Специализированная организация по вопросам похоронного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Специализированная организация по вопросам похоронного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.05.2023 N Ф09-2495/23 по делу N А76-37826/2021
Требование: О признании недействительным предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Обстоятельства: Органу местного самоуправления указано на необходимость принятия мер, направленных на расторжение договора, заключенного с хозяйствующим субъектом, и создание специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием специализированного муниципального учреждения или предприятия.В определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2014 N ВАС-6680/14 указано на то, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).
Требование: О признании недействительным предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Обстоятельства: Органу местного самоуправления указано на необходимость принятия мер, направленных на расторжение договора, заключенного с хозяйствующим субъектом, и создание специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием специализированного муниципального учреждения или предприятия.В определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2014 N ВАС-6680/14 указано на то, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 N 12АП-2534/2023 по делу N А12-7280/2022
Требование: О признании недействительными распоряжений административного органа об утверждении порядка подготовки могил для погребения, порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил и конкурсной документации, признании недействительными проведенного конкурса и заключенного договора.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Таким образом, пункт 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается только специализированными службами по вопросам похоронного дела. Системный анализ положений Закона N 8-ФЗ свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, законодатель не исключает возможность выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Требование: О признании недействительными распоряжений административного органа об утверждении порядка подготовки могил для погребения, порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил и конкурсной документации, признании недействительными проведенного конкурса и заключенного договора.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Таким образом, пункт 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается только специализированными службами по вопросам похоронного дела. Системный анализ положений Закона N 8-ФЗ свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, законодатель не исключает возможность выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная практика муниципальных образований в связи с созданием специализированных служб в сфере похоронного дела
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Кроме того, прокуроры хоть и мотивируют обращения по рассматриваемой категории дел тем, что отсутствие в муниципальном образовании специализированной службы, созданной в форме муниципального хозяйствующего субъекта, нарушает права неопределенного круга лиц, но фактически не приводят этому надлежащих доказательств. При таких обстоятельствах суды принимают во внимание отсутствие обращений граждан с жалобами на невозможность получения услуг, оказываемых специализированной организацией по вопросам похоронного дела.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Кроме того, прокуроры хоть и мотивируют обращения по рассматриваемой категории дел тем, что отсутствие в муниципальном образовании специализированной службы, созданной в форме муниципального хозяйствующего субъекта, нарушает права неопределенного круга лиц, но фактически не приводят этому надлежащих доказательств. При таких обстоятельствах суды принимают во внимание отсутствие обращений граждан с жалобами на невозможность получения услуг, оказываемых специализированной организацией по вопросам похоронного дела.
Статья: Муниципальный уровень гражданской обороны: задачи, функции, основные мероприятия
(Александров М.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств ГО муниципального образования для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных служб (организаций) муниципального образования по вопросам похоронного дела;
(Александров М.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств ГО муниципального образования для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных служб (организаций) муниципального образования по вопросам похоронного дела;
Нормативные акты
Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 81
"Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667)Возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией в десятидневный срок на основании справки о смерти и соответствующего счета.
"Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667)Возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией в десятидневный срок на основании справки о смерти и соответствующего счета.
Постановление ФСС РФ от 22.02.1996 N 16
(ред. от 02.10.2000)
"О мерах по реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
(вместе с "Временным порядком обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели")11. Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией, в которой работал умерший, либо организацией, где работает один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в которой проживал несовершеннолетний.
(ред. от 02.10.2000)
"О мерах по реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
(вместе с "Временным порядком обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели")11. Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией, в которой работал умерший, либо организацией, где работает один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в которой проживал несовершеннолетний.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Максимальный срок использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека не может превышать 10 лет. Срок для использования тела, органов и тканей умершего на основании его волеизъявления, сделанного при жизни, а также порядок и условия для передачи их медицинским или учебным организациям законодателем не установлен. Представляется, что срок такого использования определяется волеизъявлением умершего, а передача тела не требует обязательного запроса со стороны принимающей организации. Также соответствующую процедуру целесообразно оформлять актом.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Максимальный срок использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека не может превышать 10 лет. Срок для использования тела, органов и тканей умершего на основании его волеизъявления, сделанного при жизни, а также порядок и условия для передачи их медицинским или учебным организациям законодателем не установлен. Представляется, что срок такого использования определяется волеизъявлением умершего, а передача тела не требует обязательного запроса со стороны принимающей организации. Также соответствующую процедуру целесообразно оформлять актом.
Ситуация: Как организовать похороны?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, похороны организует специализированная служба по вопросам похоронного дела (ст. 6 Закона N 8-ФЗ; ст. 8 Закона г. Москвы N 11).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, похороны организует специализированная служба по вопросам похоронного дела (ст. 6 Закона N 8-ФЗ; ст. 8 Закона г. Москвы N 11).
