Совокупность административных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Совокупность административных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность (штраф) за нарушение правил остановки или стоянки ТС
(КонсультантПлюс, 2025)Материалы дела не содержат доказательств, что водитель... действовал во избежание и предотвращение опасности, угрожающей его законным интересам, в состоянии крайней необходимости. Ссылки, что автомобиль был неисправен (спустило колесо) и не мог быть перемещен на другое место, не отвечают содержащейся в ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совокупности условий, при наличии которой возникает состояние крайней необходимости..."
(КонсультантПлюс, 2025)Материалы дела не содержат доказательств, что водитель... действовал во избежание и предотвращение опасности, угрожающей его законным интересам, в состоянии крайней необходимости. Ссылки, что автомобиль был неисправен (спустило колесо) и не мог быть перемещен на другое место, не отвечают содержащейся в ст. 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совокупности условий, при наличии которой возникает состояние крайней необходимости..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4.4 "Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений" КоАП РФ"Таким образом, системный анализ положений частей 2, 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях показывает, что при наличии совокупности административных правонарушений независимо от их количества при условии, что нарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия и что дела о них рассматриваются одним и тем же должностным лицом, лицу, их совершившему, назначается одно основное административное наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая"
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)КоАП РФ предусматривает 2 порядка назначения административного наказания в зависимости от того, какую совокупность составляют совершенные административные правонарушения:
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)КоАП РФ предусматривает 2 порядка назначения административного наказания в зависимости от того, какую совокупность составляют совершенные административные правонарушения:
Статья: Процессуальная форма правосудия по делам об административных правонарушениях
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В статье рассматривается судопроизводство по делам об административных правонарушениях как совокупность процессуальных отношений, которые объединяются в единое сложное правоотношение. Оно развивается в качестве самостоятельного вида юридического процесса и должно обладать собственной процессуальной формой. Ее необходимо не совершенствовать, основываясь на закрепленной в КоАП РФ процессуальной модели, а разрабатывать заново на основе науки юридического процесса. Предлагается взять за основу модель процесса уголовно-правового типа. Вместе с тем необходимо обеспечить внутреннее деление единого административно-деликтного процессуального отношения на элементарные правоотношения, характерные для цивилистического типа процесса, и наделить участников процесса соответствующими статусами.
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В статье рассматривается судопроизводство по делам об административных правонарушениях как совокупность процессуальных отношений, которые объединяются в единое сложное правоотношение. Оно развивается в качестве самостоятельного вида юридического процесса и должно обладать собственной процессуальной формой. Ее необходимо не совершенствовать, основываясь на закрепленной в КоАП РФ процессуальной модели, а разрабатывать заново на основе науки юридического процесса. Предлагается взять за основу модель процесса уголовно-правового типа. Вместе с тем необходимо обеспечить внутреннее деление единого административно-деликтного процессуального отношения на элементарные правоотношения, характерные для цивилистического типа процесса, и наделить участников процесса соответствующими статусами.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
Статья: Мошенничество при утечке персональных данных
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 7)Для судов, как правило, факты совершения административного правонарушения и виновность организаций подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых у суда сомнений не вызывают. Поэтому организациям, выступающим на суде в качестве ответчика, важно суметь доказать, что у них не имелась реальная возможность обеспечить выполнение требований действующего законодательства. А рядовым гражданам, пострадавшим от рук мошенников, необходимо доказать, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от заимодавца.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 7)Для судов, как правило, факты совершения административного правонарушения и виновность организаций подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых у суда сомнений не вызывают. Поэтому организациям, выступающим на суде в качестве ответчика, важно суметь доказать, что у них не имелась реальная возможность обеспечить выполнение требований действующего законодательства. А рядовым гражданам, пострадавшим от рук мошенников, необходимо доказать, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от заимодавца.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Следует обратить внимание, что согласно примечанию к упомянутой статье лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством РФ порядка и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции - см. абз. 2 п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, если соблюдены в совокупности следующие условия:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Следует обратить внимание, что согласно примечанию к упомянутой статье лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством РФ порядка и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции - см. абз. 2 п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, если соблюдены в совокупности следующие условия:
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> Исключение из этого правила связано с особенностями назначения административного наказания при идеальной совокупности административных правонарушений, дела о которых одновременно подведомственны одному и тому же судье, органу, должностному лицу. В данном случае дела об административных правонарушениях, указанных в одном протоколе, рассматриваются в рамках одного производства с вынесением одного постановления. При этом наказание назначается по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, т.е. в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгую меру ответственности.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> Исключение из этого правила связано с особенностями назначения административного наказания при идеальной совокупности административных правонарушений, дела о которых одновременно подведомственны одному и тому же судье, органу, должностному лицу. В данном случае дела об административных правонарушениях, указанных в одном протоколе, рассматриваются в рамках одного производства с вынесением одного постановления. При этом наказание назначается по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, т.е. в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгую меру ответственности.
Статья: Административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием: вопросы квалификации
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Однако в случае оставления водителем места ДТП и последующего употребления им спиртных напитков его действия образуют реальную совокупность административных правонарушений, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)Однако в случае оставления водителем места ДТП и последующего употребления им спиртных напитков его действия образуют реальную совокупность административных правонарушений, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Статья: Характеристика административных правонарушений в контрактной области
(Пирогов К.А.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Автор соглашается с указанными мнениями и считает, что состав административного правонарушения является совокупностью взаимосвязанных элементов, характеризующих деяния в качестве административного правонарушения.
(Пирогов К.А.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Автор соглашается с указанными мнениями и считает, что состав административного правонарушения является совокупностью взаимосвязанных элементов, характеризующих деяния в качестве административного правонарушения.
