СПРАВКА <1> о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Подборка наиболее важных документов по запросу СПРАВКА <1> о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Омского областного суда от 28.08.2024 N 33-5222/2024 (УИД 55RS0022-01-2024-000373-59)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения по истечении срока трудового договора.
Обстоятельства: Истец полагал свое увольнение незаконным, поскольку срочный трудовой договор был прекращен до истечения срока его действия, указанные в трудовом договоре обстоятельства его прекращения не наступили.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Представленные в материалы дела расписки от 20 марта 2024 года о передаче П.Н. служебных записок на выезд автотранспорта за 1-4 квартал 2021 года, 1-4 квартал 2022, январь - сентябрь 2023 года - ФИО4, путевых листов за январь - декабрь 2021 года, апрель - сентябрь 2022 года - ФИО5, справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера иных работников - Духовских Ю.А. (том 1 л.д. 116-123) не свидетельствует о продолжении осуществления истцом его должностных обязанностей, поскольку передача истцом документов за периоды предшествующие его увольнению, может быть связано с передачей П.Н. документов работникам ответчика в связи с его увольнением.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения по истечении срока трудового договора.
Обстоятельства: Истец полагал свое увольнение незаконным, поскольку срочный трудовой договор был прекращен до истечения срока его действия, указанные в трудовом договоре обстоятельства его прекращения не наступили.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Представленные в материалы дела расписки от 20 марта 2024 года о передаче П.Н. служебных записок на выезд автотранспорта за 1-4 квартал 2021 года, 1-4 квартал 2022, январь - сентябрь 2023 года - ФИО4, путевых листов за январь - декабрь 2021 года, апрель - сентябрь 2022 года - ФИО5, справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера иных работников - Духовских Ю.А. (том 1 л.д. 116-123) не свидетельствует о продолжении осуществления истцом его должностных обязанностей, поскольку передача истцом документов за периоды предшествующие его увольнению, может быть связано с передачей П.Н. документов работникам ответчика в связи с его увольнением.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 по делу N 88-2483/2023, 2-723/2022 (УИД 61RS0004-01-2021-012194-78)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения в связи с непринятием работником мер по урегулированию конфликта интересов.
Обстоятельства: Истец считает, что у работодателя не имелось оснований для увольнения его по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку невнесение сведений о пользовании парковочным местом в справку об имуществе не свидетельствует о совершении значительного проступка, свидетельствующего о его коррупционной составляющей. Примененное дисциплинарное взыскание в виде увольнения несоразмерно тяжести проступка.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Принимая во внимание, что П.А., своевременно составлена и представлена работодателю справка о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., а также то, что в подразделе 6.1 раздела 6 справок (как самого П.А., так и его супруги) отсутствуют сведения о нахождении в его пользовании машино-места (парковочного места N 35, расположенного на территории подземной автостоянки автотранспортных средств многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>), не свидетельствует о совершении значительного проступка, свидетельствующего о коррупционной составляющей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения в связи с непринятием работником мер по урегулированию конфликта интересов.
Обстоятельства: Истец считает, что у работодателя не имелось оснований для увольнения его по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку невнесение сведений о пользовании парковочным местом в справку об имуществе не свидетельствует о совершении значительного проступка, свидетельствующего о его коррупционной составляющей. Примененное дисциплинарное взыскание в виде увольнения несоразмерно тяжести проступка.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Принимая во внимание, что П.А., своевременно составлена и представлена работодателю справка о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., а также то, что в подразделе 6.1 раздела 6 справок (как самого П.А., так и его супруги) отсутствуют сведения о нахождении в его пользовании машино-места (парковочного места N 35, расположенного на территории подземной автостоянки автотранспортных средств многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>), не свидетельствует о совершении значительного проступка, свидетельствующего о коррупционной составляющей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в судебной системе: охрана независимости и соблюдения интересов общества
(Гаджиев Х.И., Молчанова М.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)В частности, 1 февраля 2023 г. были подготовлены Методические рекомендации по вопросам представления судьями и работниками аппаратов судов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки. Так, в них предусмотрено, что с 1 июля 2023 г. указываются суммы денежных средств, поступивших на счета за отчетный период, в случае если общая сумма таких денежных средств превышает общий доход лица, представляющего сведения о доходах, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, за отчетный период и предшествующие два года. В этом случае к справке прилагаются выписки о движении денежных средств по счетам за отчетный период <23>.
(Гаджиев Х.И., Молчанова М.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)В частности, 1 февраля 2023 г. были подготовлены Методические рекомендации по вопросам представления судьями и работниками аппаратов судов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки. Так, в них предусмотрено, что с 1 июля 2023 г. указываются суммы денежных средств, поступивших на счета за отчетный период, в случае если общая сумма таких денежных средств превышает общий доход лица, представляющего сведения о доходах, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, за отчетный период и предшествующие два года. В этом случае к справке прилагаются выписки о движении денежных средств по счетам за отчетный период <23>.
