Составление протокола об административном правонарушении прокурором
Подборка наиболее важных документов по запросу Составление протокола об административном правонарушении прокурором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Место совершения (выявления) административного правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)...в отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, частью 1.2 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению в связи с заявлением лицом соответствующего ходатайства. Дела о таких административных правонарушениях... рассматриваются по месту выявления административного правонарушения, под которым следует понимать место, где должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором устанавливались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и иные обстоятельства совершения правонарушения и был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о возбуждении дела..."
(КонсультантПлюс, 2025)...в отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, частью 1.2 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению в связи с заявлением лицом соответствующего ходатайства. Дела о таких административных правонарушениях... рассматриваются по месту выявления административного правонарушения, под которым следует понимать место, где должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором устанавливались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и иные обстоятельства совершения правонарушения и был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о возбуждении дела..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.23 "Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом" КоАП РФ"Моментом обнаружения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.23 КоАП РФ, является день составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Законная и правильная фиксация правонарушения обеспечивается соответствующими закону действиями уполномоченных должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях и прокуроров по принятию постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях. К сожалению, требования ст. 28.2 КоАП не всегда соблюдаются прокурорами в полном объеме, что не позволяет своевременно привлекать виновных лиц к административной ответственности. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП, должно содержать точное описание правонарушения, которое было совершено, его объективные и субъективные признаки. К постановлению должны быть приложены документы и иные доказательства совершения деяния, в том числе материалы прокурорской проверки, иные документы, материалы фото- и видеофиксации правонарушения.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Законная и правильная фиксация правонарушения обеспечивается соответствующими закону действиями уполномоченных должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях и прокуроров по принятию постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях. К сожалению, требования ст. 28.2 КоАП не всегда соблюдаются прокурорами в полном объеме, что не позволяет своевременно привлекать виновных лиц к административной ответственности. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП, должно содержать точное описание правонарушения, которое было совершено, его объективные и субъективные признаки. К постановлению должны быть приложены документы и иные доказательства совершения деяния, в том числе материалы прокурорской проверки, иные документы, материалы фото- и видеофиксации правонарушения.
Статья: К вопросу о сроках составления и направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Так, в статьях 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ) законодатель установил сроки для составления протокола об административном правонарушении <4> и направления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу для рассмотрения дела. Закон гласит, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения. При необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. После составления протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток, а в случаях, предусмотренных ч. 2 и 4 ст. 28.8 КоАП РФ, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении передается на рассмотрение немедленно.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Так, в статьях 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ) законодатель установил сроки для составления протокола об административном правонарушении <4> и направления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу для рассмотрения дела. Закон гласит, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения. При необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. После составления протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток, а в случаях, предусмотренных ч. 2 и 4 ст. 28.8 КоАП РФ, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении передается на рассмотрение немедленно.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
(ред. от 04.11.2025)3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)При этом согласно части 2 статьи 28.7 КоАП РФ вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)При этом согласно части 2 статьи 28.7 КоАП РФ вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении юридических лиц
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается путем составления протокола об административном правонарушении (вынесения прокурором постановления о возбуждении дела) либо вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
(Руднев А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается путем составления протокола об административном правонарушении (вынесения прокурором постановления о возбуждении дела) либо вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
Статья: Оптимизация статусов участников производства по делам об административных правонарушениях
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных в ст. 27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела; вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного в ст. 28.7 КоАП РФ, а также вынесения некоторых других решений (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных в ст. 27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела; вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного в ст. 28.7 КоАП РФ, а также вынесения некоторых других решений (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Кроме того, одним из достоинств проекта Кодекса РФ об административной ответственности являлось закрепление в нем принципа состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности в суде. Раскрывая содержание названного принципа, авторы законопроекта выделили две функции судебного административно-юрисдикционного процесса: административного преследования и защиты, которые отделили друг от друга и в соответствии с этим предложили различать стороны, участвующие в рассмотрении административно-деликтного дела в суде. В частности, в проекте было закреплено, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, или прокурор, вынесший постановление о возбуждении производства о привлечении к административной ответственности, либо потерпевший составляют сторону административного преследования, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитник и (или) законный представитель образуют сторону защиты.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Кроме того, одним из достоинств проекта Кодекса РФ об административной ответственности являлось закрепление в нем принципа состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности в суде. Раскрывая содержание названного принципа, авторы законопроекта выделили две функции судебного административно-юрисдикционного процесса: административного преследования и защиты, которые отделили друг от друга и в соответствии с этим предложили различать стороны, участвующие в рассмотрении административно-деликтного дела в суде. В частности, в проекте было закреплено, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, или прокурор, вынесший постановление о возбуждении производства о привлечении к административной ответственности, либо потерпевший составляют сторону административного преследования, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитник и (или) законный представитель образуют сторону защиты.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В отличие от должностных лиц уполномоченных органов, прокурор не составляет протокол об административном правонарушении, а выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Однако это не означает, что прокурор после вынесения названного постановления в обязательном порядке направляет его для проведения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении в уполномоченный орган или уполномоченному должностному лицу. Прокурор вправе самостоятельно собрать все доказательства по текущему делу, после чего постановление и другие материалы дела направить на рассмотрение уполномоченному судье, органу, должностному лицу.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В отличие от должностных лиц уполномоченных органов, прокурор не составляет протокол об административном правонарушении, а выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Однако это не означает, что прокурор после вынесения названного постановления в обязательном порядке направляет его для проведения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении в уполномоченный орган или уполномоченному должностному лицу. Прокурор вправе самостоятельно собрать все доказательства по текущему делу, после чего постановление и другие материалы дела направить на рассмотрение уполномоченному судье, органу, должностному лицу.