Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом
Подборка наиболее важных документов по запросу Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 28.3 КоАП РФКакие обстоятельства не свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом?
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ"Кроме того, анализируя положение статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в форме бездействия в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, судья районного суда указал, что что протокол об административном правонарушении в отношении ИП А. составлен неуполномоченными на то должностным лицом, поскольку полномочия начальника миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Б. не распространяются на территорию адреса регистрации индивидуального предпринимателя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Вместе с тем согласно правовой позиции Верховного Суда РФ составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом не является существенным недостатком. В случае такого составления материалы дела возвращаются лицу, которое их составило. Это означает, что составление протокола неуполномоченным лицом влечет невозможность дальнейшего движения дела, но в целом не отменяет возможности привлечения нарушителя к административной ответственности. Такой подход обусловлен необходимостью соблюдения принципа неотвратимости ответственности за содеянное, что позволяет предотвратить возможность избежания ответственности за совершенное деяние даже в случае допущения должностным лицом процессуальной ошибки. Данный тезис соотносится с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ о невозможности возбуждения дела, по которому уже имеется постановление о его прекращении.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Вместе с тем согласно правовой позиции Верховного Суда РФ составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом не является существенным недостатком. В случае такого составления материалы дела возвращаются лицу, которое их составило. Это означает, что составление протокола неуполномоченным лицом влечет невозможность дальнейшего движения дела, но в целом не отменяет возможности привлечения нарушителя к административной ответственности. Такой подход обусловлен необходимостью соблюдения принципа неотвратимости ответственности за содеянное, что позволяет предотвратить возможность избежания ответственности за совершенное деяние даже в случае допущения должностным лицом процессуальной ошибки. Данный тезис соотносится с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ о невозможности возбуждения дела, по которому уже имеется постановление о его прекращении.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4, пунктом 3 части 2 статьи 29.9 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
(ред. от 04.11.2025)3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4, пунктом 3 части 2 статьи 29.9 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Готовое решение: Как обжаловать определение судьи о возвращении протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)если протокол об административном правонарушении составлен и другие материалы дела оформлены неуполномоченным лицом;
(КонсультантПлюс, 2025)если протокол об административном правонарушении составлен и другие материалы дела оформлены неуполномоченным лицом;