Сокращение работника тк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение работника тк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Увольнение дистанционного работника в связи с сокращением
(КонсультантПлюс, 2025)...[истец - ред.] уволен с занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ по сокращению штата работников организации.
(КонсультантПлюс, 2025)...[истец - ред.] уволен с занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ по сокращению штата работников организации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 60.1 "Работа по совместительству" Трудового кодекса РФ"При рассмотрении вопроса о наличии у работодателя обязанности предлагать работнику, должность которого сокращается, ставки, которые замещены совместителями (внутренними или внешними) необходимо исходить из того, что действующее трудовое законодательство, охраняя трудовые права всех работников, включая совместителей, не предусматривает возможность увольнения такого работника в том случае, если другой высвобождаемый работник выразил желание заместить должность, замещенную совместителем. В соответствии с частью 1 статьи 60.1, частями 1, 3 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации работник при совместительстве выполняет другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, должность, занимаемая совместителем, вакантной не является и, следовательно, не должна предлагаться увольняемому по сокращению штатов работнику. В силу статьи 288 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право, но не возложена обязанность увольнять работника, работающего по совместительству, при приеме на работу работника, для которого эта работа будет являться основной."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации в связи с выплатами при увольнении в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата) работников1. Отказ в выплате выходного пособия в повышенном размере, предусмотренном отраслевым соглашением либо трудовым или коллективным договором (до 12.08.2020 включительно - ч. 4 ст. 178 ТК РФ, с 13.08.2020 - ч. 8 ст. 178 ТК РФ, с 11.08.2025 - ч. 9 ст. 178 ТК РФ), если работник уволен в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата)
Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников2. Применение работодателем положения ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве работника на оставление на работе при увольнении в связи с сокращением численности или штата
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников
(ред. от 29.09.2025)Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)К гарантиям прав работников при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации относится установленная Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность работодателя предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Данная обязанность работодателя императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, указанная гарантия (наряду с установленным законом порядком увольнения работника) направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно. При этом работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в статье 2 ТК РФ, и запрет на дискриминацию в сфере труда. Неисполнение работодателем такой обязанности в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание судом увольнения незаконным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)К гарантиям прав работников при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации относится установленная Трудовым кодексом Российской Федерации обязанность работодателя предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Данная обязанность работодателя императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, указанная гарантия (наряду с установленным законом порядком увольнения работника) направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно. При этом работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в статье 2 ТК РФ, и запрет на дискриминацию в сфере труда. Неисполнение работодателем такой обязанности в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание судом увольнения незаконным.
Готовое решение: Как отменить приказ об увольнении работника
(КонсультантПлюс, 2025)Информирование работника полезно и в случаях отмены приказа до того, как увольнение состоялось. Например, оно целесообразно, когда работодатель отменяет приказ из-за отмены сокращения. Прямой обязанности уведомлять работника в ТК РФ не установлено, однако считаем, что его нужно ознакомить с приказом об отмене приказа об увольнении (по аналогии с приказами об увольнении, об отмене приказа об увольнении при восстановлении работника) (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ, Руководство, утвержденное Приказом Роструда от 11.11.2022 N 253).
(КонсультантПлюс, 2025)Информирование работника полезно и в случаях отмены приказа до того, как увольнение состоялось. Например, оно целесообразно, когда работодатель отменяет приказ из-за отмены сокращения. Прямой обязанности уведомлять работника в ТК РФ не установлено, однако считаем, что его нужно ознакомить с приказом об отмене приказа об увольнении (по аналогии с приказами об увольнении, об отмене приказа об увольнении при восстановлении работника) (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ, Руководство, утвержденное Приказом Роструда от 11.11.2022 N 253).
Готовое решение: Как произвести сокращение совместителей
(КонсультантПлюс, 2025)Выплаты по ч. 2, 3 ст. 318 ТК РФ сокращенным работникам-совместителям организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не производятся, так как они полагаются только по основному месту работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Выплаты по ч. 2, 3 ст. 318 ТК РФ сокращенным работникам-совместителям организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не производятся, так как они полагаются только по основному месту работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ).
Статья: Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Согласно ч. 2 ст. 82 ТК РФ сокращение работника, являющегося членом профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Согласно ч. 2 ст. 82 ТК РФ сокращение работника, являющегося членом профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников). При этом работнику предоставляются предусмотренные законом гарантии и компенсации.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников). При этом работнику предоставляются предусмотренные законом гарантии и компенсации.
Готовое решение: Как временно изменить график (режим) работы по инициативе работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Есть особенности процедуры при изменении режима работы на неполное рабочее время. Если вы вводите такой режим работы, например, для предотвращения угрозы массового увольнения, то дополнительно к процедуре, о которой мы говорили выше, проинформируйте о введении неполного рабочего времени государственную службу занятости (уведомить государственную службу занятости нужно и при изменении (отмене) такого режима), учтите мнение профсоюза (сделать это нужно и при досрочной отмене этого режима). При отказе работника от изменения режима работы в такой ситуации увольте его по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников) (ч. 5 - 7 ст. 74 ТК РФ, п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Есть особенности процедуры при изменении режима работы на неполное рабочее время. Если вы вводите такой режим работы, например, для предотвращения угрозы массового увольнения, то дополнительно к процедуре, о которой мы говорили выше, проинформируйте о введении неполного рабочего времени государственную службу занятости (уведомить государственную службу занятости нужно и при изменении (отмене) такого режима), учтите мнение профсоюза (сделать это нужно и при досрочной отмене этого режима). При отказе работника от изменения режима работы в такой ситуации увольте его по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников) (ч. 5 - 7 ст. 74 ТК РФ, п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ).
