Создание условий для предоставления транспортных услуг населению
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание условий для предоставления транспортных услуг населению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2024 N 88а-10692/2024 (УИД 29RS0003-01-2023-000121-31)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации бесплатного круглогодичного транспортного сообщения между поселениями, неорганизации дорожной деятельности между поселениями района, возложении обязанности.
Обстоятельства: К нескольким сельским поселениям района не организовано свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов. Проезд разрешается только после внесения платы, взимаемой в том числе с экстренных служб, скорой медицинской помощи, альтернативная бесплатная дорога отсутствует.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы отзыва администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" на кассационное представление о том, что вышеуказанные автодороги являются автодорогами регионального или межмуниципального значения, необходимости обеспечения транспортной доступности жителей городского поселения "Урдомское" не только в пределах границ муниципального района, но и с иными муниципальными образованиями Архангельской области, не свидетельствуют об отсутствии у данного органа местного самоуправления предусмотренной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны данного административного ответчика принятия каких-либо мер для организации транспортной доступности населенных пунктов.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации бесплатного круглогодичного транспортного сообщения между поселениями, неорганизации дорожной деятельности между поселениями района, возложении обязанности.
Обстоятельства: К нескольким сельским поселениям района не организовано свободное и бесплатное осуществление проезда транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов. Проезд разрешается только после внесения платы, взимаемой в том числе с экстренных служб, скорой медицинской помощи, альтернативная бесплатная дорога отсутствует.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы отзыва администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" на кассационное представление о том, что вышеуказанные автодороги являются автодорогами регионального или межмуниципального значения, необходимости обеспечения транспортной доступности жителей городского поселения "Урдомское" не только в пределах границ муниципального района, но и с иными муниципальными образованиями Архангельской области, не свидетельствуют об отсутствии у данного органа местного самоуправления предусмотренной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны данного административного ответчика принятия каких-либо мер для организации транспортной доступности населенных пунктов.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10.01.2024 по делу N 33а-400/2024 (УИД 59RS0008-01-2023-003389-76)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Отсутствие транспортного сообщения на общественном транспорте из деревень с учетом их фактического расстояния (удаленности) от автомобильной дороги свидетельствует о непринятии ответчиком надлежащих мер для выполнении установленной законом обязанности и нарушении прав неопределенного круга лиц на доступное транспортное обслуживание.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе утверждение и введение в действие Положения об организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Пермского муниципального округа Пермского края, разработка и передача на согласование и утверждение схемы и расписания движения автобусов по маршруту N 110 "Дикая Гарь - Верхние Муллы - Кондратово", разработка документации для проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому маршруту "Дикая Гарь - Верхние Муллы - Кондратово", не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, в том числе в части проведения открытого конкурса, выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Отсутствие транспортного сообщения на общественном транспорте из деревень с учетом их фактического расстояния (удаленности) от автомобильной дороги свидетельствует о непринятии ответчиком надлежащих мер для выполнении установленной законом обязанности и нарушении прав неопределенного круга лиц на доступное транспортное обслуживание.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе утверждение и введение в действие Положения об организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Пермского муниципального округа Пермского края, разработка и передача на согласование и утверждение схемы и расписания движения автобусов по маршруту N 110 "Дикая Гарь - Верхние Муллы - Кондратово", разработка документации для проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому маршруту "Дикая Гарь - Верхние Муллы - Кондратово", не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, в том числе в части проведения открытого конкурса, выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
Статья: Совершенствование компетенции местного самоуправления в Российской Федерации в условиях единства публичной власти
(Басиев М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Данная классификации позволяет, во-первых, обеспечить защиту сущностных полномочий органов местного самоуправления от их изменения и перераспределения со стороны государственной власти <14>. Соответствующий перечень должен быть исчерпывающим и отражать по видам муниципальных образований те вопросы, которые характеризуют самоорганизацию местных жителей (обеспечение электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения и т.д.). С точки зрения порядка правового регулирования указанная сфера полномочий может регламентироваться рамочным способом: разрешено все, что не противоречит законодательству. В свою очередь, вторая группа вопросов в большей степени подчинена логике применения вышестоящих правовых актов и выполнения поручений.
(Басиев М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Данная классификации позволяет, во-первых, обеспечить защиту сущностных полномочий органов местного самоуправления от их изменения и перераспределения со стороны государственной власти <14>. Соответствующий перечень должен быть исчерпывающим и отражать по видам муниципальных образований те вопросы, которые характеризуют самоорганизацию местных жителей (обеспечение электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения и т.д.). С точки зрения порядка правового регулирования указанная сфера полномочий может регламентироваться рамочным способом: разрешено все, что не противоречит законодательству. В свою очередь, вторая группа вопросов в большей степени подчинена логике применения вышестоящих правовых актов и выполнения поручений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
Статья: Состояние безопасности дорожного движения как конкурентное преимущество перевозчика на рынке регулярных перевозок пассажиров
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)К вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения на соответствующих территориях (п. 7 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 15, п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) <2>.
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)К вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения на соответствующих территориях (п. 7 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 15, п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) <2>.
Статья: Антимонопольные последствия транспортной реформы в сфере перевозок транспортом общего пользования
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Следует учесть, что транспортная отрасль является одним из элементов жизнеобеспечения. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относятся к компетенции региональных органов власти <6>. Стратегическую важность представляет способность перевозчиков выполнять пассажирские перевозки в условиях чрезвычайных ситуаций, в целях обеспечения мобилизационных и значимых спортивных мероприятий и выполнения прочих задач по перевозке населения в экстраординарных условиях.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Следует учесть, что транспортная отрасль является одним из элементов жизнеобеспечения. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относятся к компетенции региональных органов власти <6>. Стратегическую важность представляет способность перевозчиков выполнять пассажирские перевозки в условиях чрезвычайных ситуаций, в целях обеспечения мобилизационных и значимых спортивных мероприятий и выполнения прочих задач по перевозке населения в экстраординарных условиях.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 15, п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов являются создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующих муниципальных образований (для муниципальных районов - между поселениями в границах муниципального района).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 15, п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов являются создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующих муниципальных образований (для муниципальных районов - между поселениями в границах муниципального района).
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании в условиях военного конфликта и ЧС;
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании в условиях военного конфликта и ЧС;