Сокращение пенсионера в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение пенсионера в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Данные о сокращении бедности среди пенсионеров не обязательно свидетельствуют о росте их благосостояния. Действительно, доля малоимущих работающих пенсионеров по старости в 2019 году составляла 0,7%, в 2020 и в 2021 годах - по 0,4%. Неработающие пенсионеры чаще оказываются за чертой бедности: таких в 2019 году было 8,5%, в 2020 - 7,2% в 2021 - 7,6% <10>. По мнению А.Л. Сафонова, на позитивную динамику уровня бедности сильно повлияла в том числе повышенная смертность пенсионеров из-за пандемии: среди них доля малоимущих особенно высока <11>. Кроме того, как будет показано далее, для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста характерна не бедность по доходам, а "бедность по лишениям", которая не позволяет поддерживать представителям данной социальной группы минимально приемлемый в данном обществе образ жизни.
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Данные о сокращении бедности среди пенсионеров не обязательно свидетельствуют о росте их благосостояния. Действительно, доля малоимущих работающих пенсионеров по старости в 2019 году составляла 0,7%, в 2020 и в 2021 годах - по 0,4%. Неработающие пенсионеры чаще оказываются за чертой бедности: таких в 2019 году было 8,5%, в 2020 - 7,2% в 2021 - 7,6% <10>. По мнению А.Л. Сафонова, на позитивную динамику уровня бедности сильно повлияла в том числе повышенная смертность пенсионеров из-за пандемии: среди них доля малоимущих особенно высока <11>. Кроме того, как будет показано далее, для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста характерна не бедность по доходам, а "бедность по лишениям", которая не позволяет поддерживать представителям данной социальной группы минимально приемлемый в данном обществе образ жизни.
Нормативные акты
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.05.2021 N АКПИ21-198
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", абзаца второго подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных данным постановлением>Граждане Г., Т. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", абзаца второго подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных данным постановлением, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 1, 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацам первому - третьему статьи 6.1, статье 6.5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", статье 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", части 6 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушают принцип равенства, добросовестности и справедливости, не соответствуют общему (основному) принципу действия закона во времени, ставят в неравное правовое положение лиц, проходивших службу в Федеральной службе судебных приставов (далее также - ФССП России) и ее территориальных органах до и после 1 января 2020 г., поскольку им не засчитан вышеуказанный срок службы в ФССП России, возникший до 1 июля 2020 г., в срок службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения и, соответственно, в органах внутренних дел, дающий им право на назначение пенсии по выслуге лет на момент увольнения из ФССП России, чем нарушены их конституционные права, права, предусмотренные статьей 7 и пунктом "а" части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" на выбор и перерасчет для повышения пенсии ввиду увеличения выслуги лет в органах внутренних дел и органах принудительного исполнения с 1 января 2020 г., с учетом срока службы в ФССП России до 1 января 2020 г.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", абзаца второго подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных данным постановлением>Граждане Г., Т. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", абзаца второго подпункта "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных данным постановлением, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 1, 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацам первому - третьему статьи 6.1, статье 6.5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", статье 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", части 6 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушают принцип равенства, добросовестности и справедливости, не соответствуют общему (основному) принципу действия закона во времени, ставят в неравное правовое положение лиц, проходивших службу в Федеральной службе судебных приставов (далее также - ФССП России) и ее территориальных органах до и после 1 января 2020 г., поскольку им не засчитан вышеуказанный срок службы в ФССП России, возникший до 1 июля 2020 г., в срок службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения и, соответственно, в органах внутренних дел, дающий им право на назначение пенсии по выслуге лет на момент увольнения из ФССП России, чем нарушены их конституционные права, права, предусмотренные статьей 7 и пунктом "а" части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" на выбор и перерасчет для повышения пенсии ввиду увеличения выслуги лет в органах внутренних дел и органах принудительного исполнения с 1 января 2020 г., с учетом срока службы в ФССП России до 1 января 2020 г.