Статья: Приостановление экономической деятельности организации и увольнение работников в связи с сокращением штата
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Сама формулировка основания увольнения, отраженного в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, - сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, - а также описание механизма такого увольнения не дают оснований полагать, что законодатель рассчитывал на его применение в ситуации, когда необходимо полностью приостановить экономическую деятельность организации, уволить весь штатный персонал или большинство работников и при этом сохранить юридическое лицо. Тем не менее оснований для оценки решения работодателя о сокращении всех должностей в организации как незаконного нет.
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Сама формулировка основания увольнения, отраженного в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, - сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, - а также описание механизма такого увольнения не дают оснований полагать, что законодатель рассчитывал на его применение в ситуации, когда необходимо полностью приостановить экономическую деятельность организации, уволить весь штатный персонал или большинство работников и при этом сохранить юридическое лицо. Тем не менее оснований для оценки решения работодателя о сокращении всех должностей в организации как незаконного нет.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Нормы Закона о занятости, регулирующие отношения по определению размера пособия по безработице, неоднократно становились предметом исследования судов различных судебных инстанций. В частности, при рассмотрении споров, связанных с определением размера пособия по безработице отдельным категориям граждан, суды обращали внимание на необходимость соблюдения принципов справедливости и юридического равенства в отношении граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций. Так, граждане М.А. Белогурова, Т.А. Иванова, С.Г. Климова и А.В. Молодцов, которые осуществляли трудовую деятельность на основании трудовых договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, были уволены по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 77 (соглашение сторон) и п. 2 ч. 1 ст. 81 (сокращение численности или штата работников) ТК РФ, признаны в установленном порядке безработными и им было начислено пособие по безработице в размере его минимальной величины. Оспаривая в Конституционном Суде РФ положения п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости (в ред. от 10 января 2003 г.), заявители указали на то, что положения Закона о занятости не позволяют начислять гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, пособие по безработице по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (пропорционально среднемесячному заработку), и тем самым лишают их права на получение пособия по безработице в максимальном размере, а также не предусматривают для таких граждан возможности досрочного выхода на пенсию. По их мнению, это противоречит закрепленному в ст. 19 Конституции РФ принципу равенства, поскольку Законом о занятости им предоставляются меры социальной поддержки в связи с безработицей в меньшем объеме, чем гражданам, уволенным из организаций.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Нормы Закона о занятости, регулирующие отношения по определению размера пособия по безработице, неоднократно становились предметом исследования судов различных судебных инстанций. В частности, при рассмотрении споров, связанных с определением размера пособия по безработице отдельным категориям граждан, суды обращали внимание на необходимость соблюдения принципов справедливости и юридического равенства в отношении граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций. Так, граждане М.А. Белогурова, Т.А. Иванова, С.Г. Климова и А.В. Молодцов, которые осуществляли трудовую деятельность на основании трудовых договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, были уволены по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 77 (соглашение сторон) и п. 2 ч. 1 ст. 81 (сокращение численности или штата работников) ТК РФ, признаны в установленном порядке безработными и им было начислено пособие по безработице в размере его минимальной величины. Оспаривая в Конституционном Суде РФ положения п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона о занятости (в ред. от 10 января 2003 г.), заявители указали на то, что положения Закона о занятости не позволяют начислять гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, пособие по безработице по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (пропорционально среднемесячному заработку), и тем самым лишают их права на получение пособия по безработице в максимальном размере, а также не предусматривают для таких граждан возможности досрочного выхода на пенсию. По их мнению, это противоречит закрепленному в ст. 19 Конституции РФ принципу равенства, поскольку Законом о занятости им предоставляются меры социальной поддержки в связи с безработицей в меньшем объеме, чем гражданам, уволенным из организаций.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Так, неоднозначно в судебной практике решается вопрос о выплате среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы нетрудоустройства (ч. 3 ст. 318 ТК РФ) уволенному по сокращению штата работнику, получающему пенсию по старости. По данному вопросу существуют две противоположные точки зрения. В соответствии с одной из них отказ в выплате уволенному работнику, получающему пенсию по старости, при соблюдении условий, предусмотренных ч. 2 ст. 318 ТК РФ, а с 13 августа 2020 г. - ч. 3 ст. 318 ТК РФ (увольнение произошло из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации; уволенный работник своевременно в течение 14 дней обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения), не правомерен, поскольку лицам, получающим пенсию по старости, предоставляются все гарантии, предусмотренные ТК РФ, наравне с другими работниками. Законодательство не ограничивает право уволенных работников пенсионного возраста на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в течение четырех, пяти и шести месяцев со дня увольнения <1>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Так, неоднозначно в судебной практике решается вопрос о выплате среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы нетрудоустройства (ч. 3 ст. 318 ТК РФ) уволенному по сокращению штата работнику, получающему пенсию по старости. По данному вопросу существуют две противоположные точки зрения. В соответствии с одной из них отказ в выплате уволенному работнику, получающему пенсию по старости, при соблюдении условий, предусмотренных ч. 2 ст. 318 ТК РФ, а с 13 августа 2020 г. - ч. 3 ст. 318 ТК РФ (увольнение произошло из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации; уволенный работник своевременно в течение 14 дней обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения), не правомерен, поскольку лицам, получающим пенсию по старости, предоставляются все гарантии, предусмотренные ТК РФ, наравне с другими работниками. Законодательство не ограничивает право уволенных работников пенсионного возраста на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в течение четырех, пяти и шести месяцев со дня увольнения <1>.