Создание фирмы однодневки
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание фирмы однодневки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 173.1 "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица" УК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы, закон не содержит обязательных требований при описании диспозиции объективной стороны состава преступления - наличие фирмы однодневки, поскольку диспозиция ст. 173.1 УК РФ, состоит из двух частей: образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, и предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данных, повлекших внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")На основании п. 10 ст. 101 НК РФ налоговый орган в целях обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности применил обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) недвижимого имущества без его согласия, а также приостановил операции по счетам налогоплательщика. Налогоплательщик оспорил наложение обеспечительных мер. Суд установил, что общество принимало участие в схеме ухода от налогообложения, создании формального документооборота с организациями, имеющими признаки фирм-однодневок, не исполняло требования налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проведения мероприятий налогового контроля. Из бухгалтерской отчетности усматривается ухудшение показателей финансово-экономической деятельности, в частности увеличение кредиторской задолженности. Также в период выездной налоговой проверки обществом были отчуждены шесть объектов недвижимости. Суд пришел к выводу, что при принятии обеспечительных мер у налогового органа имелись основания полагать, что исполнение принятого решения может быть затруднено или невозможно, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")На основании п. 10 ст. 101 НК РФ налоговый орган в целях обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности применил обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) недвижимого имущества без его согласия, а также приостановил операции по счетам налогоплательщика. Налогоплательщик оспорил наложение обеспечительных мер. Суд установил, что общество принимало участие в схеме ухода от налогообложения, создании формального документооборота с организациями, имеющими признаки фирм-однодневок, не исполняло требования налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проведения мероприятий налогового контроля. Из бухгалтерской отчетности усматривается ухудшение показателей финансово-экономической деятельности, в частности увеличение кредиторской задолженности. Также в период выездной налоговой проверки обществом были отчуждены шесть объектов недвижимости. Суд пришел к выводу, что при принятии обеспечительных мер у налогового органа имелись основания полагать, что исполнение принятого решения может быть затруднено или невозможно, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Фирмы-однодневки как средство преступления
(Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок введена в 2011 г. (ст. 173.1 и 173.2 УК РФ) для преследования организаторов незаконного рынка фиктивных предпринимательских структур и их пособников, играющих роли номинальных учредителей (участников) и руководителей фирм-однодневок <4>. Еще одним направлением уголовно-правового противодействия фирмам-однодневкам является установление уголовной ответственности за их использование при совершении отдельных экономических преступлений, в том числе предусмотренных ст. 173.3, п. "г" ч. 2 ст. 193, п. "в" ч. 2 ст. 193.1 УК РФ.
(Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок введена в 2011 г. (ст. 173.1 и 173.2 УК РФ) для преследования организаторов незаконного рынка фиктивных предпринимательских структур и их пособников, играющих роли номинальных учредителей (участников) и руководителей фирм-однодневок <4>. Еще одним направлением уголовно-правового противодействия фирмам-однодневкам является установление уголовной ответственности за их использование при совершении отдельных экономических преступлений, в том числе предусмотренных ст. 173.3, п. "г" ч. 2 ст. 193, п. "в" ч. 2 ст. 193.1 УК РФ.
Статья: Реформирование системы налогов: от специальных налоговых режимов к общей системе налогообложения
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Необходимо отметить, что УСН появилась не как развитие и адаптация действующей на тот момент системы налогов к особенностям налогообложения и налогового администрирования малого бизнеса, а как альтернатива ей, без необходимого согласования (гармонизации) <6>. Широкое применение УСН привело к тому, что в стране стали параллельно функционировать две системы налогов: общая система налогообложения с НДС и упрощенная система налогообложения без НДС, со значительной разницей в уровне налогообложения и в объеме отчетности. Действующая в России система специальных налоговых режимов, нарушив принцип равенства налогообложения по горизонтали, послужила массовому уходу предприятий в тень, созданию фирм-"однодневок", уменьшению налоговых поступлений и росту сокрытия доходов от налогообложения. Одно из преимуществ - упрощение налогообложения для малого бизнеса также спорно и неочевидно в свете происходящих процессов цифровизации.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Необходимо отметить, что УСН появилась не как развитие и адаптация действующей на тот момент системы налогов к особенностям налогообложения и налогового администрирования малого бизнеса, а как альтернатива ей, без необходимого согласования (гармонизации) <6>. Широкое применение УСН привело к тому, что в стране стали параллельно функционировать две системы налогов: общая система налогообложения с НДС и упрощенная система налогообложения без НДС, со значительной разницей в уровне налогообложения и в объеме отчетности. Действующая в России система специальных налоговых режимов, нарушив принцип равенства налогообложения по горизонтали, послужила массовому уходу предприятий в тень, созданию фирм-"однодневок", уменьшению налоговых поступлений и росту сокрытия доходов от налогообложения. Одно из преимуществ - упрощение налогообложения для малого бизнеса также спорно и неочевидно в свете происходящих процессов цифровизации.
