Составление протокола об административном правонарушении в отсутствии правонарушителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Составление протокола об административном правонарушении в отсутствии правонарушителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9.4 "Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)" КоАП РФ"Вопреки доводам Министерства, факт отсутствия негативного воздействия на несущие конструкции, надежность и безопасность строящихся зданий при выполнении работ в блоке УФО, не предусмотренных проектной документацией, подтвержден автором проектной документации (письмо ООО "СПЛАЙН" от 08.12.2023 N 2773). При этом довод Министерства о том, что документы получены позднее, уже после проведения проверки на строительном объекте, не свидетельствует применительно к рассматриваемым конкретным нарушениям о наличии события административного правонарушения на момент составления протокола, а, следовательно, в деяниях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.1 "Задачи производства по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ"Отсутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, видеозаписи не может свидетельствовать о том, что настоящее дело рассмотрено с нарушением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ибо вина Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается достаточной совокупностью иных доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о возмещении вреда, причиненного ошибочным административным принуждением. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2018 N 305-ЭС17-21628 в контексте Постановления КС РФ от 15.07.2020 N 36-П
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)А.А. Ягельницкий и О.Д. Петроль с некоторыми уточнениями, но принципиально поддерживают выраженную в Определении СКЭС ВС РФ от 19.11.2015 N 305-ЭС15-8490 позицию о том, что о незаконности и вине свидетельствует сам факт составления протокола об административном правонарушении при установленном впоследствии отсутствии состава правонарушения <11>.
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)А.А. Ягельницкий и О.Д. Петроль с некоторыми уточнениями, но принципиально поддерживают выраженную в Определении СКЭС ВС РФ от 19.11.2015 N 305-ЭС15-8490 позицию о том, что о незаконности и вине свидетельствует сам факт составления протокола об административном правонарушении при установленном впоследствии отсутствии состава правонарушения <11>.
Вопрос: Каким способом может быть направлена копия протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен?
(Консультация эксперта, 2025)В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2025)В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку в случае выявления судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу отсутствия в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица на их основании решается вопрос о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)11. Пункт 7 ч. 2 комментируемой статьи содержит целый "склад" оснований публично-правового характера, легитимирующих обработку персональных данных специальных категорий без согласия субъекта. Они сформулированы бланкетным образом, отсылая к положениям специального законодательства и тем самым отдавая их наполнение на усмотрение конкретным ведомствам, чем они активно пользуются, учитывая значительный объем подзаконных актов в указанных сферах. Причем суды, сталкиваясь с применением данного основания, фактически никогда не подвергают его критическому анализу в конкретном случае. Напротив, оно рассматривается как чуть ли не выводящее соответствующие отношения за рамки законодательства о персональных данных, в том числе его принципов. Так, суд, сославшись на комментируемое основание, указал, что наличие фотографических материалов и материалов дактилоскопирования в электронной базе ИС ОРИ ЦОРИ ГУ МВД России по Московской области "не затрагивает его права, свободы и обязанности человека и гражданина" (Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2016 г. по делу N 33а-15958/2016). В другом деле суд пришел к выводу, что наличие в информационной базе учета административных правонарушений информации о том, что в отношении субъекта было возбуждено административное производство по факту отказа от прохождения медицинского освидетельствования, несмотря на то, что событие данного правонарушения отсутствовало и протокол об административном правонарушении был составлен необоснованно, "не затрагивает его права, честь и достоинство, свободы и обязанности человека и гражданина" (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 2 июля 2015 г. по делу N 33-10943/2015; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 12 ноября 2014 г. N 33-10781/2014).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)11. Пункт 7 ч. 2 комментируемой статьи содержит целый "склад" оснований публично-правового характера, легитимирующих обработку персональных данных специальных категорий без согласия субъекта. Они сформулированы бланкетным образом, отсылая к положениям специального законодательства и тем самым отдавая их наполнение на усмотрение конкретным ведомствам, чем они активно пользуются, учитывая значительный объем подзаконных актов в указанных сферах. Причем суды, сталкиваясь с применением данного основания, фактически никогда не подвергают его критическому анализу в конкретном случае. Напротив, оно рассматривается как чуть ли не выводящее соответствующие отношения за рамки законодательства о персональных данных, в том числе его принципов. Так, суд, сославшись на комментируемое основание, указал, что наличие фотографических материалов и материалов дактилоскопирования в электронной базе ИС ОРИ ЦОРИ ГУ МВД России по Московской области "не затрагивает его права, свободы и обязанности человека и гражданина" (Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2016 г. по делу N 33а-15958/2016). В другом деле суд пришел к выводу, что наличие в информационной базе учета административных правонарушений информации о том, что в отношении субъекта было возбуждено административное производство по факту отказа от прохождения медицинского освидетельствования, несмотря на то, что событие данного правонарушения отсутствовало и протокол об административном правонарушении был составлен необоснованно, "не затрагивает его права, честь и достоинство, свободы и обязанности человека и гражданина" (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 2 июля 2015 г. по делу N 33-10943/2015; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 12 ноября 2014 г. N 33-10781/2014).
