Сотрудник постоянно опаздывает
Подборка наиболее важных документов по запросу Сотрудник постоянно опаздывает (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 по делу N 88-11724/2024 (УИД 77RS0034-02-2022-008735-89)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: В адрес истицы поступали необоснованные претензии со стороны непосредственного руководителя, оказывалось давление к увольнению по собственному желанию, затем перестала выплачиваться премия, также истцу стали необоснованно и регулярно выносится дисциплинарные взыскания, осуществлялись препятствия в ее трудовой деятельности, о чем истица неоднократно докладывала генеральному директору ответчика.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Проверяя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщила к материалам дела в качестве дополнительного доказательства - выгрузку из системы контроля и управления доступом ООО "Авиакомпания "Победа", указав, что данные системы СКУД подтверждают факты опозданий истца на работу 8, 9, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 25, ДД.ММ.ГГГГ, и отметив, что факт неоднократных опозданий был выявлен работодателем только в декабре 2021 года, поскольку согласно объяснениям стороны ответчика, предприятие не ведет постоянный (ежедневный) контроль посещения офиса Авиакомпании работниками, тем более, что в указанный период значительное число работников ООО "Авиакомпания "Победа" выполняло работу удаленно (дистанционно) в связи с общим ростом уровня заболеваемости covid-19.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: В адрес истицы поступали необоснованные претензии со стороны непосредственного руководителя, оказывалось давление к увольнению по собственному желанию, затем перестала выплачиваться премия, также истцу стали необоснованно и регулярно выносится дисциплинарные взыскания, осуществлялись препятствия в ее трудовой деятельности, о чем истица неоднократно докладывала генеральному директору ответчика.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Проверяя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщила к материалам дела в качестве дополнительного доказательства - выгрузку из системы контроля и управления доступом ООО "Авиакомпания "Победа", указав, что данные системы СКУД подтверждают факты опозданий истца на работу 8, 9, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 25, ДД.ММ.ГГГГ, и отметив, что факт неоднократных опозданий был выявлен работодателем только в декабре 2021 года, поскольку согласно объяснениям стороны ответчика, предприятие не ведет постоянный (ежедневный) контроль посещения офиса Авиакомпании работниками, тем более, что в указанный период значительное число работников ООО "Авиакомпания "Победа" выполняло работу удаленно (дистанционно) в связи с общим ростом уровня заболеваемости covid-19.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дисциплинарная комиссия: создание, деятельность, оформление протоколов
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)"У нас проблема, работник отказывается выполнять свои обязанности", "наш сотрудник постоянно опаздывает!", "мы уже не знаем, как с ним дальше быть, - грубит, работает плохо, вреда больше, чем пользы!" Такие и аналогичные жалобы часто приходится слышать со стороны руководства организаций всех форм собственности. От специалистов по управлению персоналом ждут быстрых, эффективных и, главное - безошибочных действий по наказанию нерадивых работников. Но так ли это просто? Тут есть с чем разобраться.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 9)"У нас проблема, работник отказывается выполнять свои обязанности", "наш сотрудник постоянно опаздывает!", "мы уже не знаем, как с ним дальше быть, - грубит, работает плохо, вреда больше, чем пользы!" Такие и аналогичные жалобы часто приходится слышать со стороны руководства организаций всех форм собственности. От специалистов по управлению персоналом ждут быстрых, эффективных и, главное - безошибочных действий по наказанию нерадивых работников. Но так ли это просто? Тут есть с чем разобраться.
Статья: 47% россиян сталкивались с системами денежных штрафов на работе
(Королев Е., Никитин О., Позднякова А.)
("Трудовое право", 2022, N 11)Соответственно, штраф у постоянно опаздывающего работника может быть не произвольным удержанием из должностного оклада, а депремированием (отсутствием стимулирующей надбавки или уменьшением ее размера). Разница в содержании этих действий с точки зрения права огромная, но в просторечии все это можно назвать штрафом.
(Королев Е., Никитин О., Позднякова А.)
("Трудовое право", 2022, N 11)Соответственно, штраф у постоянно опаздывающего работника может быть не произвольным удержанием из должностного оклада, а депремированием (отсутствием стимулирующей надбавки или уменьшением ее размера). Разница в содержании этих действий с точки зрения права огромная, но в просторечии все это можно назвать штрафом.