Статья: Государственное регулирование теневой экономики: гражданско-правовые аспекты
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)Продолжая рассуждения о государственном регулировании теневой экономики, следует сказать, что государство, гражданское право и теневая экономика взаимосвязаны. Гражданское право, как отрасль права, регулирует легальную экономику. Пробелы гражданского права в широком смысле могут быть определенными предпосылками для формирования и развития теневых экономических процессов, к числу которых с учетом международной санкционной повестки дня можно отнести: незаконные валютные операции; одностороннее повышение цен на региональных рынках товаров повседневного спроса; фиктивный бизнес; обвал рынка путем создания искусственного дефицита товаров; одностороннее неисполнение договорных обязательств; совершение сделок в обход закона; фиктивное банкротство; создание фирм-"однодневок" и т.д.
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)Продолжая рассуждения о государственном регулировании теневой экономики, следует сказать, что государство, гражданское право и теневая экономика взаимосвязаны. Гражданское право, как отрасль права, регулирует легальную экономику. Пробелы гражданского права в широком смысле могут быть определенными предпосылками для формирования и развития теневых экономических процессов, к числу которых с учетом международной санкционной повестки дня можно отнести: незаконные валютные операции; одностороннее повышение цен на региональных рынках товаров повседневного спроса; фиктивный бизнес; обвал рынка путем создания искусственного дефицита товаров; одностороннее неисполнение договорных обязательств; совершение сделок в обход закона; фиктивное банкротство; создание фирм-"однодневок" и т.д.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В качестве примера рассмотрим такую ситуацию: руководителя обвиняют в создании фирмы-"однодневки" и применении схемы уклонения от уплаты налогов с ее помощью. Но в обычной жизни тоже может получиться так, что поставщик не платит налоги. И если фирма реально у него покупала товар, который использовала дальше в деятельности, к тому же еще собрала необходимый пакет документов, чем проявила должную осмотрительность при выборе контрагента, то отвечать за недобросовестного продавца она не должна (ст. 57 Конституции РФ).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В качестве примера рассмотрим такую ситуацию: руководителя обвиняют в создании фирмы-"однодневки" и применении схемы уклонения от уплаты налогов с ее помощью. Но в обычной жизни тоже может получиться так, что поставщик не платит налоги. И если фирма реально у него покупала товар, который использовала дальше в деятельности, к тому же еще собрала необходимый пакет документов, чем проявила должную осмотрительность при выборе контрагента, то отвечать за недобросовестного продавца она не должна (ст. 57 Конституции РФ).
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)УСН и другие СНР были удобны малому бизнесу, но их введение в систему налогов создало проблему в администрировании НДС, что породило массовое уклонение от налогообложения путем создания фирм-"однодневок". Налогоплательщики массово выбирали и выбирают СНР с низким уровнем налогообложения, далее с целью избежать налога с оборота на операции между налогоплательщиками на ОСНО и СНР создают фирмы-"прокладки", как бы применяющие ОСНО, из которых товары (работы, услуги) выходят с НДС. До появления автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС-2) эта проблема была неразрешимой [6, 8 - 11].
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)УСН и другие СНР были удобны малому бизнесу, но их введение в систему налогов создало проблему в администрировании НДС, что породило массовое уклонение от налогообложения путем создания фирм-"однодневок". Налогоплательщики массово выбирали и выбирают СНР с низким уровнем налогообложения, далее с целью избежать налога с оборота на операции между налогоплательщиками на ОСНО и СНР создают фирмы-"прокладки", как бы применяющие ОСНО, из которых товары (работы, услуги) выходят с НДС. До появления автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС-2) эта проблема была неразрешимой [6, 8 - 11].
