Совет при главе республики саха (якутия)
Подборка наиболее важных документов по запросу Совет при главе республики саха (якутия) (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предварительный нормоконтроль конституционных поправок в конституционных (уставных) советах субъектов РФ
(Алексеев А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Оптимальным способом разрешения сложившейся ситуации и восполнения выявленных правовых пробелов является изменение не только регламентов парламента Якутии и Конституционного совета, но и Закона о Конституционном совете Якутии и непосредственно Конституции Якутии. Причем в последнем случае изменения должны вноситься не в ст. 67.1 (в части полномочий Конституционного совета Якутии), а в гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции Якутии, предусматривать приоритет ее норм перед иными положениями Конституции Республики и, например, включать нормы об обязательности заключения Конституционного совета в ст. 124 Конституции Якутии, определяющую особенности принятия конституционных поправок.
(Алексеев А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Оптимальным способом разрешения сложившейся ситуации и восполнения выявленных правовых пробелов является изменение не только регламентов парламента Якутии и Конституционного совета, но и Закона о Конституционном совете Якутии и непосредственно Конституции Якутии. Причем в последнем случае изменения должны вноситься не в ст. 67.1 (в части полномочий Конституционного совета Якутии), а в гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции Якутии, предусматривать приоритет ее норм перед иными положениями Конституции Республики и, например, включать нормы об обязательности заключения Конституционного совета в ст. 124 Конституции Якутии, определяющую особенности принятия конституционных поправок.
Статья: Полномочия конституционных советов республик в составе Российской Федерации: первые шаги правового регулирования
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Заметим, что конституционные советы республик созданы на основе норм Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" <3> и соответствующих норм республиканских конституций. При этом, если в конституциях республик Саха (Якутия) и Башкортостан положения о конституционном совете располагаются соответственно в главах "Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" и "Законодательная власть", то в Конституции Республики Татарстан нормы о конституционном совете помещены в главу "Судебная власть. Прокуратура. Конституционный совет Республики Татарстан". Также нельзя не отметить, что Конституция Республики Адыгея вообще не содержит упоминания о своем конституционном совете.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Заметим, что конституционные советы республик созданы на основе норм Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" <3> и соответствующих норм республиканских конституций. При этом, если в конституциях республик Саха (Якутия) и Башкортостан положения о конституционном совете располагаются соответственно в главах "Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" и "Законодательная власть", то в Конституции Республики Татарстан нормы о конституционном совете помещены в главу "Судебная власть. Прокуратура. Конституционный совет Республики Татарстан". Также нельзя не отметить, что Конституция Республики Адыгея вообще не содержит упоминания о своем конституционном совете.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 22.07.2024 N 613
(ред. от 02.04.2025)
"О комиссиях Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и их председателях"у) председателем комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Энергетика" - Главу Республики Саха (Якутия) Николаева А.С.;
(ред. от 02.04.2025)
"О комиссиях Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и их председателях"у) председателем комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Энергетика" - Главу Республики Саха (Якутия) Николаева А.С.;
Статья: Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: в поисках статуса
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)Республика Саха (Якутия) (далее - РС) является еще одной республикой, где к настоящему времени приняты нормативные положения о региональном конституционном совете. Конституция РС, в которую в 2021 году были внесены изменения <54>, предусматривает создание Конституционного совета Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн). Более подробно его правовой статус регулируется Конституционным законом РС "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" <55>. Как и в Республике Башкортостан, члены Конституционного совета Республики Саха (Якутия) являются лицами, замещающими государственные должности. Полномочия же Конституционного совета РС несколько уже компетенции Конституционного совета РБ и не предусматривают рассмотрения жалоб граждан. К его ведению относятся: осуществление толкования Конституции (Основного Закона) РС по обращению Главы РС, народного депутата РС, Правительства РС и Прокурора РС, представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в составе не менее одной трети, главы муниципального образования (часть 1 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС конституционных законов, законов, нормативных правовых актов Ил Тумэн, Главы РС, Правительства РС, иных исполнительных органов власти РС, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов местного самоуправления - по обращению тех же лиц, а также Уполномоченных по правам человека в РС, по правам коренных малочисленных народов Севера в РС, по защите прав предпринимателей в РС, по правам ребенка в РС (часть 2 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС законов до их подписания и обнародования Главой РС по его обращению (часть 3 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС проектов конституционных законов и проектов законов, которые регулируют основы конституционного строя, национально-государственный статус и административно-территориальное устройство РС (часть 4 статьи 3) <56>.
