Согласование публичного мероприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование публичного мероприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин (Должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение им как организатором публичного мероприятия порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин (Должностное лицо) до согласования проведения публичного мероприятия разместил в сети Интернет оповещение об условиях его проведения (месте, времени, цели и т.п.), что не нарушает порядок проведения публичного мероприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин (Должностное лицо) до согласования проведения публичного мероприятия разместил в сети Интернет оповещение об условиях его проведения (месте, времени, цели и т.п.), что не нарушает порядок проведения публичного мероприятия
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" КоАП РФ"Как усматривается из представленных материалов, Л. будучи участником публичного мероприятия в форме митинга, совершила нарушение установленного порядка его проведения, а именно: она, 24 сентября 2022 года в 17 часов 00 минут по адресу: город Москва <адрес> нарушила установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в форме митинга, а именно: находясь в группе граждан в количестве 200 человек и будучи осведомленной об отсутствии согласования на проведение данного публичного мероприятия, добровольно приняла участие в несогласованном с органами исполнительной власти в лице Правительства города Москвы публичном мероприятии в форме митинга, проходившего по центральной части города, в ходе которого выкрикивала различные лозунги, привлекая внимание граждан и средства массовой информации, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои действия, не реагировала, то есть совершила правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особые мнения о свободе мирных собраний
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)5. Особое мнение о порядке согласования
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)5. Особое мнение о порядке согласования
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"2.1. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"2.1. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Относительно наличия по делу законной цели Суд, сославшись на постановление по делу "Эльвира Дмитриева против Российской Федерации", отметил следующее: "... цель правил, регулирующих публичные мероприятия, и в частности, процедуры уведомления и утверждения, состоит в том, чтобы позволить органам власти принять все необходимые меры для обеспечения безопасности как присутствующих на публичном мероприятии, так и других лиц... В свою очередь, запрет на проведение кампании за участие до согласования публичного мероприятия с компетентными органами направлено на то, чтобы граждане не были введены в заблуждение призывами на участие в публичном мероприятии, место и время проведения которого еще окончательно не определены... Учитывая, что и порядок уведомления о публичных мероприятиях, и запрет на проведение кампании за участие до того, как процедура успешно завершена, очевидно направлены на защиту прав других лиц, Суд допускает, что такие процедуры и правила... преследуют законную цель защиты прав других лиц" (пункт 28 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Относительно наличия по делу законной цели Суд, сославшись на постановление по делу "Эльвира Дмитриева против Российской Федерации", отметил следующее: "... цель правил, регулирующих публичные мероприятия, и в частности, процедуры уведомления и утверждения, состоит в том, чтобы позволить органам власти принять все необходимые меры для обеспечения безопасности как присутствующих на публичном мероприятии, так и других лиц... В свою очередь, запрет на проведение кампании за участие до согласования публичного мероприятия с компетентными органами направлено на то, чтобы граждане не были введены в заблуждение призывами на участие в публичном мероприятии, место и время проведения которого еще окончательно не определены... Учитывая, что и порядок уведомления о публичных мероприятиях, и запрет на проведение кампании за участие до того, как процедура успешно завершена, очевидно направлены на защиту прав других лиц, Суд допускает, что такие процедуры и правила... преследуют законную цель защиты прав других лиц" (пункт 28 постановления).
Статья: Спойлерство как частный случай злоупотребления полномочиями
(Блохин П.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Перед Конституционным Судом РФ неоднократно ставилась проблема отказа в согласовании публичного мероприятия в связи с тем, что в указанном месте на ту же дату ранее согласовано проведение другого публичного мероприятия. Как следовало из материалов такого обращения <18>, уведомление одного из заявителей о проведении митинга антикоррупционной направленности на центральной городской площади было зарегистрировано в местной администрации в 08:33 по местному времени, однако впоследствии выяснилось, что еще в 08:31 того же дня было подано уведомление о проведении иного мероприятия; также спустя несколько дней после того, как по данному основанию одному из заявителей отказали в согласовании митинга, было согласовано иное мероприятие в том же месте и в указанное им время.
