Сохранность имущества недееспособного
Подборка наиболее важных документов по запросу Сохранность имущества недееспособного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Отчет опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и об управлении этим имуществом (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Сведения о сохранности имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Сведения о сохранности имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.03.2024 по делу N 33-4649/2024
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования: 1) Об определении порядка пользования жилым помещением; 2) Об определении долевого порядка оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; 3) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком, домом и квартирой; 4) Об установлении того, что собственники вправе сдавать комнаты без согласия других участников общей долевой собственности.
Обстоятельства: Указано, что ответчик и недееспособный, в интересах которого действует опекун, являются долевыми собственниками квартиры, земельного участка и садового дома, ответчик чинит препятствия в пользовании имуществом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящий момент Д.В.Ю. находится на лечении и не нуждается в пользовании спорным жилым помещением основанием для отмены принятого решения об определении порядка пользования и возложении обязанности на ответчика не чинить препятствий в пользовании путем передачи ключей от спорных объектов недвижимости не может являться, как и доводы о том, что фактически исковые требования предъявлены Д.М. в своих интересах, поскольку отсутствие комплекта ключей от спорных объектов исключает возможность доступа законного представителя недееспособного в спорные объекты недвижимости для обеспечения сохранности принадлежащего опекаемому имущества, контроля за его состоянием.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования: 1) Об определении порядка пользования жилым помещением; 2) Об определении долевого порядка оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; 3) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком, домом и квартирой; 4) Об установлении того, что собственники вправе сдавать комнаты без согласия других участников общей долевой собственности.
Обстоятельства: Указано, что ответчик и недееспособный, в интересах которого действует опекун, являются долевыми собственниками квартиры, земельного участка и садового дома, ответчик чинит препятствия в пользовании имуществом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящий момент Д.В.Ю. находится на лечении и не нуждается в пользовании спорным жилым помещением основанием для отмены принятого решения об определении порядка пользования и возложении обязанности на ответчика не чинить препятствий в пользовании путем передачи ключей от спорных объектов недвижимости не может являться, как и доводы о том, что фактически исковые требования предъявлены Д.М. в своих интересах, поскольку отсутствие комплекта ключей от спорных объектов исключает возможность доступа законного представителя недееспособного в спорные объекты недвижимости для обеспечения сохранности принадлежащего опекаемому имущества, контроля за его состоянием.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как опекуну заполнить отчет о хранении, использовании и управлении имуществом совершеннолетнего недееспособного подопечного?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о сохранности имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о сохранности имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) Постановлением Правительства РФ 2010 г. N 927 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) Постановлением Правительства РФ 2010 г. N 927 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
Вопрос: Какие полномочия у органов управления социальной защиты населения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.3.2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.3.2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
Ситуация: В каких случаях необходимо заключение органа опеки и попечительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
Статья: Договор условного депонирования: пути устранения правовых неопределенностей
(Формакидов Д.А.)
("Гражданское право", 2022, N 6)Обращаясь к нормативной базе, можно увидеть, что в соответствии со ст. 926.1 ГК РФ по договору условного депонирования (эскроу) депонент обязуется передать на депонирование эскроу-агенту имущество в целях исполнения обязательства депонента по его передаче другому лицу, в пользу которого осуществляется депонирование имущества (бенефициару), а эскроу-агент обязуется обеспечить сохранность этого имущества и передать его бенефициару при возникновении указанных в договоре оснований. Договор эскроу заключается между депонентом, бенефициаром и эскроу-агентом.
(Формакидов Д.А.)
("Гражданское право", 2022, N 6)Обращаясь к нормативной базе, можно увидеть, что в соответствии со ст. 926.1 ГК РФ по договору условного депонирования (эскроу) депонент обязуется передать на депонирование эскроу-агенту имущество в целях исполнения обязательства депонента по его передаче другому лицу, в пользу которого осуществляется депонирование имущества (бенефициару), а эскроу-агент обязуется обеспечить сохранность этого имущества и передать его бенефициару при возникновении указанных в договоре оснований. Договор эскроу заключается между депонентом, бенефициаром и эскроу-агентом.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.