Статья: Отказ принять заявление от работника: просчитываем последствия
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)Для начала вспомним, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Свои просьбы и требования работник адресует работодателю. А вот механизм "доставки" заявлений <1> в законе практически не прописан (об электронном документообороте и дистанционных работниках мы скажем отдельно). Поэтому в обычных коммерческих компаниях бумажный документооборот организуется самостоятельно исходя из их структуры, расположения подразделений и прочих обстоятельств. Ведь одно дело, когда директор находится в соседнем кабинете и доступен для общения с работниками ежедневно, другое - руководитель постоянно в разъездах, часы посещений жестко регламентированы (два часа в неделю по предварительной записи, кто не успел - тот опоздал).
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)Для начала вспомним, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Свои просьбы и требования работник адресует работодателю. А вот механизм "доставки" заявлений <1> в законе практически не прописан (об электронном документообороте и дистанционных работниках мы скажем отдельно). Поэтому в обычных коммерческих компаниях бумажный документооборот организуется самостоятельно исходя из их структуры, расположения подразделений и прочих обстоятельств. Ведь одно дело, когда директор находится в соседнем кабинете и доступен для общения с работниками ежедневно, другое - руководитель постоянно в разъездах, часы посещений жестко регламентированы (два часа в неделю по предварительной записи, кто не успел - тот опоздал).
Вопрос: По личным причинам командированный работник опоздал на обратный рейс, приобрел билет за свой счет и вернулся на день позже. Подлежат ли выплате суточные за день опоздания? Можно ли взыскать с него стоимость обратного билета? Включается ли в расходы при расчете налога на прибыль стоимость обратного билета?
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации после выполнения служебного поручения работник возвращается на один день позднее из-за опоздания на рейс по личным обстоятельствам. В этом случае днем окончания командировки работника следует считать предпоследний день перед его отъездом из места командировки. В связи с этим расходы на оплату проезда работника к месту постоянной работы (по обратному билету, приобретенному самим работником) не отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, так как командировка закончилась днем ранее. Следовательно, организация не может учесть стоимость обратного билета, приобретенного самим работником, для целей налогообложения прибыли.
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации после выполнения служебного поручения работник возвращается на один день позднее из-за опоздания на рейс по личным обстоятельствам. В этом случае днем окончания командировки работника следует считать предпоследний день перед его отъездом из места командировки. В связи с этим расходы на оплату проезда работника к месту постоянной работы (по обратному билету, приобретенному самим работником) не отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, так как командировка закончилась днем ранее. Следовательно, организация не может учесть стоимость обратного билета, приобретенного самим работником, для целей налогообложения прибыли.
Вопрос: Работник, опоздав на самолет не по своей вине (пробки на дорогах), приобрел новый билет. Нужно ли возмещать его стоимость? Можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственности?
(Консультация эксперта, 2025)Если командированный работник, опоздав на самолет не по своей вине, приобрел новый билет, работодателю рекомендуется возместить работнику стоимость нового билета. Также рекомендуем закрепить вопрос о возмещении стоимости проезда в подобных ситуациях в локальном акте. В случае отсутствия вины работника привлечение его к дисциплинарной ответственности неправомерно.
(Консультация эксперта, 2025)Если командированный работник, опоздав на самолет не по своей вине, приобрел новый билет, работодателю рекомендуется возместить работнику стоимость нового билета. Также рекомендуем закрепить вопрос о возмещении стоимости проезда в подобных ситуациях в локальном акте. В случае отсутствия вины работника привлечение его к дисциплинарной ответственности неправомерно.
Статья: Дисциплинарный проступок при испытательном сроке: как правильно уволить работника
(Слесарев С.А.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)2. Новичок, несмотря на опоздания, справляется с работой. Для начала лучше затребовать у работника объяснения причины опозданий, не исключено, что проблему можно решить, просто подкорректировав график работы, если причина опозданий уважительная и (или) временная. Например, автору известен случай, когда из-за дорожных работ возникала постоянная задержка и перегрузка общественного транспорта, работник выходил за 2 - 2,5 часа до начала работы, но иногда все-таки опаздывал - пробки. В остальном он устраивал компанию, и ему на период дорожных работ установили "гибкий" график посещений офиса.