(Блохин П.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Перед Конституционным Судом РФ неоднократно ставилась проблема отказа в согласовании публичного мероприятия в связи с тем, что в указанном месте на ту же дату ранее согласовано проведение другого публичного мероприятия. Как следовало из материалов такого обращения <18>, уведомление одного из заявителей о проведении митинга антикоррупционной направленности на центральной городской площади было зарегистрировано в местной администрации в 08:33 по местному времени, однако впоследствии выяснилось, что еще в 08:31 того же дня было подано уведомление о проведении иного мероприятия; также спустя несколько дней после того, как по данному основанию одному из заявителей отказали в согласовании митинга, было согласовано иное мероприятие в том же месте и в указанное им время.
Статья: Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия: особенности конструкции преюдициального состава
(Баранова С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 7)<2> Раченкова О.Н. Согласование проведения публичного мероприятия: уведомительный или разрешительный характер? // Юридический мир. 2018. N 5. С. 59.
(Баранова С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 7)<2> Раченкова О.Н. Согласование проведения публичного мероприятия: уведомительный или разрешительный характер? // Юридический мир. 2018. N 5. С. 59.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В отношении иных дел судебная практика допускает возможность применения примирительных процедур. Это дела об оспаривании действий (бездействия) и решений публичного субъекта, об оспаривании кадастровой стоимости, о взыскании обязательных платежей и санкций, дела, связанные с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами, дела об оспаривании предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях <1>, за исключением оспаривания отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)В отношении иных дел судебная практика допускает возможность применения примирительных процедур. Это дела об оспаривании действий (бездействия) и решений публичного субъекта, об оспаривании кадастровой стоимости, о взыскании обязательных платежей и санкций, дела, связанные с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами, дела об оспаривании предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях <1>, за исключением оспаривания отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия.
Статья: Феномен спойлерства и значение цели в публичном праве
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 5)Перед КС РФ неоднократно ставилась проблема отказа в согласовании публичного мероприятия в связи с тем, что ранее согласовано проведение другого публичного мероприятия в указанном месте в то же время. Как следовало из материалов одного обращения, уведомление заявителя о проведении митинга антикоррупционной направленности на центральной городской площади было зарегистрировано в местной администрации в 08.33. Однако впоследствии выяснилось, что еще в 08.31 того же дня было подано уведомление о проведении другого мероприятия. Тем не менее спустя несколько дней иному лицу все же согласовали публичную акцию в том же месте и в указанное время.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 5)Перед КС РФ неоднократно ставилась проблема отказа в согласовании публичного мероприятия в связи с тем, что ранее согласовано проведение другого публичного мероприятия в указанном месте в то же время. Как следовало из материалов одного обращения, уведомление заявителя о проведении митинга антикоррупционной направленности на центральной городской площади было зарегистрировано в местной администрации в 08.33. Однако впоследствии выяснилось, что еще в 08.31 того же дня было подано уведомление о проведении другого мероприятия. Тем не менее спустя несколько дней иному лицу все же согласовали публичную акцию в том же месте и в указанное время.
Статья: Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Таким образом, согласование органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления проведения публичного мероприятия предполагает в любом случае создание таким органом условий, которые позволили бы организатору мероприятия достигнуть своей цели. Соответствующая процедура ориентирована на поддержание взаимной коммуникативной связи общества и государства, достижение согласия между ними по конкретным вопросам, касающимся готовящегося публичного мероприятия. Необоснованный отказ или уклонение органа власти от согласования проведения публичного мероприятия могут быть оспорены в суде общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства. С учетом сказанного, по логике Конституционного Суда РФ, отсутствуют конституционные основания для того, чтобы характеризовать действующий порядок проведения публичных мероприятий как разрешительный.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Таким образом, согласование органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления проведения публичного мероприятия предполагает в любом случае создание таким органом условий, которые позволили бы организатору мероприятия достигнуть своей цели. Соответствующая процедура ориентирована на поддержание взаимной коммуникативной связи общества и государства, достижение согласия между ними по конкретным вопросам, касающимся готовящегося публичного мероприятия. Необоснованный отказ или уклонение органа власти от согласования проведения публичного мероприятия могут быть оспорены в суде общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства. С учетом сказанного, по логике Конституционного Суда РФ, отсутствуют конституционные основания для того, чтобы характеризовать действующий порядок проведения публичных мероприятий как разрешительный.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 4 комментируемой статьи).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 4 комментируемой статьи).
