие доходы были получены в результате нарушения антикоррупционных требований и запретов. Как было справедливо отмечено, "нарушения антимонопольного законодательства, являясь, бесспорно, противоправными деяниями, все же не равнозначны по масштабам влияния на общество и государство"; эти нарушения "хотя и затрагивают публичный интерес, но происходят большей частью в частноправовых отношениях и не подрывают в той же степени основы публичной власти и ее социальную легитимность" (абз. 3 п. 5.4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда России от 31 октября 2024 г. N 49-П). Наконец, был артикулирован тезис о том, что коррупционные правонарушения более латентны, чем нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, с помощью техники различения была обоснована неприменимость ранее выраженных конституционных суждений к спорной нормативной модели.
Статья: Некоторые проблемы толкования и применения административно-правовых норм
(Анисифорова М.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 11)Интересное решение этого вопроса предложено в проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях, разработанном Министерством юстиции Российской Федерации <10>. Предполагается, что общий срок давности привлечения к административной ответственности, независимо от того, кто уполномочен на рассмотрение дела об административном правонарушении, будет составлять один год (ч. 1 ст. 3.31). И отдельными частями проектируемой статьи оговариваются специальные сроки давности, которые также составляют два, три года и шесть лет. Но и в этом случае законодатель идет по пути использования различных подходов к формулировке видов административных правонарушений со специальными давностными сроками. Так, например, уже в ч. 2 ст. 3.31 проекта КоАП РФ упоминаются как отдельные статьи (побои, неуплата средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей), так и общие формулировки - нарушение "бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, валютного законодательства" и т.д. То есть, несмотря на массу позитивных моментов законопроекта в отношении этих сроков, проблема остается не до конца разрешенной.
(Анисифорова М.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 11)Интересное решение этого вопроса предложено в проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях, разработанном Министерством юстиции Российской Федерации <10>. Предполагается, что общий срок давности привлечения к административной ответственности, независимо от того, кто уполномочен на рассмотрение дела об административном правонарушении, будет составлять один год (ч. 1 ст. 3.31). И отдельными частями проектируемой статьи оговариваются специальные сроки давности, которые также составляют два, три года и шесть лет. Но и в этом случае законодатель идет по пути использования различных подходов к формулировке видов административных правонарушений со специальными давностными сроками. Так, например, уже в ч. 2 ст. 3.31 проекта КоАП РФ упоминаются как отдельные статьи (побои, неуплата средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей), так и общие формулировки - нарушение "бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, валютного законодательства" и т.д. То есть, несмотря на массу позитивных моментов законопроекта в отношении этих сроков, проблема остается не до конца разрешенной.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Предъявление уполномоченными органами исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (далее - государственный орган в области применения мер принуждения) инкассовых поручений на бесспорное списание не прерывает течения срока исковой давности, поскольку для перерыва течения срока исковой давности требуется предъявление иска (статья 203 ГК РФ).
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Предъявление уполномоченными органами исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (далее - государственный орган в области применения мер принуждения) инкассовых поручений на бесспорное списание не прерывает течения срока исковой давности, поскольку для перерыва течения срока исковой давности требуется предъявление иска (статья 203 ГК РФ).
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"Соответственно, федеральный законодатель был вправе в порядке уточнения системной связи этих законоположений и их правовой преемственности внести Федеральным законом от 24 ноября 2008 года N 205-ФЗ в часть 6 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ в качестве дополнения указание на то, что пункт 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяется также к отношениям, возникшим до 1 января 2008 года. Это дополнение - поскольку оно предполагает возможность применения данной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям из договоров, по которым срок исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством Российской Федерации, не истек до 1 января 2007 года, т.е. на момент первоначального введения правового регулирования, исключающего применение в соответствующих правоотношениях исковой давности, - не может рассматриваться как нарушающее Конституцию Российской Федерации, в том числе ее статьи 8 (часть 2), 34, 35, 46 (часть 1) и 55 (часть 3).
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"Соответственно, федеральный законодатель был вправе в порядке уточнения системной связи этих законоположений и их правовой преемственности внести Федеральным законом от 24 ноября 2008 года N 205-ФЗ в часть 6 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ в качестве дополнения указание на то, что пункт 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяется также к отношениям, возникшим до 1 января 2008 года. Это дополнение - поскольку оно предполагает возможность применения данной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям из договоров, по которым срок исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством Российской Федерации, не истек до 1 января 2007 года, т.е. на момент первоначального введения правового регулирования, исключающего применение в соответствующих правоотношениях исковой давности, - не может рассматриваться как нарушающее Конституцию Российской Федерации, в том числе ее статьи 8 (часть 2), 34, 35, 46 (часть 1) и 55 (часть 3).
Готовое решение: Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности и какие последствия истечения этого срока
(КонсультантПлюс, 2025)2 года - за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, таможенного законодательства Таможенного союза, бюджетного законодательства, валютного законодательства и др.;
(КонсультантПлюс, 2025)2 года - за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, таможенного законодательства Таможенного союза, бюджетного законодательства, валютного законодательства и др.;
Статья: Привлечение к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ, в том числе законодательства о бухгалтерском учете, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ составляет два года со дня совершения правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5, начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
(Зарипова М.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ, в том числе законодательства о бухгалтерском учете, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ составляет два года со дня совершения правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5, начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1.1.15. Срок давности привлечения должностных лиц
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1.1.15. Срок давности привлечения должностных лиц
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Социальная сущность истолкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации оспоренной норме, отчетливо проявилась позднее, когда перед Конституционным Судом Российской Федерации был поставлен вопрос о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации Постановления Европейского суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России", которым на Российскую Федерацию была наложена обязанность по выплате акционерам компании значительной денежной компенсации (Постановление от 19 января 2017 года N 1-П). В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что за счет налогов, являющихся важнейшим источником доходов бюджета, обеспечивается осуществление социальной политики государства. В связи с этим выплата ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС", выстроившего незаконные схемы уклонения от налогообложения, что оказало серьезный праворазрушающий эффект и нанесло ущерб бюджетной системе России, противоречила бы конституционным принципам равенства и справедливости.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Социальная сущность истолкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации оспоренной норме, отчетливо проявилась позднее, когда перед Конституционным Судом Российской Федерации был поставлен вопрос о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации Постановления Европейского суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России", которым на Российскую Федерацию была наложена обязанность по выплате акционерам компании значительной денежной компенсации (Постановление от 19 января 2017 года N 1-П). В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что за счет налогов, являющихся важнейшим источником доходов бюджета, обеспечивается осуществление социальной политики государства. В связи с этим выплата ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС", выстроившего незаконные схемы уклонения от налогообложения, что оказало серьезный праворазрушающий эффект и нанесло ущерб бюджетной системе России, противоречила бы конституционным принципам равенства и справедливости.
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за правонарушения, выявленные органами государственного (муниципального) финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, - два года. Если допущены другие нарушения, срок может быть иным.
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, - два года. Если допущены другие нарушения, срок может быть иным.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Такой же срок давности установлен для нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)Такой же срок давности установлен для нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ;