Списание штрафов 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание штрафов 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Ссылка Заявителя на то, что Правительство Российской Федерации предусмотрело возможность списания штрафных санкций, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками обязательств в 2015, 2016, 2020, 2021 и 2022 годах, является несостоятельной, так как Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 во исполнение части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а отношения сторон, которые являются предметом Договора, названным законом не регулируются."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Между тем, как предусмотрено частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (положения которой носят императивный характер, прямо предписывая действия заказчика при определенных обстоятельствах) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Немаловажным нововведением, которое имеет, однако, давнее происхождение, является установленная возможность списания начисленных неустоек за нарушение условий публичных контрактов. Так, с 1 апреля 2020 г. изменена ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, предусматривающая в определенных случаях списание заказчиками начисленных неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрактных обязательств в 2020 г.
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Немаловажным нововведением, которое имеет, однако, давнее происхождение, является установленная возможность списания начисленных неустоек за нарушение условий публичных контрактов. Так, с 1 апреля 2020 г. изменена ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, предусматривающая в определенных случаях списание заказчиками начисленных неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрактных обязательств в 2020 г.
Статья: Существенные и обычные условия договора каршеринга
(Вавилин В.Е.)
("Юрист", 2024, N 12)Указанную проблему точно проиллюстрировал в одном из своих решений Семнадцатый арбитражный апелляционный суд. Согласно Постановлению от 18 января 2021 г. N 17АП-14949/2020-АК по делу N А60-33607/2020 положения договора "Делимобиль", устанавливающие право безакцептного списания арендодателем любых сумм и штрафов по договору каршеринга, противоречат действующему законодательству. Суд мотивировал свой вывод следующим образом: согласно положениям ГК РФ списание денежных средств со счета лица осуществляется на основании соответствующего распоряжения клиента. Исключениями из установленного порядка являются решение суда, а также иные случаи, определенные законодательством. При этом арендодателем в отсутствие соответствующего нормативного предписания установлен особый порядок расчетов по договору каршеринга, предполагающий безакцептное списание любых сумм и штрафов с банковской карты арендатора-потребителя. Суд обратил внимание, что включение в договор подобных положений в случае, когда соглашением не определены конкретные случаи и размеры списаний, лишает арендатора установленных гарантий, закрепленных в положениях законодательства о защите прав потребителей. В Постановлении сказано: "Включение в договор условия о возможности безакцептного списания денежных средств фактически ставит потребителя в ситуацию, когда он не обладает информацией, когда, каким образом и в каком размере находящиеся на счету денежные средства будут списаны, и тем самым потребитель лишается установленных гарантий на безопасность, сохранность <11> денежных средств, находящихся на его счете" <12>.
(Вавилин В.Е.)
("Юрист", 2024, N 12)Указанную проблему точно проиллюстрировал в одном из своих решений Семнадцатый арбитражный апелляционный суд. Согласно Постановлению от 18 января 2021 г. N 17АП-14949/2020-АК по делу N А60-33607/2020 положения договора "Делимобиль", устанавливающие право безакцептного списания арендодателем любых сумм и штрафов по договору каршеринга, противоречат действующему законодательству. Суд мотивировал свой вывод следующим образом: согласно положениям ГК РФ списание денежных средств со счета лица осуществляется на основании соответствующего распоряжения клиента. Исключениями из установленного порядка являются решение суда, а также иные случаи, определенные законодательством. При этом арендодателем в отсутствие соответствующего нормативного предписания установлен особый порядок расчетов по договору каршеринга, предполагающий безакцептное списание любых сумм и штрафов с банковской карты арендатора-потребителя. Суд обратил внимание, что включение в договор подобных положений в случае, когда соглашением не определены конкретные случаи и размеры списаний, лишает арендатора установленных гарантий, закрепленных в положениях законодательства о защите прав потребителей. В Постановлении сказано: "Включение в договор условия о возможности безакцептного списания денежных средств фактически ставит потребителя в ситуацию, когда он не обладает информацией, когда, каким образом и в каком размере находящиеся на счету денежные средства будут списаны, и тем самым потребитель лишается установленных гарантий на безопасность, сохранность <11> денежных средств, находящихся на его счете" <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@
"Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71896)приказ Федеральной налоговой службы от 09.03.2020 N ЕД-7-8/140@ "О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденный приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.04.2020, регистрационный N 57980);
"Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71896)приказ Федеральной налоговой службы от 09.03.2020 N ЕД-7-8/140@ "О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденный приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.04.2020, регистрационный N 57980);
Статья: Проблемы взыскания штрафных санкций