Вопрос: Можно ли наделять хозяйствующий субъект статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на конкурсной основе?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)ФАС России обращает внимание, что Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, что также подтверждается вышеуказанной судебной практикой.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)ФАС России обращает внимание, что Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, что также подтверждается вышеуказанной судебной практикой.
Вопрос: О предоставлении субсидий из местного бюджета юрлицам и специализированной службе по вопросам похоронного дела, созданной в форме муниципального бюджетного (автономного) учреждения.
(Письмо Минфина России от 14.05.2024 N 02-12-10/43615)В части возможности предоставления субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела, созданной в организационно-правовой форме муниципального бюджетного (автономного) учреждения, отмечаем следующее.
(Письмо Минфина России от 14.05.2024 N 02-12-10/43615)В части возможности предоставления субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела, созданной в организационно-правовой форме муниципального бюджетного (автономного) учреждения, отмечаем следующее.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете начисление и выплату социального пособия на погребение супругу умершей работницы?..
(Консультация эксперта, 2024)Средства в счет возмещения перечисляются на расчетный счет организации в течение двух календарных дней со дня принятия решения о возмещении расходов. Для этого организация должна подать в территориальный орган СФР заявление о возмещении расходов и справку о смерти. Решение о возмещении расходов выносится фондом в течение 10 календарных дней со дня получения указанных документов (п. п. 2 - 4 Порядка возмещения расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение, а также возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела, утвержденного Приказом СФР от 28.07.2023 N 1471).
(Консультация эксперта, 2024)Средства в счет возмещения перечисляются на расчетный счет организации в течение двух календарных дней со дня принятия решения о возмещении расходов. Для этого организация должна подать в территориальный орган СФР заявление о возмещении расходов и справку о смерти. Решение о возмещении расходов выносится фондом в течение 10 календарных дней со дня получения указанных документов (п. п. 2 - 4 Порядка возмещения расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение, а также возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела, утвержденного Приказом СФР от 28.07.2023 N 1471).
Статья: Правила перевозки тел умерших: общие положения, ограничения, требования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сопроводительный лист должен быть оформлен в 3 экземплярах, один из которых передается заказчику, второй - в специализированную службу по вопросам похоронного дела, третий - в морг (трупохранилище) (п. 8.2.3 Порядка организации похоронного дела в городе Москве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сопроводительный лист должен быть оформлен в 3 экземплярах, один из которых передается заказчику, второй - в специализированную службу по вопросам похоронного дела, третий - в морг (трупохранилище) (п. 8.2.3 Порядка организации похоронного дела в городе Москве).
Вопрос: Кто может оказывать ритуальные услуги?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение усопшего и оказание соответствующих услуг предоставляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение усопшего и оказание соответствующих услуг предоставляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статья: Правовое регулирование деятельности по оказанию ритуальных услуг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 5.5 Положения о погребении и похоронном деле города Дубны Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Дубна МО от 22.12.2022 N РС6-18(60)-126/53, все субъекты рынка ритуальных услуг пользуются равными правами в деятельности по предоставлению гражданам услуг по погребению и иных ритуальных услуг (перечень услуг по погребению определен Законом МО о погребении, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности). Специализированной службе по вопросам похоронного дела не могут быть предоставлены необоснованные льготы, ставящие данную организацию в наиболее благоприятные условия по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 5.5 Положения о погребении и похоронном деле города Дубны Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Дубна МО от 22.12.2022 N РС6-18(60)-126/53, все субъекты рынка ритуальных услуг пользуются равными правами в деятельности по предоставлению гражданам услуг по погребению и иных ритуальных услуг (перечень услуг по погребению определен Законом МО о погребении, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности). Специализированной службе по вопросам похоронного дела не могут быть предоставлены необоснованные льготы, ставящие данную организацию в наиболее благоприятные условия по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги.
Вопрос: Каков порядок закрытия общественных кладбищ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 8 п. 1 разд. 3 Порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в городе Лыткарино, утв. Решением Совета депутатов городского округа Лыткарино МО от 13.04.2011 N 92/10, принятие решения о закрытии кладбища для свободного захоронения относится к компетенции администрации г. Лыткарино.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 8 п. 1 разд. 3 Порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в городе Лыткарино, утв. Решением Совета депутатов городского округа Лыткарино МО от 13.04.2011 N 92/10, принятие решения о закрытии кладбища для свободного захоронения относится к компетенции администрации г. Лыткарино.
Вопрос: Какой порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, в том числе посредством заключения муниципального контракта с соблюдением конкурентных процедур, у них нет права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Само по себе присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.05.2023 N Ф09-2495/23 по делу N А76-37826/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 02.08.2023 N 309-ЭС23-14489 отказано в передаче дела N А76-37826/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, в том числе посредством заключения муниципального контракта с соблюдением конкурентных процедур, у них нет права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Само по себе присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.05.2023 N Ф09-2495/23 по делу N А76-37826/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 02.08.2023 N 309-ЭС23-14489 отказано в передаче дела N А76-37826/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).