Ситуация: Какие категории граждан относятся к числу социально незащищенных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неработающие пенсионеры организаций угольной промышленности; инвалиды, получившие инвалидность во время работы в таких организациях; бывшие работники, уволенные в связи с сокращением численности или штата и состоящие на учете в службе занятости, до их первого трудоустройства; члены семей погибших (умерших) работников - в целях распространения на них ряда положений Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности (п. 1.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2025 - 2027 гг., утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Ассоциацией "Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности" 07.11.2024).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неработающие пенсионеры организаций угольной промышленности; инвалиды, получившие инвалидность во время работы в таких организациях; бывшие работники, уволенные в связи с сокращением численности или штата и состоящие на учете в службе занятости, до их первого трудоустройства; члены семей погибших (умерших) работников - в целях распространения на них ряда положений Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности (п. 1.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2025 - 2027 гг., утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Ассоциацией "Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности" 07.11.2024).
Статья: Специальная оценка условий труда медицинских работников: проблемы и перспективы
(Герасимов В.С., Елфимов П.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Согласно ч. 2 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих условиям безопасности и гигиены. В развитие конституционных положений ст. 22 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, необходимые для осуществления трудовой деятельности. В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, поскольку только по результатам специальной оценки возможно установить итоговый класс (подкласс) условий труда и, исходя из этого, определить необходимость применения медицинским работником средств индивидуальной защиты, максимальную продолжительность его рабочего времени, в том числе при воздействии вредных или опасных производственных факторов, наличие права на сокращенные сроки выхода на пенсию и специальные доплаты в пенсионный фонд.
(Герасимов В.С., Елфимов П.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Согласно ч. 2 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих условиям безопасности и гигиены. В развитие конституционных положений ст. 22 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, необходимые для осуществления трудовой деятельности. В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, поскольку только по результатам специальной оценки возможно установить итоговый класс (подкласс) условий труда и, исходя из этого, определить необходимость применения медицинским работником средств индивидуальной защиты, максимальную продолжительность его рабочего времени, в том числе при воздействии вредных или опасных производственных факторов, наличие права на сокращенные сроки выхода на пенсию и специальные доплаты в пенсионный фонд.
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<9> ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) (ред. от 18.02.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<9> ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) (ред. от 18.02.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> См., в частности: Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: научно-практическое пособие / отв. ред. Н.В. Путило. М.: Проспект, 2020. С. 15, 16; Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности: монография. М.: Проспект, 2022.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> См., в частности: Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: научно-практическое пособие / отв. ред. Н.В. Путило. М.: Проспект, 2020. С. 15, 16; Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности: монография. М.: Проспект, 2022.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Сильно изменилось в 2022 г. распределение работающих пенсионеров по старости в зависимости от стажа работы. Так, если в 2016 г. основной массив пенсионеров - 73,4% - продолжал работать еще в течение 1 - 9 лет, то в 2022 г. их доля сократилась до 57,6%. Удельный вес работающих пенсионеров не более года после назначения пенсии составил в 2022 г. 40,6% против 22,6% в 2020 г. и 15,4% в 2015 г. Свыше 10 лет работали в 2022 г. только 1,8% пенсионеров, а в 2020 г. этот показатель составлял 14%. Таким образом, многие пенсионеры смогли обеспечить себе перерасчет пенсий и реальная экономия за счет приостановки индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам оказалась намного ниже.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Сильно изменилось в 2022 г. распределение работающих пенсионеров по старости в зависимости от стажа работы. Так, если в 2016 г. основной массив пенсионеров - 73,4% - продолжал работать еще в течение 1 - 9 лет, то в 2022 г. их доля сократилась до 57,6%. Удельный вес работающих пенсионеров не более года после назначения пенсии составил в 2022 г. 40,6% против 22,6% в 2020 г. и 15,4% в 2015 г. Свыше 10 лет работали в 2022 г. только 1,8% пенсионеров, а в 2020 г. этот показатель составлял 14%. Таким образом, многие пенсионеры смогли обеспечить себе перерасчет пенсий и реальная экономия за счет приостановки индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам оказалась намного ниже.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)В результате получилось, что в 2020 г., по данным Росстата, доходы населения в целом выросли на 5,7%, а доходы ПФР от поступления страховых взносов - если судить по материалам Оперативного доклада Счетной палаты об исполнении федерального бюджета в 2020 г. - всего на 0,9% <13>. Этот разрыв наглядно демонстрирует сокращение способности пенсионной системы компенсировать утрачиваемый индивидуумом при выходе на пенсию заработок. Его дальнейшее увеличение влечет за собой еще большее недофинансирование системы обязательного пенсионного страхования, что, в свою очередь, ведет к еще большему ограничению ее возможностей исполнять свои обязательства по выплате пенсий в соответствии с обязательствами России, зафиксированными в 102-й Конвенции Международной организации труда <14>. Их суть, напомним, состоит в необходимости поддержания коэффициента замещения пенсией утрачиваемого заработка модального бенефициара на уровне не ниже 40%. Как показывают расчеты самого Пенсионного фонда Российской Федерации, представленные им в ходе заседания российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 26 марта 2021 г., увеличение разрыва между динамикой увеличения доходов населения и доходов пенсионной системы связано именно с предоставлением льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам хозяйственной деятельности <15>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)В результате получилось, что в 2020 г., по данным Росстата, доходы населения в целом выросли на 5,7%, а доходы ПФР от поступления страховых взносов - если судить по материалам Оперативного доклада Счетной палаты об исполнении федерального бюджета в 2020 г. - всего на 0,9% <13>. Этот разрыв наглядно демонстрирует сокращение способности пенсионной системы компенсировать утрачиваемый индивидуумом при выходе на пенсию заработок. Его дальнейшее увеличение влечет за собой еще большее недофинансирование системы обязательного пенсионного страхования, что, в свою очередь, ведет к еще большему ограничению ее возможностей исполнять свои обязательства по выплате пенсий в соответствии с обязательствами России, зафиксированными в 102-й Конвенции Международной организации труда <14>. Их суть, напомним, состоит в необходимости поддержания коэффициента замещения пенсией утрачиваемого заработка модального бенефициара на уровне не ниже 40%. Как показывают расчеты самого Пенсионного фонда Российской Федерации, представленные им в ходе заседания российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 26 марта 2021 г., увеличение разрыва между динамикой увеличения доходов населения и доходов пенсионной системы связано именно с предоставлением льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам хозяйственной деятельности <15>.
Статья: Пенсионная система как модель цифроуправляемого общества
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Как мы видим, возможен процесс отчуждения граждан от решений и действий, предпринимаемых в пенсионной системе по отношению к ним. Промежуточным этапом может стать решение пенсионных вопросов, включая назначение пенсий, не в населенных пунктах, в которых живут пенсионеры и застрахованные лица, и даже не в региональных центрах, а централизованно - на уровне федеральных административных округов или на федеральном уровне. На пути к этому положению в 2020 г. время приема граждан в клиентских службах ПФР было сокращено до 2 дней в неделю с передачей приема населения в остальные дни в МФЦ. Затем в 2021 г. была проведена централизация функций органов ПФР. В районах остались только клиентские службы. "Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года" <17> намечается произвести "переориентацию центров клиентского обслуживания Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с непосредственного предоставления услуг с использованием бумажных технологий на обучение граждан выполнению операций в электронной форме и помощь гражданам в получении цифровых услуг". Вероятнее всего, через некоторое время, по мере обучения пенсионеров и предпенсионеров получению услуг в цифровой форме, клиентские службы ПФР будут признаны излишними. Пенсионер будет выяснять возникающие у него вопросы только через уже созданный к настоящему времени единый контакт-центр, работающий круглосуточно. Непосредственный контакт пенсионера с сотрудниками пенсионной системы практически прекратится. Это грозит также и утратой компетенций в области пенсионного дела.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Как мы видим, возможен процесс отчуждения граждан от решений и действий, предпринимаемых в пенсионной системе по отношению к ним. Промежуточным этапом может стать решение пенсионных вопросов, включая назначение пенсий, не в населенных пунктах, в которых живут пенсионеры и застрахованные лица, и даже не в региональных центрах, а централизованно - на уровне федеральных административных округов или на федеральном уровне. На пути к этому положению в 2020 г. время приема граждан в клиентских службах ПФР было сокращено до 2 дней в неделю с передачей приема населения в остальные дни в МФЦ. Затем в 2021 г. была проведена централизация функций органов ПФР. В районах остались только клиентские службы. "Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года" <17> намечается произвести "переориентацию центров клиентского обслуживания Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с непосредственного предоставления услуг с использованием бумажных технологий на обучение граждан выполнению операций в электронной форме и помощь гражданам в получении цифровых услуг". Вероятнее всего, через некоторое время, по мере обучения пенсионеров и предпенсионеров получению услуг в цифровой форме, клиентские службы ПФР будут признаны излишними. Пенсионер будет выяснять возникающие у него вопросы только через уже созданный к настоящему времени единый контакт-центр, работающий круглосуточно. Непосредственный контакт пенсионера с сотрудниками пенсионной системы практически прекратится. Это грозит также и утратой компетенций в области пенсионного дела.