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Один из практических примеров деятельности Совета рынка в 2020 г. касается ситуации, когда после рассмотрения такого обращения одной из генерирующих компаний Наблюдательный совет Ассоциации "НП Совет рынка" (далее - Наблюдательный совет) не принял решение по вопросу о предоставлении отсрочки расчета и списания штрафов по ДПМ ВИЭ. При этом указанное решение не было принято в связи с использованием некоторыми членами Наблюдательного совета, являющимися представителями покупателей электрической энергии (палатой представителей покупателей), права вето на решения органа управления Ассоциации "НП Совет рынка". Учитывая отсутствие какого-либо решения по заявленному вопросу вследствие использования вето, генерирующая компания подала в арбитражный суд заявление о признании незаконным действий (бездействия) Ассоциации "НП Совет рынка". Непринятие Ассоциацией "НП Совет рынка" решения по вопросу о предоставлении отсрочки расчета и списания штрафов по ДПМ ВИЭ в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы является не соответствующим закону бездействием организации, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, затрагивающим права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и причиняющим значительный ущерб генерирующей компании.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Один из практических примеров деятельности Совета рынка в 2020 г. касается ситуации, когда после рассмотрения такого обращения одной из генерирующих компаний Наблюдательный совет Ассоциации "НП Совет рынка" (далее - Наблюдательный совет) не принял решение по вопросу о предоставлении отсрочки расчета и списания штрафов по ДПМ ВИЭ. При этом указанное решение не было принято в связи с использованием некоторыми членами Наблюдательного совета, являющимися представителями покупателей электрической энергии (палатой представителей покупателей), права вето на решения органа управления Ассоциации "НП Совет рынка". Учитывая отсутствие какого-либо решения по заявленному вопросу вследствие использования вето, генерирующая компания подала в арбитражный суд заявление о признании незаконным действий (бездействия) Ассоциации "НП Совет рынка". Непринятие Ассоциацией "НП Совет рынка" решения по вопросу о предоставлении отсрочки расчета и списания штрафов по ДПМ ВИЭ в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы является не соответствующим закону бездействием организации, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, затрагивающим права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и причиняющим значительный ущерб генерирующей компании.
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Однако важнейшим, на наш взгляд, нововведением, которое имеет, однако, давнее происхождение, является установленная возможность списания начисленных неустоек за нарушение условий публичных контрактов. Так, Федеральными законами от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 08.03.2022 N 46-ФЗ внесены изменения в ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, предусмотревшие списание заказчиками начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Однако важнейшим, на наш взгляд, нововведением, которое имеет, однако, давнее происхождение, является установленная возможность списания начисленных неустоек за нарушение условий публичных контрактов. Так, Федеральными законами от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 08.03.2022 N 46-ФЗ внесены изменения в ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, предусмотревшие списание заказчиками начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья: Обзор изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)- Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом <15>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)- Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом <15>.
Статья: Когда судьи признают задолженность безнадежной к взысканию?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)По мнению налогового органа, предприятие недоплатило налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за период с 2018 по 2020 годы. В связи с образованием недоимки налоговый орган и направил требование. Но данный документ организация проигнорировала.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)По мнению налогового органа, предприятие недоплатило налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за период с 2018 по 2020 годы. В связи с образованием недоимки налоговый орган и направил требование. Но данный документ организация проигнорировала.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)1. Списание неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 (далее - Правила N 783), является обязанностью заказчика.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)1. Списание неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 (далее - Правила N 783), является обязанностью заказчика.
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- взыскиваемая сумма налога, пени и штрафа списана с банковских счетов истца налоговым органом по инкассовому поручению;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- взыскиваемая сумма налога, пени и штрафа списана с банковских счетов истца налоговым органом по инкассовому поручению;
Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)кредиторская задолженность по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов, которая списана или уменьшена по закону или по решению Правительства РФ. Ее включать в доходы не нужно;
(КонсультантПлюс, 2025)кредиторская задолженность по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов, которая списана или уменьшена по закону или по решению Правительства РФ. Ее включать в доходы не нужно;
Статья: Подрядчик уплатил неустойку: последствия для заказчика
(Иванова И.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Правила списания заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783, Постановление N 783). В соответствии с п. 3 Правил N 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются, в частности, заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. На практике данное правило зачастую не соблюдается, о чем свидетельствует арбитражная практика (см. Постановление АС ДВО от 24.08.2023 N Ф03-3558/2023 по делу N А51-3735/2023). О том, какие это влечет последствия, - в статье.
(Иванова И.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Правила списания заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783, Постановление N 783). В соответствии с п. 3 Правил N 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются, в частности, заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. На практике данное правило зачастую не соблюдается, о чем свидетельствует арбитражная практика (см. Постановление АС ДВО от 24.08.2023 N Ф03-3558/2023 по делу N А51-3735/2023). О том, какие это влечет последствия, - в статье.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.