Сокращение льготных пенсионеров
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение льготных пенсионеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Наиболее вариативным является критерий возраста организатора приемной семьи (его верхняя граница). Нижняя возрастная планка определяется достижением лицом совершеннолетия, верхняя - достижением возраста 60, 65, 70 лет или без установления такой границы. В ряде законов критерий возраста преобразован и поставлен в зависимость от правового статуса организатора приемной семьи в отношениях по пенсионному обеспечению: создать приемную семью может гражданин, не достигший возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом "О страховых пенсиях" (подразумеваются случаи как достижения общего возраста выхода на пенсию, так и льготного сокращения пенсионного возраста).
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Наиболее вариативным является критерий возраста организатора приемной семьи (его верхняя граница). Нижняя возрастная планка определяется достижением лицом совершеннолетия, верхняя - достижением возраста 60, 65, 70 лет или без установления такой границы. В ряде законов критерий возраста преобразован и поставлен в зависимость от правового статуса организатора приемной семьи в отношениях по пенсионному обеспечению: создать приемную семью может гражданин, не достигший возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом "О страховых пенсиях" (подразумеваются случаи как достижения общего возраста выхода на пенсию, так и льготного сокращения пенсионного возраста).
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Что касается обычных инструментов, посредством которых государство призвано обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы, то в мировой практике к их числу обычно относятся меры по расширению ее доходной части или сокращению расходной: увеличение и расширение базы для уплаты страховых взносов, повышение тарифа страховых взносов, отмена или сокращение льготных тарифов страховых взносов, снижение норм пенсионного обеспечения, ограничение размеров пенсий, отмена или ограничение выплаты пенсий в период осуществления пенсионером трудовой деятельности и др. Выбор тех или иных мер и масштаб их применения определяются законодателем в зависимости от объема финансовой несбалансированности пенсионной системы, возможностей государственного бюджета и социально-экономической ситуации в стране.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Что касается обычных инструментов, посредством которых государство призвано обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы, то в мировой практике к их числу обычно относятся меры по расширению ее доходной части или сокращению расходной: увеличение и расширение базы для уплаты страховых взносов, повышение тарифа страховых взносов, отмена или сокращение льготных тарифов страховых взносов, снижение норм пенсионного обеспечения, ограничение размеров пенсий, отмена или ограничение выплаты пенсий в период осуществления пенсионером трудовой деятельности и др. Выбор тех или иных мер и масштаб их применения определяются законодателем в зависимости от объема финансовой несбалансированности пенсионной системы, возможностей государственного бюджета и социально-экономической ситуации в стране.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790
(ред. от 30.05.1997)
"О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"Упорядочение пенсионных льгот позволит сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий.
(ред. от 30.05.1997)
"О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"Упорядочение пенсионных льгот позволит сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий.
Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2022 N 419
(ред. от 27.06.2024)
"Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах прокуратуры Российской Федерации"При заполнении удостоверения записи в строках "наименование государственного органа, выдавшего удостоверение", "фамилия", "имя", "отчество" не сокращаются.
(ред. от 27.06.2024)
"Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах прокуратуры Российской Федерации"При заполнении удостоверения записи в строках "наименование государственного органа, выдавшего удостоверение", "фамилия", "имя", "отчество" не сокращаются.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации организации-работодателя;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации организации-работодателя;
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Изменения в порядке индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам с 2025 г. затронули только один из элементов секвестирования их пенсионных прав данной категории (отмену индексации). Так, не менее значимое ограничение на формирование пенсионных прав - ограничение максимального предела заработанных ИПК - для работающих пенсионеров сохраняется в размере не более 3,0 ИПК (вместо предельного размера 10,0 ИПК для "непенсионеров"). Данный инструмент секвестирования пенсионных прав направлен на прямое сокращение федерального трансферта на ОПС, который в основном предназначен для выполнения социальной функции госбюджета на участие в солидарно-страховом перераспределении в пользу низкодоходных и "льготных" категорий застрахованных лиц.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Изменения в порядке индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам с 2025 г. затронули только один из элементов секвестирования их пенсионных прав данной категории (отмену индексации). Так, не менее значимое ограничение на формирование пенсионных прав - ограничение максимального предела заработанных ИПК - для работающих пенсионеров сохраняется в размере не более 3,0 ИПК (вместо предельного размера 10,0 ИПК для "непенсионеров"). Данный инструмент секвестирования пенсионных прав направлен на прямое сокращение федерального трансферта на ОПС, который в основном предназначен для выполнения социальной функции госбюджета на участие в солидарно-страховом перераспределении в пользу низкодоходных и "льготных" категорий застрахованных лиц.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При общих расходах ПФР на пенсионное обеспечение граждан в 2020 г. в размере чуть менее 8 трлн 22 млрд рублей выпадающие в результате предоставления льгот доходы составили порядка 9%. Общий бюджетный дефицит пенсионной системы вернулся на уровень 2017 г., превысив 30%. Финансовый эффект от повышения возраста выхода на пенсию граждан Российской Федерации был полностью девальвирован уже через три года после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Можно констатировать, что сэкономленные в результате сокращения совокупного объема пенсионных обязательств путем повышения возраста выхода на пенсию средства были направлены не на эквивалентное повышение текущих пенсионных выплат, а на субсидирование отдельных отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При общих расходах ПФР на пенсионное обеспечение граждан в 2020 г. в размере чуть менее 8 трлн 22 млрд рублей выпадающие в результате предоставления льгот доходы составили порядка 9%. Общий бюджетный дефицит пенсионной системы вернулся на уровень 2017 г., превысив 30%. Финансовый эффект от повышения возраста выхода на пенсию граждан Российской Федерации был полностью девальвирован уже через три года после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Можно констатировать, что сэкономленные в результате сокращения совокупного объема пенсионных обязательств путем повышения возраста выхода на пенсию средства были направлены не на эквивалентное повышение текущих пенсионных выплат, а на субсидирование отдельных отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности.
Статья: Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции, и их классификация
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Учитывая деликатный характер раскрываемой ими информации, такие лица могут столкнуться с несправедливым обращением или репрессиями со стороны тех, кто причастен к сообщенным правонарушениям, или их сообщников. Потенциальные формы несправедливого обращения или репрессий в отношении лиц, сообщивших о фактах коррупции, либо их близких, родственников (особенно актуально в ситуациях, когда друг или родственник информатора работает в той же организации) могут включать следующее: увольнение, отстранение от работы или сокращение; отказ от продвижения по службе или обучения; потеря статуса и льгот и угрозы таких действий; принуждение к выходу на пенсию; снижение размера зарплаты, дисциплинарные взыскания в результате сообщения; преследование или запугивание; любая форма дискриминации (отказ в приеме на работу, отказ в поставке товара или услуги); создание трудностей в поиске новой работы после раскрытия информации, например посредством внесения таких лиц в черный список; предоставление заведомо недостоверной отрицательной рекомендации от работодателя. Также это может быть их дискредитация и унижение, постановка под сомнение их психического здоровья, профессиональной компетентности, надежности или честности <6>.
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Учитывая деликатный характер раскрываемой ими информации, такие лица могут столкнуться с несправедливым обращением или репрессиями со стороны тех, кто причастен к сообщенным правонарушениям, или их сообщников. Потенциальные формы несправедливого обращения или репрессий в отношении лиц, сообщивших о фактах коррупции, либо их близких, родственников (особенно актуально в ситуациях, когда друг или родственник информатора работает в той же организации) могут включать следующее: увольнение, отстранение от работы или сокращение; отказ от продвижения по службе или обучения; потеря статуса и льгот и угрозы таких действий; принуждение к выходу на пенсию; снижение размера зарплаты, дисциплинарные взыскания в результате сообщения; преследование или запугивание; любая форма дискриминации (отказ в приеме на работу, отказ в поставке товара или услуги); создание трудностей в поиске новой работы после раскрытия информации, например посредством внесения таких лиц в черный список; предоставление заведомо недостоверной отрицательной рекомендации от работодателя. Также это может быть их дискредитация и унижение, постановка под сомнение их психического здоровья, профессиональной компетентности, надежности или честности <6>.
Ситуация: Какие категории граждан относятся к числу социально незащищенных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды - в целях предоставления льгот на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры (п. 4.2.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 N 484-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды - в целях предоставления льгот на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры (п. 4.2.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 N 484-ПП).
Статья: МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения сотрудникам": все ли прозрачно?
(Модеров С.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 1)Если результат положительный, то возникло обязательство, и оно полностью отражается в отчете о финансовом положении. Любая отрицательная сумма представляет собой актив, который подлежит проверке на возмещаемость (recoverability test). Признаваемый актив является меньшим значением из отрицательной суммы, рассчитанной выше, или чистой суммы непризнанных актуарных убытков (net total of unrecognized actuarial losses) и услуг прошлых периодов (past service costs), а также приведенной стоимости любых льгот (сокращений обязательств организации перед персоналом), которые можно получить в виде возмещения (refunds) или сокращения будущих платежей организации в пенсионный фонд (reductions).
(Модеров С.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 1)Если результат положительный, то возникло обязательство, и оно полностью отражается в отчете о финансовом положении. Любая отрицательная сумма представляет собой актив, который подлежит проверке на возмещаемость (recoverability test). Признаваемый актив является меньшим значением из отрицательной суммы, рассчитанной выше, или чистой суммы непризнанных актуарных убытков (net total of unrecognized actuarial losses) и услуг прошлых периодов (past service costs), а также приведенной стоимости любых льгот (сокращений обязательств организации перед персоналом), которые можно получить в виде возмещения (refunds) или сокращения будущих платежей организации в пенсионный фонд (reductions).
Статья: Исторические истоки становления пенсионной системы в дореволюционной России
(Столяров Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Очевидно при этом, что пенсионное обеспечение даже этой привилегированной части общества со временем становилось сильной нагрузкой на имперскую казну. Государственный бюджет ощущал давление на себе в силу постоянного роста российской бюрократии и, соответственно, новых подопечных и всякого рода льготников. В 1853 г. Николай I был вынужден своим указом внести серьезные коррективы в Пенсионный устав, направленный на сокращение государственных расходов на пенсионные выплаты. Был увеличен срок выслуги, отменена льготная выслуга, а обязательства по выплате пенсии государство сохраняло за собой только в отношении военных инвалидов и высших военных и гражданских чинов.
(Столяров Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Очевидно при этом, что пенсионное обеспечение даже этой привилегированной части общества со временем становилось сильной нагрузкой на имперскую казну. Государственный бюджет ощущал давление на себе в силу постоянного роста российской бюрократии и, соответственно, новых подопечных и всякого рода льготников. В 1853 г. Николай I был вынужден своим указом внести серьезные коррективы в Пенсионный устав, направленный на сокращение государственных расходов на пенсионные выплаты. Был увеличен срок выслуги, отменена льготная выслуга, а обязательства по выплате пенсии государство сохраняло за собой только в отношении военных инвалидов и высших военных и гражданских чинов.