Готовое решение: Налоговые риски
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, которое фактически контролирует "однодневку", создает ее, чтобы получить налоговую выгоду, которая не будет обоснованной.
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, которое фактически контролирует "однодневку", создает ее, чтобы получить налоговую выгоду, которая не будет обоснованной.
Статья: Образование фирм-однодневок: проблемы уголовно-правовой квалификации
(Ляскало А.Н., Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2024, N 2)В пояснительной записке к законопроекту N 613254-6 указано, что включение в ч. 1 ст. 173.1 УК РФ "представления данных" направлено на "обеспечение возможности привлечения к ответственности всех лиц, причастных к внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах" <3>. Необходимо было обеспечить охват всех способов создания фирм-однодневок, которые могут быть образованы с нуля или путем реорганизации действующих юридических лиц либо путем смены органов управления.
(Ляскало А.Н., Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2024, N 2)В пояснительной записке к законопроекту N 613254-6 указано, что включение в ч. 1 ст. 173.1 УК РФ "представления данных" направлено на "обеспечение возможности привлечения к ответственности всех лиц, причастных к внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах" <3>. Необходимо было обеспечить охват всех способов создания фирм-однодневок, которые могут быть образованы с нуля или путем реорганизации действующих юридических лиц либо путем смены органов управления.
Статья: Проблемы привлечения наследников к субсидиарной ответственности в делах о банкротстве
(Бегичев А.В., Пархоменко А.Д.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Признавая эффективность новелл Закона о банкротстве в части субсидиарной ответственности, вдохнувших новую жизнь в возможности кредиторов митигировать свои риски и компенсировать потери, нельзя не обратить внимания на следующее. Попытка рецепции аналогичных институтов из зарубежного права была сделана для того, чтобы пресечь злоупотребление недобросовестными участниками рынка правовыми возможностями, предложенными корпоративным законодательством и ГК РФ, например созданием "фирм-однодневок", принципом ограниченной ответственности, исключением несения ответственности дочерней компанией по долгам материнской и проч. Однако формально-юридический анализ показывает, что границы защиты прав кредиторов простираются далеко за пределы недопущения недобросовестных манипуляций с использованием специфики юридических лиц. Пункт 1 ст. 61.10 Закона о банкротстве устанавливает общий квалифицирующий признак контролирующего лица - у такого лица есть право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Подпункт 1 п. 2 данной статьи развивает данные положения, устанавливая, что возможность определять действия должника может достигаться, в частности, в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения. Кроме того, подп. 3 п. 4 данной статьи установлена презумпция того, что лицо является контролирующим, если извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в п. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Каскад данных положений венчает п. 5 ст. 61.10, устанавливающий, что суд может признать лицо контролирующим должника лицом по иным основаниям.
(Бегичев А.В., Пархоменко А.Д.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Признавая эффективность новелл Закона о банкротстве в части субсидиарной ответственности, вдохнувших новую жизнь в возможности кредиторов митигировать свои риски и компенсировать потери, нельзя не обратить внимания на следующее. Попытка рецепции аналогичных институтов из зарубежного права была сделана для того, чтобы пресечь злоупотребление недобросовестными участниками рынка правовыми возможностями, предложенными корпоративным законодательством и ГК РФ, например созданием "фирм-однодневок", принципом ограниченной ответственности, исключением несения ответственности дочерней компанией по долгам материнской и проч. Однако формально-юридический анализ показывает, что границы защиты прав кредиторов простираются далеко за пределы недопущения недобросовестных манипуляций с использованием специфики юридических лиц. Пункт 1 ст. 61.10 Закона о банкротстве устанавливает общий квалифицирующий признак контролирующего лица - у такого лица есть право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Подпункт 1 п. 2 данной статьи развивает данные положения, устанавливая, что возможность определять действия должника может достигаться, в частности, в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения. Кроме того, подп. 3 п. 4 данной статьи установлена презумпция того, что лицо является контролирующим, если извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в п. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Каскад данных положений венчает п. 5 ст. 61.10, устанавливающий, что суд может признать лицо контролирующим должника лицом по иным основаниям.