Срок административного задержания исчисляется
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок административного задержания исчисляется (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы применения полицией мер административно-процессуального принуждения в сфере охраны общественного порядка
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Таким образом, административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Таким образом, административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления.
Статья: О правовой регламентации некоторых мер административного пресечения, применяемых правоохранительными органами: новации административного права
(Кайнов В.И., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 6)Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания нетрезвого лица исчисляется со времени его вытрезвления, не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в которой она допускает ограничение свободы лица, подлежащего административному аресту, до судебного решения на срок более 48 часов. Федеральному законодателю было поручено внести соответствующие изменения в действующий порядок исчисления срока административного задержания <14>.
(Кайнов В.И., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 6)Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания нетрезвого лица исчисляется со времени его вытрезвления, не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в которой она допускает ограничение свободы лица, подлежащего административному аресту, до судебного решения на срок более 48 часов. Федеральному законодателю было поручено внести соответствующие изменения в действующий порядок исчисления срока административного задержания <14>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.
(ред. от 04.11.2025)4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.
Статья: Гуманизация, или Апология публичного принуждения
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)По существу применяемых принудительных действий в виде доставления и административного задержания недопустимо разграничение мер административного пресечения. Об этом прежде всего свидетельствует тот факт, что исчисление срока административного задержания начинается в момент начала правоограничительного воздействия, т.е. в момент применения мер физического воздействия. Исчисление сроков административного задержания с момента доставления физического лица в юрисдикционный орган, как это и предусмотрено ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, противоречит конституционным предпосылкам его применения, прежде всего, очевидные коллизии правоприменения обусловлены пренебрежением в этих случаях правами на свободу и личную неприкосновенность, презюмируемыми ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации <4> (далее - Конституция РФ). Проблема законотворческого небрежения представляет собой основной изъян применения мер властного принуждения в правоохранительной, в том числе юрисдикционной, деятельности, ее суть заключена в явном несоответствии возможности введения правоограничений в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ правам и свободам, декларируемым во второй главе Конституции РФ. Практика законотворчества следует властным прерогативам с явной доминантой политических предпосылок введения правоограничений федеральным законом, как это и предусмотрено ч. 3 ст. 55 Конституции, при этом отчетливо усматривается выраженное нежелание соблюдать доктринальные основы конституционного строя, в соответствии с которыми умаление конституционных прав и свобод представляет собой исключительное явление и допустимо лишь в тех экстраординарных условиях, когда введение правоограничений обусловлено условиями особых административных режимов, прежде всего чрезвычайного и военного положения, в случаях и в соответствии с процедурами, предусмотренными соответствующими федеральными конституционными законами. Конституционные права и свободы представляют собой неотъемлемую основу правопорядка и торжества демократических устоев отечественной государственности, подтверждающих приоритет личных прав, признаваемых ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, над публичными интересами государства. Любое пренебрежение или умаление личных прав и свобод в условиях ординарного законотворчества со ссылкой на ч. 3 ст. 55 будут противоречить основам конституционного строя и уже только в силу этого неправомерны, как это и предусмотрено ч. 2 ст. 16 Конституции РФ. Более того, некоторые права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях введения особых административных режимов (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)По существу применяемых принудительных действий в виде доставления и административного задержания недопустимо разграничение мер административного пресечения. Об этом прежде всего свидетельствует тот факт, что исчисление срока административного задержания начинается в момент начала правоограничительного воздействия, т.е. в момент применения мер физического воздействия. Исчисление сроков административного задержания с момента доставления физического лица в юрисдикционный орган, как это и предусмотрено ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, противоречит конституционным предпосылкам его применения, прежде всего, очевидные коллизии правоприменения обусловлены пренебрежением в этих случаях правами на свободу и личную неприкосновенность, презюмируемыми ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации <4> (далее - Конституция РФ). Проблема законотворческого небрежения представляет собой основной изъян применения мер властного принуждения в правоохранительной, в том числе юрисдикционной, деятельности, ее суть заключена в явном несоответствии возможности введения правоограничений в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ правам и свободам, декларируемым во второй главе Конституции РФ. Практика законотворчества следует властным прерогативам с явной доминантой политических предпосылок введения правоограничений федеральным законом, как это и предусмотрено ч. 3 ст. 55 Конституции, при этом отчетливо усматривается выраженное нежелание соблюдать доктринальные основы конституционного строя, в соответствии с которыми умаление конституционных прав и свобод представляет собой исключительное явление и допустимо лишь в тех экстраординарных условиях, когда введение правоограничений обусловлено условиями особых административных режимов, прежде всего чрезвычайного и военного положения, в случаях и в соответствии с процедурами, предусмотренными соответствующими федеральными конституционными законами. Конституционные права и свободы представляют собой неотъемлемую основу правопорядка и торжества демократических устоев отечественной государственности, подтверждающих приоритет личных прав, признаваемых ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, над публичными интересами государства. Любое пренебрежение или умаление личных прав и свобод в условиях ординарного законотворчества со ссылкой на ч. 3 ст. 55 будут противоречить основам конституционного строя и уже только в силу этого неправомерны, как это и предусмотрено ч. 2 ст. 16 Конституции РФ. Более того, некоторые права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях введения особых административных режимов (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).
Статья: Административно-правовой механизм применения полицией мер принуждения к лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Важно подчеркнуть, что ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, определяющая исчисление срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента вытрезвления, с 2017 г. признана неконституционной для тех случаев, когда ее применение ведет к ограничению свободы на срок, превышающий 48 часов до вынесения судебного решения <3>. Такое законодательное закрепление создает почву для нарушений законности со стороны сотрудников полиции при определении момента естественного вытрезвления, т.е. способности лица уяснить мотивы задержания и объяснить причины своего противоправного поведения, и самое важное - места содержания лица до этого момента.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Важно подчеркнуть, что ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, определяющая исчисление срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента вытрезвления, с 2017 г. признана неконституционной для тех случаев, когда ее применение ведет к ограничению свободы на срок, превышающий 48 часов до вынесения судебного решения <3>. Такое законодательное закрепление создает почву для нарушений законности со стороны сотрудников полиции при определении момента естественного вытрезвления, т.е. способности лица уяснить мотивы задержания и объяснить причины своего противоправного поведения, и самое важное - места содержания лица до этого момента.