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)Республика Саха (Якутия) (далее - РС) является еще одной республикой, где к настоящему времени приняты нормативные положения о региональном конституционном совете. Конституция РС, в которую в 2021 году были внесены изменения <54>, предусматривает создание Конституционного совета Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн). Более подробно его правовой статус регулируется Конституционным законом РС "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" <55>. Как и в Республике Башкортостан, члены Конституционного совета Республики Саха (Якутия) являются лицами, замещающими государственные должности. Полномочия же Конституционного совета РС несколько уже компетенции Конституционного совета РБ и не предусматривают рассмотрения жалоб граждан. К его ведению относятся: осуществление толкования Конституции (Основного Закона) РС по обращению Главы РС, народного депутата РС, Правительства РС и Прокурора РС, представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в составе не менее одной трети, главы муниципального образования (часть 1 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС конституционных законов, законов, нормативных правовых актов Ил Тумэн, Главы РС, Правительства РС, иных исполнительных органов власти РС, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов местного самоуправления - по обращению тех же лиц, а также Уполномоченных по правам человека в РС, по правам коренных малочисленных народов Севера в РС, по защите прав предпринимателей в РС, по правам ребенка в РС (часть 2 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС законов до их подписания и обнародования Главой РС по его обращению (часть 3 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС проектов конституционных законов и проектов законов, которые регулируют основы конституционного строя, национально-государственный статус и административно-территориальное устройство РС (часть 4 статьи 3) <56>.
Статья: Создание конституционного совета при органе законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации: первая практика реализации
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Формирование Конституционного совета осуществлено на основе сочетания принципа профессионализма и общественного начала. В целом Конституционный совет состоит из девяти конституционных советников. Председатель и два его заместителя осуществляют свои полномочия на постоянной, профессиональной основе и замещают государственные должности Республики, назначаются Государственным Собранием по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на десять лет и могут быть назначены на новый срок. Остальные члены Конституционного совета осуществляют свои полномочия на общественных началах (ст. 4 КЗ о КС).
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Формирование Конституционного совета осуществлено на основе сочетания принципа профессионализма и общественного начала. В целом Конституционный совет состоит из девяти конституционных советников. Председатель и два его заместителя осуществляют свои полномочия на постоянной, профессиональной основе и замещают государственные должности Республики, назначаются Государственным Собранием по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на десять лет и могут быть назначены на новый срок. Остальные члены Конституционного совета осуществляют свои полномочия на общественных началах (ст. 4 КЗ о КС).
Статья: Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере Республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан)
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)КС РБ рассматривает дела о соответствии Конституции Республики проектов законов, внесенных в Государственное Собрание - Курултай, проектов нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая, направленных его Президиумом, а также принятых законов этого субъекта РФ до их подписания и обнародования Главой Республики в связи с его обращениями (п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 4 ЗРБ о КС РБ).
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)КС РБ рассматривает дела о соответствии Конституции Республики проектов законов, внесенных в Государственное Собрание - Курултай, проектов нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая, направленных его Президиумом, а также принятых законов этого субъекта РФ до их подписания и обнародования Главой Республики в связи с его обращениями (п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 4 ЗРБ о КС РБ).
Статья: Институт предварительного конституционного контроля законов в конституционной истории России: есть ли преемственность?
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)1) по факультативному предварительному конституционному контролю "на выходе" (пункт 3 статьи 3 Конституционного закона): дача заключения о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) законов Республики Саха (Якутия) по обращению Главы Республики Саха (Якутия) до их подписания и обнародования;
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)1) по факультативному предварительному конституционному контролю "на выходе" (пункт 3 статьи 3 Конституционного закона): дача заключения о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) законов Республики Саха (Якутия) по обращению Главы Республики Саха (Якутия) до их подписания и обнародования;
Статья: Правовой статус конституционного (уставного) совета субъекта Российской Федерации: первый опыт законодательного регулирования
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Отметим, что норма об официальном характере толкования Конституционным советом Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и обязательности этого толкования для всех органов власти, должностных лиц, общественных объединений, организаций и граждан на территории Республики также содержится не в Конституции или хотя бы в КЗ о КС, а в Регламенте Конституционного совета, утвержденном 28 октября 2021 г. (ч. 3 ст. 39), что совершенно не соответствует ее значимости. Правовые последствия принятия Конституционным советом решения о неконституционности проекта закона Республики Саха (Якутия) и принятого, но не подписанного главой республики закона, вообще четко нормативно не определены. Таким образом, существует потребность в совершенствовании законодательства о статусе Конституционного совета Республики Саха (Якутия).
