Состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за появление в общественном месте в состоянии опьянения
(КонсультантПлюс, 2025)Суд (Уполномоченный орган) привлек гражданина к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественном месте (например, в аэропорту) в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд (Уполномоченный орган) привлек гражданина к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественном месте (например, в аэропорту) в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.21 "Появление в общественных местах в состоянии опьянения" КоАП РФ"Вопреки доводам защитника Назарова Е.Б., судом обоснованно установлено, что изначально отсутствовали основания для административного преследования ФИО14, поскольку ст. 20.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, тогда как у потерпевшего был опрятный внешний вид, связанная речь, отсутствовала шаткая походка, он был ориентирован в окружающей обстановке, что подтверждается как показаниями потерпевшего, так и данными видеозаписи. Кроме того, граждан на улице не было, действия ФИО14 не могли оскорбить их человеческое достоинство и общественную нравственность. При таких обстоятельствах требования сотрудников полиции о прохождении ФИО14 медицинского освидетельствования на состояние опьянения, как и его последующее задержание не могут быть признаны законными и обоснованными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественное место
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, ст. 20.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, ст. 20.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Статья: Административное усмотрение, вопросы доктрины и проблемы реализации
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Как уже указывалось, при осуществлении права административного усмотрения имеется возможность самостоятельно оценить юридический факт, а именно осуществлять квалификацию деяния и в соответствии с этим принять решение. Так, сотрудник полиции сам оценивает ситуацию и принимает решение о доставлении лица, которое появилось в общественном месте в состоянии опьянения. При этом очень важно, чтобы опьянение привело человека в состояние, которое бы оскорбляло его человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ). Следует отметить, что употребление алкогольной продукции законом не запрещено, если это происходит вне общественного места. И достаточно много людей по разным причинам пребывают в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, например возвращаясь домой с праздника или иного мероприятия. При этом сам факт алкогольного опьянения человека в общественном месте еще не говорит о том, что им совершено административное правонарушение. Если человек, присутствуя в общественном месте, ведет себя достойно, не падает, не нарушает спокойствия людей, ориентируется в пространстве, в этом случае алкогольное опьянение не приводит лицо в состояние, когда оно оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. Иная ситуация складывается, когда человек теряет способность стоять на ногах и падает, оказываясь в общественном месте. В таком состоянии он может вести себя непристойно и даже утратить способность передвигаться. В этом случае его поведение в общественном месте может быть оценено как оскорбляющее его человеческое достоинство и общественную нравственность. Сама по себе конструкция "состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность" нормативно не раскрывается. Да это и не нужно делать, поскольку обстоятельств, которые говорят о такой ситуации, может быть множество, и они должны оцениваться соответствующим должностным лицом, а именно сотрудником полиции, комплексно, с учетом многих объективных и субъективных моментов.
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Как уже указывалось, при осуществлении права административного усмотрения имеется возможность самостоятельно оценить юридический факт, а именно осуществлять квалификацию деяния и в соответствии с этим принять решение. Так, сотрудник полиции сам оценивает ситуацию и принимает решение о доставлении лица, которое появилось в общественном месте в состоянии опьянения. При этом очень важно, чтобы опьянение привело человека в состояние, которое бы оскорбляло его человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ). Следует отметить, что употребление алкогольной продукции законом не запрещено, если это происходит вне общественного места. И достаточно много людей по разным причинам пребывают в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, например возвращаясь домой с праздника или иного мероприятия. При этом сам факт алкогольного опьянения человека в общественном месте еще не говорит о том, что им совершено административное правонарушение. Если человек, присутствуя в общественном месте, ведет себя достойно, не падает, не нарушает спокойствия людей, ориентируется в пространстве, в этом случае алкогольное опьянение не приводит лицо в состояние, когда оно оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. Иная ситуация складывается, когда человек теряет способность стоять на ногах и падает, оказываясь в общественном месте. В таком состоянии он может вести себя непристойно и даже утратить способность передвигаться. В этом случае его поведение в общественном месте может быть оценено как оскорбляющее его человеческое достоинство и общественную нравственность. Сама по себе конструкция "состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность" нормативно не раскрывается. Да это и не нужно делать, поскольку обстоятельств, которые говорят о такой ситуации, может быть множество, и они должны оцениваться соответствующим должностным лицом, а именно сотрудником полиции, комплексно, с учетом многих объективных и субъективных моментов.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
(ред. от 04.11.2025)Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 N 2229
"Об утверждении Правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения"е) запрет на нахождение в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
"Об утверждении Правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения"е) запрет на нахождение в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
Статья: Об оценочных понятиях частного и публичного права
(Фиошин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)И.А. Покровский, как известно, был непримиримым противником судейского правотворчества <1>. Оно, в свою очередь, неразрывно связано с таким явлением правовой действительности, как оценочные понятия. Возникает вопрос: может ли законодатель исключить из всей массы нормативного материала оценочные понятия? Целесообразно ли это? Какие последствия от этого мы можем иметь? Представляется, что поставленные вопросы носят риторический характер. Веками законодатели разных стран мира, формулируя нормы законов, в той или иной мере использовали оценочные понятия <2>. Поскольку нормотворческий дискурс неразрывно связан с общелитературным языком и формируется на его основе, постольку говорить о его абсолютной самостоятельности едва ли возможно. "Слова общелитературного языка, - пишет Р.О. Опалев, - очень часто выражают нечеткие понятия, которые не менее естественны для человека, чем понятия четкие. Многим формам человеческого мышления (научного, философского, обыденного) изначально присуща нечеткость, полностью устранить которую часто невозможно, а иногда в этом нет необходимости" <3>. Кроме того, каким бы прогрессивным и всеобъемлющим ни было законодательство, оно все же вряд ли сможет учесть все многообразие жизненных ситуаций, нуждающихся в правовой регламентации <4>. Не стоит забывать и о скорости, с которой меняется окружающая нас действительность. Как известно, "темпы языкового развития значительно отстают от темпов развития общества" <5>. Думается, что эти объективные факторы выступают в качестве имманентной предпосылки существования оценочных понятий в законодательстве практически любой страны мира. Исключение оценочных понятий из нормативных источников, как представляется, может не только повлечь за собой излишнюю косность и неповоротливость законодательного инструментария (и, как следствие, проблемы при правоприменении), но и послужить "палкой в колесе" гражданского оборота. Негативный эффект от этого, несомненно, может сказаться и на всем правопорядке. По справедливому замечанию М.Ф. Лукьяненко, "современное гражданское законодательство невозможно представить без гражданско-правовых норм, содержащих оценочные понятия" <6>. "Оценочные понятия в гражданском праве, - отмечает В.Г. Голубцов, - естественный и необходимый атрибут законодательства, внутренне свойственный гражданскому праву как одно из средств конструирования его правовых норм" <7>. Думается, что эти выводы, до некоторых пределов, можно экстраполировать и на иные отраслевые образования. Следует отметить, что практически каждый акт кодифицированного законодательства содержит в себе оценочные понятия. Так, в уголовном праве к таковым можно отнести "особую жестокость" (ст. 105 УК РФ), "психотравмирующую ситуацию" (ст. 106 УК РФ), "превышение пределов необходимой обороны" (ст. 108 УК РФ), "насилие, опасное для жизни и здоровья" (ст. 126 УК РФ) и др.; в гражданском процессуальном - "немедленный осмотр и исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче" (ст. 75 ГПК РФ), "значительный ущерб для взыскателя" (ст. 212 ГПК РФ), "достаточные данные о психическом здоровье гражданина" (ст. 283 ГПК РФ), "доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности" (ст. 291 ГПК РФ), и др.; в административном праве - "ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних" (ст. 5.25 КоАП РФ), "унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме" (ст. 5.61 КоАП РФ), "появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность" (ст. 20.21 КоАП РФ), и др.; в налоговом - "достаточные основания" (ст. 94 НК РФ), "обоснованные затраты" (ст. 252 НК РФ), "другие обоснованные расходы" (ст. 265 НК РФ) и т.д.