Статья: Отдельные вопросы соблюдения прав участников процесса при рассмотрении мировыми судьями дел об административных правонарушениях
(Петрова А.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)" <5>.
(Петрова А.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)" <5>.
Статья: Реализация административной ответственности лиц, не зарегистрированных по месту жительства (пребывания)
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)По смыслу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола <1>.
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)По смыслу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола <1>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Анализ положений п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что право судьи возвратить протокол об административном правонарушении в административный орган нельзя реализовать, когда процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола и оформлении иных материалов дела, могут быть восполнены в ходе судебного разбирательства. В частности, такое решение не может быть принято, если в протоколе имеются неточности или противоречия в описании места и времени совершения правонарушения; протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Анализ положений п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что право судьи возвратить протокол об административном правонарушении в административный орган нельзя реализовать, когда процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола и оформлении иных материалов дела, могут быть восполнены в ходе судебного разбирательства. В частности, такое решение не может быть принято, если в протоколе имеются неточности или противоречия в описании места и времени совершения правонарушения; протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Статья: Соотношение вины и противоправности в деликтах публично-правовых образований
(Култаев В.А.)
("Закон", 2022, N 6)Подобное явление справедливо и для деликтов публично-правовых образований. В ситуации, когда строгая ответственность государства установлена лишь в ряде случаев, а остальные случаи привлечения государства к деликтной ответственности за действия публичных органов и должностных лиц основываются на принципе вины, то, признавая акт или действие публичного органа противоправными, суд фактически устанавливает вину публичного органа или должностного лица, поскольку опровержение презумпции вины должностного лица и (или) государственного органа практически вряд ли возможно, так как должностные лица и органы публичной власти обязаны знать законодательство и подчинять ему свои действия <1>. Например, СКЭС ВС РФ указывает: "Доводы МЧС России об отсутствии его вины в возникновении у общества убытков не могут быть приняты во внимание. Производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, что свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении без законных оснований" <2>.
(Култаев В.А.)
("Закон", 2022, N 6)Подобное явление справедливо и для деликтов публично-правовых образований. В ситуации, когда строгая ответственность государства установлена лишь в ряде случаев, а остальные случаи привлечения государства к деликтной ответственности за действия публичных органов и должностных лиц основываются на принципе вины, то, признавая акт или действие публичного органа противоправными, суд фактически устанавливает вину публичного органа или должностного лица, поскольку опровержение презумпции вины должностного лица и (или) государственного органа практически вряд ли возможно, так как должностные лица и органы публичной власти обязаны знать законодательство и подчинять ему свои действия <1>. Например, СКЭС ВС РФ указывает: "Доводы МЧС России об отсутствии его вины в возникновении у общества убытков не могут быть приняты во внимание. Производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, что свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении без законных оснований" <2>.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Постановлением мирового судьи гражданин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ. Постановлением заместителя председателя кассационного суда общей юрисдикции постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Между тем заместитель председателя кассационного суда, отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу, не учел следующее. На момент составления протокола об административном правонарушении административный штраф, назначенный постановлением должностного лица, был уплачен. Вместе с тем материалы дела свидетельствовали о том, что совершенное деяние с учетом его характера, роли правонарушителя несмотря на отсутствие каких-либо тяжких последствий представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, лицом, привлеченным к ответственности, были совершены более 100 административных правонарушений. Таким образом, основания для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, малозначительным отсутствовали.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Постановлением мирового судьи гражданин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ. Постановлением заместителя председателя кассационного суда общей юрисдикции постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Между тем заместитель председателя кассационного суда, отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу, не учел следующее. На момент составления протокола об административном правонарушении административный штраф, назначенный постановлением должностного лица, был уплачен. Вместе с тем материалы дела свидетельствовали о том, что совершенное деяние с учетом его характера, роли правонарушителя несмотря на отсутствие каких-либо тяжких последствий представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, лицом, привлеченным к ответственности, были совершены более 100 административных правонарушений. Таким образом, основания для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, малозначительным отсутствовали.
Готовое решение: Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности и какие последствия истечения этого срока
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности и настаивать на своей невиновности. В этом случае суд должен рассмотреть и оценить доводы такого лица об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения. Это необходимо в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало событие административного правонарушения, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Такой вывод отражен в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности и настаивать на своей невиновности. В этом случае суд должен рассмотреть и оценить доводы такого лица об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения. Это необходимо в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало событие административного правонарушения, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Такой вывод отражен в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.