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Отметим, что норма об официальном характере толкования Конституционным советом Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и обязательности этого толкования для всех органов власти, должностных лиц, общественных объединений, организаций и граждан на территории Республики также содержится не в Конституции или хотя бы в КЗ о КС, а в Регламенте Конституционного совета, утвержденном 28 октября 2021 г. (ч. 3 ст. 39), что совершенно не соответствует ее значимости. Правовые последствия принятия Конституционным советом решения о неконституционности проекта закона Республики Саха (Якутия) и принятого, но не подписанного главой республики закона, вообще четко нормативно не определены. Таким образом, существует потребность в совершенствовании законодательства о статусе Конституционного совета Республики Саха (Якутия).
Статья: Конституционный совет субъекта Российской Федерации: законодательство и практика
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)Тем самым данное положение ограничивает полномочия совета рамками дачи заключения только о соответствии Конституции законов Республики Саха (Якутия) и возлагает охрану Конституции Республики Саха (Якутия) на данный совет.
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)Тем самым данное положение ограничивает полномочия совета рамками дачи заключения только о соответствии Конституции законов Республики Саха (Якутия) и возлагает охрану Конституции Республики Саха (Якутия) на данный совет.
Статья: Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Анализ указанных выше республиканских законов о конституционных советах показывает, что решения совета не носят обязательный характер. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Глава Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), иные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления могут внести изменения соответственно в законы Республики Саха (Якутия), иные нормативные правовые акты в случае, если решением Конституционного совета установлено их несоответствие Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия). А согласно ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан и ч. 5 ст. 3 Закона Республики Адыгея заключения Конституционного совета носят рекомендательный характер.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Анализ указанных выше республиканских законов о конституционных советах показывает, что решения совета не носят обязательный характер. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Глава Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), иные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления могут внести изменения соответственно в законы Республики Саха (Якутия), иные нормативные правовые акты в случае, если решением Конституционного совета установлено их несоответствие Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия). А согласно ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан и ч. 5 ст. 3 Закона Республики Адыгея заключения Конституционного совета носят рекомендательный характер.
Статья: Принцип федерализма института административной ответственности через призму защиты трудовых прав граждан
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<8> Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2003. 2 марта. N 9.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<8> Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2003. 2 марта. N 9.
Статья: Особо охраняемые природные территории местного значения: общая характеристика законодательства и категории
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)<13> См.: Экологический кодекс Республики Татарстан от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2009. N 1. Ст. 5; Экологический кодекс Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2023 г. 2609-З N 1129-VI // Якутские ведомости. 2023. 6 апреля.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)<13> См.: Экологический кодекс Республики Татарстан от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2009. N 1. Ст. 5; Экологический кодекс Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2023 г. 2609-З N 1129-VI // Якутские ведомости. 2023. 6 апреля.
Статья: Предварительный конституционный надзор за региональным законодательством как полномочие конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации: причины появления и проблемы регулирования
(Галяева И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Во-первых, поскольку на региональном уровне у высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) так же, как и у Президента РФ в отношении федеральных законов, есть полномочие по отклонению законов, принятых законодательными органами субъектов РФ (т.е. вето) <28>, то необходимо разграничить последовательность осуществления права на обращение в конституционный (уставный) совет и использование права вето. Из части 5 ст. 62 Конституции Республики Саха (Якутия) в действующей редакции можно сделать вывод, что Глава республики может обратиться в Конституционный совет как до отклонения закона, так и после преодоления вето законодательным органом. В первом случае у него будет 14 дней на обращение, во втором - 3 дня. Сложнее обстоит с вопросом с том, в какие сроки будет реализовываться (и будет ли?) право вето в случае вынесения Конституционным советом заключения о конституционности оспариваемого закона. При этом важно обратить внимание на то, что возможность "совмещения" предварительного надзора и вето Главы Республики касается только "обычных" законов Республики Саха (Якутия), а не конституционных.
(Галяева И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Во-первых, поскольку на региональном уровне у высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) так же, как и у Президента РФ в отношении федеральных законов, есть полномочие по отклонению законов, принятых законодательными органами субъектов РФ (т.е. вето) <28>, то необходимо разграничить последовательность осуществления права на обращение в конституционный (уставный) совет и использование права вето. Из части 5 ст. 62 Конституции Республики Саха (Якутия) в действующей редакции можно сделать вывод, что Глава республики может обратиться в Конституционный совет как до отклонения закона, так и после преодоления вето законодательным органом. В первом случае у него будет 14 дней на обращение, во втором - 3 дня. Сложнее обстоит с вопросом с том, в какие сроки будет реализовываться (и будет ли?) право вето в случае вынесения Конституционным советом заключения о конституционности оспариваемого закона. При этом важно обратить внимание на то, что возможность "совмещения" предварительного надзора и вето Главы Республики касается только "обычных" законов Республики Саха (Якутия), а не конституционных.