Способ переселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Способ переселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 "Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства""Доводы заявителя о том, что изложенные в разделе VI региональной адресной программы переселения положения, допускающие доплату собственником разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений, противоречат нормам Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", являются несостоятельными, поскольку, как правильно указали суды, предусмотренный подпунктом 1 пунктом 6 статьи 16 данного Федерального закона способ предоставления собственникам взамен изымаемых жилых помещений приобретенных или построенных в рамках реализации региональной адресной программы переселения жилых помещений на основании договора мены, не исключает необходимость внесения доплаты собственником, которому на основании договора мены передано жилое помещение, стоимость которого превышает стоимость изымаемого жилого помещения, при этом каких-либо противоречий между федеральным и региональным законодательством в указанной части не содержится."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 212 "Право суда обратить решение к немедленному исполнению" ГПК РФ"При этом суд не усмотрел оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, для обращения решения в части выселения ответчика к немедленному исполнению, учитывая при этом, что ДГИ адрес в удовлетворении иска о переселении ответчика в другое жилое помещение отказано, и в пользу К. с истца взыскана денежная компенсация, являющаяся способом восстановления прав собственника при изъятии жилого помещения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы административно-правового статуса вынужденных переселенцев
(Бездольный О.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы указана необходимость социальной и культурной адаптации беженцев и лиц, получивших временное убежище. Но при этом абсолютно не раскрываются способы, которыми такое противодействие может быть осуществлено, и то, какими способами могла бы осуществляться адаптация вынужденных переселенцев в обществе.
(Бездольный О.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы указана необходимость социальной и культурной адаптации беженцев и лиц, получивших временное убежище. Но при этом абсолютно не раскрываются способы, которыми такое противодействие может быть осуществлено, и то, какими способами могла бы осуществляться адаптация вынужденных переселенцев в обществе.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, в частности, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, в частности, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования местной администрации о выплате собственниками разницы стоимости между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования частично.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилое помещение, суд первой инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указал, что, поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования местной администрации о выплате собственниками разницы стоимости между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными, в связи с чем удовлетворил заявленные требования частично.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)41. Исключение из региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда одного жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в указанную программу, действующим законодательством не предусмотрено и свидетельствует о нарушении прав граждан, являющихся собственниками данного помещения и имеющих право выбора способа обеспечения своих жилищных прав.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)41. Исключение из региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда одного жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в указанную программу, действующим законодательством не предусмотрено и свидетельствует о нарушении прав граждан, являющихся собственниками данного помещения и имеющих право выбора способа обеспечения своих жилищных прав.
Вопрос: О вопросах по перемещению физлицами транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, об уплате таможенных платежей и утилизационного сбора.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 27-01-28/15499)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 27-01-28/15499)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что существовавшие в СССР формы привлечения рабочей силы, в том числе в районы с неблагоприятным климатом, характерные для планового ведения хозяйства (организованный набор рабочей силы, переселение, общественные призывы), в условиях рыночной экономики не применяются. Вместе с тем они послужили основой для формирования таких способов привлечения рабочей силы в районы с неблагоприятным климатом, как массовый отбор кандидатов на работу по заявкам работодателей и привлечение лиц трудоспособного возраста к участию в переселенческих программах (программах повышения мобильности трудовых ресурсов, по возвращению соотечественников, по реализации различных инвестиционных проектов, по развитию отраслей экономики и т.п.). По-прежнему в таких районах широко используется привлечение рабочей силы для работы вахтовым методом, правовое регулирование которого претерпело необходимые изменения.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что существовавшие в СССР формы привлечения рабочей силы, в том числе в районы с неблагоприятным климатом, характерные для планового ведения хозяйства (организованный набор рабочей силы, переселение, общественные призывы), в условиях рыночной экономики не применяются. Вместе с тем они послужили основой для формирования таких способов привлечения рабочей силы в районы с неблагоприятным климатом, как массовый отбор кандидатов на работу по заявкам работодателей и привлечение лиц трудоспособного возраста к участию в переселенческих программах (программах повышения мобильности трудовых ресурсов, по возвращению соотечественников, по реализации различных инвестиционных проектов, по развитию отраслей экономики и т.п.). По-прежнему в таких районах широко используется привлечение рабочей силы для работы вахтовым методом, правовое регулирование которого претерпело необходимые изменения.
Вопрос: Об условиях освобождения от таможенных платежей при ввозе иностранными физлицами, переселяющимися в РФ, товаров и транспортных средств для личного пользования.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении условий, установленных подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона N 289-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении условий, установленных подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона N 289-ФЗ.
Вопрос: О вопросах, касающихся перемещения физлицами транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в связи с принятием в РФ новых субъектов.
(Письмо Минфина России от 08.07.2024 N 27-01-28/63452)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <2>.
