Согласование с землями неразграниченной государственной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование с землями неразграниченной государственной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации" Федерального закона "О защите конкуренции""Таким образом, подача и прием Департаментом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, и принятия по результатам его рассмотрения решения, само по себе не свидетельствует о совмещении Департаментом функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2024 N 88а-3604/2024 (УИД 50RS0029-01-2023-000685-25)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
Обстоятельства: Испрашиваемый к перераспределению земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, примыкающий к земельному участку истицы, использовался ею, на нем высажены деревья, кустарники, удобрена почва, проводились работы по выращиванию сельскохозяйственной продукции в личных целях, земельный участок огорожен.
Решение: Удовлетворено.Отменяя судебный акт первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10.4.4 Административного регламента, исходил из того, что основания для принятия оспариваемого решения имелись ввиду образования спорного земельного участка с нарушением требований законодательства, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории - генеральному плану СНТ "Дружба", в частности, в случае формирования спорного земельного участка, одна его часть находится в пределах СНТ, а другая - за территорией СНТ. При этом каких-либо документов о внесении изменений в генеральный план СНТ "Дружба" в части изменения границ в месте формирования спорного земельного участка не вносилось. Принятие общим собранием членов СНТ "Дружба" решения о согласовании перераспределения земельного участка М. с землями неразграниченной государственной собственности само по себе не свидетельствует об изменении генерального плана СНТ и не опровергает вышеприведенные выводы.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
Обстоятельства: Испрашиваемый к перераспределению земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, примыкающий к земельному участку истицы, использовался ею, на нем высажены деревья, кустарники, удобрена почва, проводились работы по выращиванию сельскохозяйственной продукции в личных целях, земельный участок огорожен.
Решение: Удовлетворено.Отменяя судебный акт первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10.4.4 Административного регламента, исходил из того, что основания для принятия оспариваемого решения имелись ввиду образования спорного земельного участка с нарушением требований законодательства, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории - генеральному плану СНТ "Дружба", в частности, в случае формирования спорного земельного участка, одна его часть находится в пределах СНТ, а другая - за территорией СНТ. При этом каких-либо документов о внесении изменений в генеральный план СНТ "Дружба" в части изменения границ в месте формирования спорного земельного участка не вносилось. Принятие общим собранием членов СНТ "Дружба" решения о согласовании перераспределения земельного участка М. с землями неразграниченной государственной собственности само по себе не свидетельствует об изменении генерального плана СНТ и не опровергает вышеприведенные выводы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как установить рекламную конструкцию
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите разместить рекламную конструкцию на земельном участке, здании или иной недвижимости, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо на неразграниченном земельном участке, то согласование проводится в следующем порядке (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе):
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите разместить рекламную конструкцию на земельном участке, здании или иной недвижимости, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо на неразграниченном земельном участке, то согласование проводится в следующем порядке (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе):
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Так, судом было установлено, что в ходе осуществления муниципального контроля над соблюдением земельного законодательства была выявлена самовольная постройка, представляющая собой четырехэтажный объект незавершенного строительства - детскую поликлинику, возводимая на землях, государственная собственность на которые не разграничена, без получения необходимых разрешений и согласований, строительство которой осуществляло Министерство обороны РФ.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Так, судом было установлено, что в ходе осуществления муниципального контроля над соблюдением земельного законодательства была выявлена самовольная постройка, представляющая собой четырехэтажный объект незавершенного строительства - детскую поликлинику, возводимая на землях, государственная собственность на которые не разграничена, без получения необходимых разрешений и согласований, строительство которой осуществляло Министерство обороны РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Из материалов дела следует, что К. является арендатором земельного участка. На указанном земельном участке расположен объект капитального строительства - гараж, принадлежащий на праве собственности К., которая обратилась в администрацию с заявлением о согласовании местоположения границ этого земельного участка, являющегося смежным с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Из материалов дела следует, что К. является арендатором земельного участка. На указанном земельном участке расположен объект капитального строительства - гараж, принадлежащий на праве собственности К., которая обратилась в администрацию с заявлением о согласовании местоположения границ этого земельного участка, являющегося смежным с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды исходили из того, что оспариваемые постановление и договор аренды земельного участка не нарушают прав общества, поскольку факт наложения земельного участка из земель государственной неразграниченной собственности на земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, не нашел своего подтверждения, так как границы земельного участка, принадлежащего