(Слесарев С.А.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)2. Новичок, несмотря на опоздания, справляется с работой. Для начала лучше затребовать у работника объяснения причины опозданий, не исключено, что проблему можно решить, просто подкорректировав график работы, если причина опозданий уважительная и (или) временная. Например, автору известен случай, когда из-за дорожных работ возникала постоянная задержка и перегрузка общественного транспорта, работник выходил за 2 - 2,5 часа до начала работы, но иногда все-таки опаздывал - пробки. В остальном он устраивал компанию, и ему на период дорожных работ установили "гибкий" график посещений офиса.
Статья: Комментарий к Определению Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2024 N 88-2951/2024 по делу N 2-886/2023 <Задержки на работе - еще не повод оплачивать сверхурочные>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)Работодатель уволил сотрудницу по сокращению штата. Но уволенная работница посчитала, что работодатель предпринимал действия, направленные на понуждение к увольнению. По словам работницы, в период трудовой деятельности она постоянно работала сверх нормальной продолжительности рабочего времени и выполняла дополнительную работу в связи с отсутствием сотрудников в отделе.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)Работодатель уволил сотрудницу по сокращению штата. Но уволенная работница посчитала, что работодатель предпринимал действия, направленные на понуждение к увольнению. По словам работницы, в период трудовой деятельности она постоянно работала сверх нормальной продолжительности рабочего времени и выполняла дополнительную работу в связи с отсутствием сотрудников в отделе.
Статья: Дисциплина труда. Сложные вопросы правоприменительной практики
(Илющенко А.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Например, возьмем все то же опоздание. Опаздывает работник постоянно, но не более чем на пару минут. Нарушает? Да, конечно! Но достаточно ли этого для расторжения договора по указанной выше статье? Скорее всего, суд с таким увольнением не согласится.
(Илющенко А.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Например, возьмем все то же опоздание. Опаздывает работник постоянно, но не более чем на пару минут. Нарушает? Да, конечно! Но достаточно ли этого для расторжения договора по указанной выше статье? Скорее всего, суд с таким увольнением не согласится.
Статья: Планы по командировке изменились: что с налогами и взносами
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)Или предположим, что работник опоздал на самолет по месту постоянной работы и вообще не полетел в место командирования, в таком случае с него можно взыскать деньги за билет на пропущенный рейс и невозвратную бронь за гостиницу. Правда, сделать это можно только через суд, если, конечно, работник не согласится добровольно компенсировать траты (в счет зарплаты или путем внесения денег в кассу лично), а сумма ущерба превышает его среднемесячный заработок <18>.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)Или предположим, что работник опоздал на самолет по месту постоянной работы и вообще не полетел в место командирования, в таком случае с него можно взыскать деньги за билет на пропущенный рейс и невозвратную бронь за гостиницу. Правда, сделать это можно только через суд, если, конечно, работник не согласится добровольно компенсировать траты (в счет зарплаты или путем внесения денег в кассу лично), а сумма ущерба превышает его среднемесячный заработок <18>.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Если премия представляет собой переменную часть заработной платы, максимальный размер которой установлен в процентах от оклада (например, 30%), то надо учесть следующее. Цель разделения заработной платы на постоянную часть (оклад, доплаты и надбавки) и переменную - дать работодателю возможность в необходимых случаях уменьшить размер начислений в пользу работников. Поэтому размер премии за конкретный месяц не может быть более 30% оклада, но может быть меньше: если работник допустит нарушения режима работы (опоздания), не успеет выполнить задание в срок и т.п., то размер премии будет снижен. Таким образом, можно утверждать, что размер премии установлен в диапазоне значений - от 30% оклада до 0.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Если премия представляет собой переменную часть заработной платы, максимальный размер которой установлен в процентах от оклада (например, 30%), то надо учесть следующее. Цель разделения заработной платы на постоянную часть (оклад, доплаты и надбавки) и переменную - дать работодателю возможность в необходимых случаях уменьшить размер начислений в пользу работников. Поэтому размер премии за конкретный месяц не может быть более 30% оклада, но может быть меньше: если работник допустит нарушения режима работы (опоздания), не успеет выполнить задание в срок и т.п., то размер премии будет снижен. Таким образом, можно утверждать, что размер премии установлен в диапазоне значений - от 30% оклада до 0.