(Письмо Минфина России от 08.07.2024 N 27-01-28/63452)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <2>.
Вопрос: Об особенностях ввоза в ЕАЭС транспортных средств для личного пользования в связи с принятием в состав РФ новых субъектов и при переселении на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 25.07.2024 N 27-01-28/69553)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <2>.
(Письмо Минфина России от 25.07.2024 N 27-01-28/69553)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <2>.
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Наиболее типичными способами ухода от уплаты утилизационного сбора является ввоз ТС беженцами или вынужденными переселенцами. При пересечении границы ТС такого лица сбором не облагается, т.к. помещается под процедуру временного ввоза. Далее, получив статус беженца или вынужденного переселенца, он полностью освобождается от уплаты утилизационного сбора. Впоследствии указанные граждане могут утратить подобный статус, например, получив гражданство Российской Федерации, однако взыскать сбор не представляется возможным по ряду причин. Во-первых, отсутствует информационное взаимодействие по данному вопросу между соответствующими государственными органами, во-вторых, срок исковой давности составляет 3 года с момента ввоза ТС, и за данный период ФТС России может не успеть предъявить требование, т.к. процедура изменения статуса гражданина имеет довольно длительный временной характер, в-третьих, даже при наличии судебного решения о взыскании утилизационного сбора и пеней за просрочку данные лица просто уклоняются от уплаты ввиду отсутствия более действенных принудительных механизмов.
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Наиболее типичными способами ухода от уплаты утилизационного сбора является ввоз ТС беженцами или вынужденными переселенцами. При пересечении границы ТС такого лица сбором не облагается, т.к. помещается под процедуру временного ввоза. Далее, получив статус беженца или вынужденного переселенца, он полностью освобождается от уплаты утилизационного сбора. Впоследствии указанные граждане могут утратить подобный статус, например, получив гражданство Российской Федерации, однако взыскать сбор не представляется возможным по ряду причин. Во-первых, отсутствует информационное взаимодействие по данному вопросу между соответствующими государственными органами, во-вторых, срок исковой давности составляет 3 года с момента ввоза ТС, и за данный период ФТС России может не успеть предъявить требование, т.к. процедура изменения статуса гражданина имеет довольно длительный временной характер, в-третьих, даже при наличии судебного решения о взыскании утилизационного сбора и пеней за просрочку данные лица просто уклоняются от уплаты ввиду отсутствия более действенных принудительных механизмов.
Вопрос: Об особенностях ввоза на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, в том числе при переселении физлиц на постоянное место жительства в РФ.
(Письмо Минфина России от 22.04.2024 N 27-01-28/37383)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <4>.
(Письмо Минфина России от 22.04.2024 N 27-01-28/37383)Иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортное средство для личного пользования и прицеп к нему в количестве не более 1 единицы при одновременном соблюдении соответствующих условий <4>.
Статья: Защита прав собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Для собственников жилых помещений, ставших непригодными для проживания, выплата возмещения предусмотрена как основная форма, а предоставление другого жилого помещения - как дополнительная форма, которая, согласно прямому указанию ч. 6 - 8 ст. 32 ЖК РФ, возможна только по соглашению сторон <2>. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда, то владелец квартиры в таком доме, согласно п. 3 ст. 2 и ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", имеет право на получение другого жилого помещения в собственность или на его выкуп. Право выбора способа защиты своих прав в этом случае принадлежит исключительно собственнику <3>. Включение жилых помещений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда квалифицируется в качестве фактора, усиливающего жилищные права владельцев помещений при их переселении из аварийного жилищного фонда, по сравнению с нормами ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Для собственников жилых помещений, ставших непригодными для проживания, выплата возмещения предусмотрена как основная форма, а предоставление другого жилого помещения - как дополнительная форма, которая, согласно прямому указанию ч. 6 - 8 ст. 32 ЖК РФ, возможна только по соглашению сторон <2>. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда, то владелец квартиры в таком доме, согласно п. 3 ст. 2 и ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", имеет право на получение другого жилого помещения в собственность или на его выкуп. Право выбора способа защиты своих прав в этом случае принадлежит исключительно собственнику <3>. Включение жилых помещений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда квалифицируется в качестве фактора, усиливающего жилищные права владельцев помещений при их переселении из аварийного жилищного фонда, по сравнению с нормами ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Статья: Признание жилья аварийным (анализ споров)
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и О.А.В. приобрела данную квартиру до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, она имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом О.А.В. выбрала способ обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и О.А.В. приобрела данную квартиру до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, она имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом О.А.В. выбрала способ обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Вопрос: Об отдельных вопросах, касающихся перемещения физлицами транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в связи с принятием в РФ новых субъектов.
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 27-01-28/19249)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
(Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 27-01-28/19249)В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению N 107 и частью 6 статьи 190 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий: