Сохранность межевых знаков
Подборка наиболее важных документов по запросу Сохранность межевых знаков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 по делу N 88-38737/2023 (УИД 61RS0020-01-2022-002442-81)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Истец указал на то, что является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". При уточнении границ участка истца согласно межевому плану выяснилось, что их пересекают границы участков ответчиков, что препятствует постановке на кадастровый учет участка истца в установленных границах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Акт установления и согласования границ земельного участка N КФХ "Кристалл" - ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и акт о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью от ДД.ММ.ГГГГ межевые знаки, расположенные на территории КФХ "Кристалл" эти обстоятельства не подтверждают. Утверждения представителя истца о предоставлении ему земельного участка из земель колхоза "Рассвет" по указанным актам не могут быть приняты во внимание, поскольку такое предоставление в соответствии с требованиями ст. ст. 23, 24, 29 Земельного кодекса РСФСР" от 25.04.1991, N 1103-1 возможно только после изъятия земельного участка от прежнего владельца по решению соответствующего Совета народных депутатов.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН; 3) О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Истец указал на то, что является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". При уточнении границ участка истца согласно межевому плану выяснилось, что их пересекают границы участков ответчиков, что препятствует постановке на кадастровый учет участка истца в установленных границах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Акт установления и согласования границ земельного участка N КФХ "Кристалл" - ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и акт о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью от ДД.ММ.ГГГГ межевые знаки, расположенные на территории КФХ "Кристалл" эти обстоятельства не подтверждают. Утверждения представителя истца о предоставлении ему земельного участка из земель колхоза "Рассвет" по указанным актам не могут быть приняты во внимание, поскольку такое предоставление в соответствии с требованиями ст. ст. 23, 24, 29 Земельного кодекса РСФСР" от 25.04.1991, N 1103-1 возможно только после изъятия земельного участка от прежнего владельца по решению соответствующего Совета народных депутатов.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2024 по делу N 88-26183/2024 (УИД 23RS0058-01-2023-003300-48)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О сносе самовольно возведенных построек и освобождении земельного участка.
Требования: 2) О признании недействительными результатов межевания, уточнении границ земельного участка.
Обстоятельства: При установлении границ земельного участка кадастровый инженер и собственник смежного участка не согласовали с истцом границы земельного участка, подлежащего постановке на кадастровый учет, кадастровый инженер не выходил на место установления границ земельного участка, где мог бы обнаружить принадлежащий истцу земельный участок, данные результаты межевания являются недействительными.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.Таким образом, суд пришел к выводу об осведомленности ФИО4 о местоположении границ принадлежащего ему земельного участка, а также границ смежного земельного участка, пересечение которых по правоустанавливающим документам, землеустроительному делу от 1996 года и межевому делу ООО "МарГео" от 2008 года не подтверждается. Кроме того, согласно указанному землеустроительному делу, ФИО4 были сданы под ответственность и хранение межевые знаки его участка, в чем ФИО4 06 марта 1996 года собственноручно расписался в "Акте о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью" (л.д. N 43).
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О сносе самовольно возведенных построек и освобождении земельного участка.
Требования: 2) О признании недействительными результатов межевания, уточнении границ земельного участка.
Обстоятельства: При установлении границ земельного участка кадастровый инженер и собственник смежного участка не согласовали с истцом границы земельного участка, подлежащего постановке на кадастровый учет, кадастровый инженер не выходил на место установления границ земельного участка, где мог бы обнаружить принадлежащий истцу земельный участок, данные результаты межевания являются недействительными.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.Таким образом, суд пришел к выводу об осведомленности ФИО4 о местоположении границ принадлежащего ему земельного участка, а также границ смежного земельного участка, пересечение которых по правоустанавливающим документам, землеустроительному делу от 1996 года и межевому делу ООО "МарГео" от 2008 года не подтверждается. Кроме того, согласно указанному землеустроительному делу, ФИО4 были сданы под ответственность и хранение межевые знаки его участка, в чем ФИО4 06 марта 1996 года собственноручно расписался в "Акте о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью" (л.д. N 43).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое межевые знаки и как они устанавливаются
(КонсультантПлюс, 2025)межевые знаки типа I и II должны закладываться на глубину не менее 80 см. Кроме того, они окапываются круглыми канавами (ее внутренний диаметр 100 см, глубина 30 см, ширина в нижней части 20 см, в верхней - 50 см), а в центральной части насыпается курган высотой 10 см. Это нужно для сохранности межевого знака и его опознавания на местности (п. п. 2, 4 Типов межевых знаков);
(КонсультантПлюс, 2025)межевые знаки типа I и II должны закладываться на глубину не менее 80 см. Кроме того, они окапываются круглыми канавами (ее внутренний диаметр 100 см, глубина 30 см, ширина в нижней части 20 см, в верхней - 50 см), а в центральной части насыпается курган высотой 10 см. Это нужно для сохранности межевого знака и его опознавания на местности (п. п. 2, 4 Типов межевых знаков);
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
Нормативные акты
"Инструкция по межеванию земель"
(утв. Роскомземом 08.04.1996)14. Государственный контроль за установлением
(утв. Роскомземом 08.04.1996)14. Государственный контроль за установлением
<Письмо> Роснедвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644
"О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля"к) наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
"О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля"к) наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3) размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3) размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;