заявителю, в установленном законом порядке не установлены и не внесены в кадастр, доказательств составления межевого плана в установленном законом порядке и согласования его со всеми смежными землепользователями (или невозможности согласования) в материалы дела не представлено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды исходили из того, что оспариваемые постановление и договор аренды земельного участка не нарушают прав общества, поскольку факт наложения земельного участка из земель государственной неразграниченной собственности на земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, не нашел своего подтверждения, так как границы земельного участка, принадлежащего заявителю, в установленном законом порядке не установлены и не внесены в кадастр, доказательств составления межевого плана в установленном законом порядке и согласования его со всеми смежными землепользователями (или невозможности согласования) в материалы дела не представлено.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1) после 11 августа 2017 г. в соответствии со ст. 3.5 Закона о введении ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1) после 11 августа 2017 г. в соответствии со ст. 3.5 Закона о введении ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Новизной подходов и спецификой правового регулирования в части снятия плодородного слоя почвы отличается Порядок проведения компенсационного озеленения, снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы на территории городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики <19>. Данным актом, в частности, предусмотрено регулирование отношений по проведению земляных работ на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа Нальчик. Порядком определена необходимость разработки проекта снятия плодородного слоя почвы как документа, на основании которого производится снятие плодородного слоя почвы. Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" местной администрации уполномочено рассмотреть такой проект и согласовать снятие плодородного слоя почвы путем принятия соответствующего решения.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Новизной подходов и спецификой правового регулирования в части снятия плодородного слоя почвы отличается Порядок проведения компенсационного озеленения, снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы на территории городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики <19>. Данным актом, в частности, предусмотрено регулирование отношений по проведению земляных работ на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа Нальчик. Порядком определена необходимость разработки проекта снятия плодородного слоя почвы как документа, на основании которого производится снятие плодородного слоя почвы. Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" местной администрации уполномочено рассмотреть такой проект и согласовать снятие плодородного слоя почвы путем принятия соответствующего решения.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 3 данного Федерального закона включение в границы территории инновационного научно-технологического центра земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, допускается по согласованию с субъектом РФ или муниципальным образованием. При этом не допускается включение в границы территории инновационного научно-технологического центра земельных участков, находящихся в частной собственности, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных юридическим и (или) физическим лицам, за исключением инициатора проекта, фонда или управляющей компании. В ст. 5 установлено, что земельные участки, находящиеся в границах территории инновационного научно-технологического центра, могут принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию, фонду на праве собственности или праве аренды, управляющей компании - на праве аренды.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 3 данного Федерального закона включение в границы территории инновационного научно-технологического центра земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, допускается по согласованию с субъектом РФ или муниципальным образованием. При этом не допускается включение в границы территории инновационного научно-технологического центра земельных участков, находящихся в частной собственности, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных юридическим и (или) физическим лицам, за исключением инициатора проекта, фонда или управляющей компании. В ст. 5 установлено, что земельные участки, находящиеся в границах территории инновационного научно-технологического центра, могут принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию, фонду на праве собственности или праве аренды, управляющей компании - на праве аренды.
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Согласно п. 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы <7> Департамент принимает решения о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории города Москвы, государственная собственность на который не разграничена, в том числе при образовании земельных участков в территориальной зоне сохраняемого землепользования (зона Ф) по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Согласно п. 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы <7> Департамент принимает решения о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории города Москвы, государственная собственность на который не разграничена, в том числе при образовании земельных участков в территориальной зоне сохраняемого землепользования (зона Ф) по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка), а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка), а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)дождитесь кадастрового учета и регистрации публичной собственности на участок, за исключением случаев образования участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)дождитесь кадастрового учета и регистрации публичной собственности на участок, за исключением случаев образования участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> За исключением случаев образования земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> За исключением случаев образования земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.