(Фиошин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)И.А. Покровский, как известно, был непримиримым противником судейского правотворчества <1>. Оно, в свою очередь, неразрывно связано с таким явлением правовой действительности, как оценочные понятия. Возникает вопрос: может ли законодатель исключить из всей массы нормативного материала оценочные понятия? Целесообразно ли это? Какие последствия от этого мы можем иметь? Представляется, что поставленные вопросы носят риторический характер. Веками законодатели разных стран мира, формулируя нормы законов, в той или иной мере использовали оценочные понятия <2>. Поскольку нормотворческий дискурс неразрывно связан с общелитературным языком и формируется на его основе, постольку говорить о его абсолютной самостоятельности едва ли возможно. "Слова общелитературного языка, - пишет Р.О. Опалев, - очень часто выражают нечеткие понятия, которые не менее естественны для человека, чем понятия четкие. Многим формам человеческого мышления (научного, философского, обыденного) изначально присуща нечеткость, полностью устранить которую часто невозможно, а иногда в этом нет необходимости" <3>. Кроме того, каким бы прогрессивным и всеобъемлющим ни было законодательство, оно все же вряд ли сможет учесть все многообразие жизненных ситуаций, нуждающихся в правовой регламентации <4>. Не стоит забывать и о скорости, с которой меняется окружающая нас действительность. Как известно, "темпы языкового развития значительно отстают от темпов развития общества" <5>. Думается, что эти объективные факторы выступают в качестве имманентной предпосылки существования оценочных понятий в законодательстве практически любой страны мира. Исключение оценочных понятий из нормативных источников, как представляется, может не только повлечь за собой излишнюю косность и неповоротливость законодательного инструментария (и, как следствие, проблемы при правоприменении), но и послужить "палкой в колесе" гражданского оборота. Негативный эффект от этого, несомненно, может сказаться и на всем правопорядке. По справедливому замечанию М.Ф. Лукьяненко, "современное гражданское законодательство невозможно представить без гражданско-правовых норм, содержащих оценочные понятия" <6>. "Оценочные понятия в гражданском праве, - отмечает В.Г. Голубцов, - естественный и необходимый атрибут законодательства, внутренне свойственный гражданскому праву как одно из средств конструирования его правовых норм" <7>. Думается, что эти выводы, до некоторых пределов, можно экстраполировать и на иные отраслевые образования. Следует отметить, что практически каждый акт кодифицированного законодательства содержит в себе оценочные понятия. Так, в уголовном праве к таковым можно отнести "особую жестокость" (ст. 105 УК РФ), "психотравмирующую ситуацию" (ст. 106 УК РФ), "превышение пределов необходимой обороны" (ст. 108 УК РФ), "насилие, опасное для жизни и здоровья" (ст. 126 УК РФ) и др.; в гражданском процессуальном - "немедленный осмотр и исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче" (ст. 75 ГПК РФ), "значительный ущерб для взыскателя" (ст. 212 ГПК РФ), "достаточные данные о психическом здоровье гражданина" (ст. 283 ГПК РФ), "доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности" (ст. 291 ГПК РФ), и др.; в административном праве - "ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних" (ст. 5.25 КоАП РФ), "унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме" (ст. 5.61 КоАП РФ), "появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность" (ст. 20.21 КоАП РФ), и др.; в налоговом - "достаточные основания" (ст. 94 НК РФ), "обоснованные затраты" (ст. 252 НК РФ), "другие обоснованные расходы" (ст. 265 НК РФ) и т.д.
Статья: Проблемы применения полицией мер административно-процессуального принуждения в сфере охраны общественного порядка
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Общественное место - это место, куда осуществляется свободный и неограниченный доступ граждан и где складываются социальное взаимодействие между людьми. С позиции нормативной регламентации понимание сущности и признаков понятия "общественное место" очень важно, поскольку закон связывает с этим возможность применения мер принуждения. Так, предусмотрена ответственность за "появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте, а также в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность" (ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Также в законе указывается на ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, если это повлекло нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), и др.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Общественное место - это место, куда осуществляется свободный и неограниченный доступ граждан и где складываются социальное взаимодействие между людьми. С позиции нормативной регламентации понимание сущности и признаков понятия "общественное место" очень важно, поскольку закон связывает с этим возможность применения мер принуждения. Так, предусмотрена ответственность за "появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте, а также в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность" (ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Также в законе указывается на ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, если это повлекло нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), и др.