Статья: Понятие и содержание принципа непосредственности и гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Итак, принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях - это совокупность нормативных требований процессуального характера, предъявляемых к субъектам административной юрисдикции и участникам производства, направленных на достижение задач последнего, выражающихся в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для дела, могут устанавливаться доказательствами, исследование содержания которых осуществлялось при рассмотрении дела путем личного восприятия субъектами административной юрисдикции с предоставлением участникам производства равных прав в их изучении, обсуждении и анализе посредством обязательной вербализации.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Итак, принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях - это совокупность нормативных требований процессуального характера, предъявляемых к субъектам административной юрисдикции и участникам производства, направленных на достижение задач последнего, выражающихся в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для дела, могут устанавливаться доказательствами, исследование содержания которых осуществлялось при рассмотрении дела путем личного восприятия субъектами административной юрисдикции с предоставлением участникам производства равных прав в их изучении, обсуждении и анализе посредством обязательной вербализации.
Статья: Характер взаимосвязи материальных и процессуальных норм института административной ответственности
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Обусловленность содержания материально-правовой нормы предписаниями процессуального характера обнаруживается и при анализе ст. 4.4 КоАП РФ, определяющей правила назначения наказаний при совершении нескольких административных правонарушений. Согласно ч. 1 этой статьи при совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. Подобное правовое установление известно уголовному законодательству как совокупность преступлений <7>. КоАП РФ не использует термин "совокупность административных правонарушений", но он не чужд научному обороту. В юридической литературе справедливо оцениваются положения ст. 4.4 КоАП РФ как определяющие правила назначения наказаний при реальной или идеальной совокупности административных правонарушений. При этом, как и в теории уголовного права, под реальной совокупностью понимается совершение лицом нескольких деяний, содержащих признаки различных составов административных правонарушений, а под идеальной совокупностью - совершение лицом одного деяния, содержащего признаки нескольких составов административных правонарушений <8>. В последнем случае предусмотренное ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ правило назначения административного наказания за каждое совершенное правонарушение действует лишь в случае, если рассмотрение дел о правонарушениях, образующих идеальную совокупность, отнесено в компетенции разных органов (должностных лиц). Если же они подведомственны одному и тому же судье, органу, должностному лицу, то, согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса, наказание за эти административные правонарушения назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание. То есть действует правило поглощения менее строгого наказания более строгим.
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Обусловленность содержания материально-правовой нормы предписаниями процессуального характера обнаруживается и при анализе ст. 4.4 КоАП РФ, определяющей правила назначения наказаний при совершении нескольких административных правонарушений. Согласно ч. 1 этой статьи при совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. Подобное правовое установление известно уголовному законодательству как совокупность преступлений <7>. КоАП РФ не использует термин "совокупность административных правонарушений", но он не чужд научному обороту. В юридической литературе справедливо оцениваются положения ст. 4.4 КоАП РФ как определяющие правила назначения наказаний при реальной или идеальной совокупности административных правонарушений. При этом, как и в теории уголовного права, под реальной совокупностью понимается совершение лицом нескольких деяний, содержащих признаки различных составов административных правонарушений, а под идеальной совокупностью - совершение лицом одного деяния, содержащего признаки нескольких составов административных правонарушений <8>. В последнем случае предусмотренное ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ правило назначения административного наказания за каждое совершенное правонарушение действует лишь в случае, если рассмотрение дел о правонарушениях, образующих идеальную совокупность, отнесено в компетенции разных органов (должностных лиц). Если же они подведомственны одному и тому же судье, органу, должностному лицу, то, согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса, наказание за эти административные правонарушения назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание. То есть действует правило поглощения менее строгого наказания более строгим.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Выделяется совокупность административных правонарушений, связанных с невыполнением обязательных требований, в области:
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Выделяется совокупность административных правонарушений, связанных с невыполнением обязательных требований, в области:
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Традиционно выделяются четыре элемента, в совокупности образующие состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Традиционно выделяются четыре элемента, в совокупности образующие состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Статья: Дефекты механизма профилактики административных правонарушений в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности
(Карицкая А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Понимаемые таким образом причины и условия практически неразличимы и по существу сводятся именно к причинам самого административного правонарушения. Не случайно еще В.Н. Кудрявцев подчеркивал, что условия, рассматриваемые в совокупности с причинами, составляют так называемую полную причину того или иного явления <13>. Правонарушение, таким образом, является следствием сочетания причин и условий, что обессмысливает поиск формальных различий между ними <14>. В доктрине в качестве одной из мер по совершенствованию законодательства об административной ответственности предлагается закрепить единое понятие "причины и условия совершения административного правонарушения", означающее "совокупность необходимых, юридически значимых явлений, закономерно и неизбежно приводящих к совершению административного правонарушения" <15>.
(Карицкая А.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Понимаемые таким образом причины и условия практически неразличимы и по существу сводятся именно к причинам самого административного правонарушения. Не случайно еще В.Н. Кудрявцев подчеркивал, что условия, рассматриваемые в совокупности с причинами, составляют так называемую полную причину того или иного явления <13>. Правонарушение, таким образом, является следствием сочетания причин и условий, что обессмысливает поиск формальных различий между ними <14>. В доктрине в качестве одной из мер по совершенствованию законодательства об административной ответственности предлагается закрепить единое понятие "причины и условия совершения административного правонарушения", означающее "совокупность необходимых, юридически значимых явлений, закономерно и неизбежно приводящих к совершению административного правонарушения" <15>.