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)2. Нарушения, связанные с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)2. Нарушения, связанные с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"1.1. С применением приведенных норм связывает нарушение своих прав в ее деле Е.И. Коровицкая, которая, замещая должность помощника мирового судьи, 28 апреля 2015 года представила в департамент государственной гражданской службы и кадров администрации Приморского края справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2014 года в отношении себя и своего супруга - А.В. Коровицкого.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"1.1. С применением приведенных норм связывает нарушение своих прав в ее деле Е.И. Коровицкая, которая, замещая должность помощника мирового судьи, 28 апреля 2015 года представила в департамент государственной гражданской службы и кадров администрации Приморского края справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2014 года в отношении себя и своего супруга - А.В. Коровицкого.
Статья: Учет доходов и расходов проверяемого лица при реализации прокурором полномочий по предъявлению исков в сфере законодательства о контроле за расходами
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Поясним на гипотетическом примере. В 2023 г. государственный служащий приобрел квартиру стоимостью 6 млн руб. При этом его ежегодный доход за последние три года составлял 2 млн руб., т.е. суммарный доход за указанный период равен 6 млн руб. На первый взгляд доходы и расходы совпадают, и оснований для начала контрольной процедуры нет. Однако при изучении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего видно, что в 2021 г. он приобрел автомобиль, а в 2022 г. - машино-место, потратив в общей сложности 5 млн руб. Получается, что почти весь свой заработок он израсходовал на другие цели, а к сделке по покупке квартиры мог располагать лишь 1 млн руб. Следовательно, налицо основания для инициирования процедуры контроля.
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Поясним на гипотетическом примере. В 2023 г. государственный служащий приобрел квартиру стоимостью 6 млн руб. При этом его ежегодный доход за последние три года составлял 2 млн руб., т.е. суммарный доход за указанный период равен 6 млн руб. На первый взгляд доходы и расходы совпадают, и оснований для начала контрольной процедуры нет. Однако при изучении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего видно, что в 2021 г. он приобрел автомобиль, а в 2022 г. - машино-место, потратив в общей сложности 5 млн руб. Получается, что почти весь свой заработок он израсходовал на другие цели, а к сделке по покупке квартиры мог располагать лишь 1 млн руб. Следовательно, налицо основания для инициирования процедуры контроля.
Статья: Комментарий к Информации Минтруда России от 30.12.2022 "Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)"
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)В силу требований трудового законодательства и Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" руководители государственных и муниципальных учреждений и ряд чиновников государственной и муниципальной службы должны ежегодно представлять справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <1> - на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Декларировать доходы можно с 1 января по 30 апреля включительно (с учетом выходных дней за 2022 год нужно отчитаться до 28.04.2023).
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)В силу требований трудового законодательства и Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" руководители государственных и муниципальных учреждений и ряд чиновников государственной и муниципальной службы должны ежегодно представлять справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <1> - на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Декларировать доходы можно с 1 января по 30 апреля включительно (с учетом выходных дней за 2022 год нужно отчитаться до 28.04.2023).
Вопрос: О формировании кредитными организациями единой формы информации о доходах за 2021 и 2022 гг.
(Письмо Банка России от 08.02.2023 N 21-14/211)Исходя из положения статьи 7.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России утверждает единую форму и порядок ее заполнения для представления гражданам Сведений, используемых ими при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах).
(Письмо Банка России от 08.02.2023 N 21-14/211)Исходя из положения статьи 7.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России утверждает единую форму и порядок ее заполнения для представления гражданам Сведений, используемых ими при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах).
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
Вопрос: Какую сумму отразить в графе "Доход, выплаченный по счету за отчетный период (руб.)" разд. 1 Сведений, представляемых в соответствии с Указанием N 5798-У, - фактически выплаченную или сумму после пересчета по ставке "до востребования" в связи с досрочным закрытием вклада?
(Консультация эксперта, 2023)Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), ч. I Методических рекомендаций).
(Консультация эксперта, 2023)Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), ч. I Методических рекомендаций).
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Положительные тенденции в правовой регламентации противодействия коррупции продолжаются, и главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в 2020 г. стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту. Так, с 1 января по 30 июня 2021 г. лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны будут подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 г. такие сведения стали включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <10>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Положительные тенденции в правовой регламентации противодействия коррупции продолжаются, и главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в 2020 г. стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту. Так, с 1 января по 30 июня 2021 г. лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны будут подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 г. такие сведения стали включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <10>.