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституция Российской Федерации гарантирует право собираться мирно и без оружия. Однако это право требует надлежащей законодательной регламентации, которая с учетом потенциальной конфликтности особенно массовых публичных мероприятий гарантирует баланс частных и публичных интересов. Этого баланса позволяет достичь процедура предварительного согласования публичного мероприятия, которая направлена на обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности. В частности, указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия предполагаемой численности его участников позволяет органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению нарушений общественного порядка и обеспечению защиты участников публичных мероприятий и иных лиц, в них не участвующих.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституция Российской Федерации гарантирует право собираться мирно и без оружия. Однако это право требует надлежащей законодательной регламентации, которая с учетом потенциальной конфликтности особенно массовых публичных мероприятий гарантирует баланс частных и публичных интересов. Этого баланса позволяет достичь процедура предварительного согласования публичного мероприятия, которая направлена на обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности. В частности, указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия предполагаемой численности его участников позволяет органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению нарушений общественного порядка и обеспечению защиты участников публичных мероприятий и иных лиц, в них не участвующих.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Данные законодательные требования конкретизируются в сложившейся практике применительно к возможности заключения соглашений по отдельным категориям административных дел, а также в отношении допустимости конкретных договоренностей публично-правового характера. В частности, Верховный Суд РФ разъяснял, что заключение соглашения о примирении не допускается в административных делах об оспаривании отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия <1>. Напротив, суд вправе утверждать соглашения о примирении по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости <2>. Суд вправе утвердить соглашение о примирении, если нарушения закона не являются грубыми, не связаны с осуществлением террористической или экстремистской деятельности и могут быть устранены в установленном законом порядке по делам, связанным с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами <3>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Данные законодательные требования конкретизируются в сложившейся практике применительно к возможности заключения соглашений по отдельным категориям административных дел, а также в отношении допустимости конкретных договоренностей публично-правового характера. В частности, Верховный Суд РФ разъяснял, что заключение соглашения о примирении не допускается в административных делах об оспаривании отказа органа публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия <1>. Напротив, суд вправе утверждать соглашения о примирении по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости <2>. Суд вправе утвердить соглашение о примирении, если нарушения закона не являются грубыми, не связаны с осуществлением террористической или экстремистской деятельности и могут быть устранены в установленном законом порядке по делам, связанным с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами <3>.
Статья: Публичные общественные мероприятия как форма осуществления публичной власти гражданским обществом
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Все публичные мероприятия берут начало в праве мирных собраний (ст. 31 Конституции Российской Федерации). Провозглашение в Основном Законе определенного права или свободы имеет большое значение. Но не менее важны нормативная детализация прав и свобод в актах меньшей юридической силы, а также правоприменительная практика. Ключевой аспект процедурной детализации и правоприменения в отношении свободы собраний - согласование публичных мероприятий.
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Все публичные мероприятия берут начало в праве мирных собраний (ст. 31 Конституции Российской Федерации). Провозглашение в Основном Законе определенного права или свободы имеет большое значение. Но не менее важны нормативная детализация прав и свобод в актах меньшей юридической силы, а также правоприменительная практика. Ключевой аспект процедурной детализации и правоприменения в отношении свободы собраний - согласование публичных мероприятий.
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)В статье рассматривается вопрос о критериях допустимости мирового соглашения (соглашения о примирении) в публично-правовых спорах, рассматриваемых по правилам КАС РФ и разд. III АПК РФ. В первой части статьи автор исследует эволюцию и современное состояние законодательного регулирования данного вопроса. Отмечается, что точный текст процессуальных Кодексов дает основания исходить из существования двух разных режимов допустимости мирового соглашения - общеразрешительного по КАС РФ (соглашение возможно, если это не противоречит закону или существу правоотношения) и общезапретительного по АПК РФ (соглашение возможно, только если имеется прямое дозволение закона). Отвергая указанный подход, автор выдвигает тезис о существовании единого критерия допустимости мирового соглашения в любых спорах из публично-правовых отношений. Этим критерием, по мнению автора, является наличие у административного органа дискреционных материальных и (или) процедурных (дискреционных) полномочий в спорном публичном правоотношении. Выдвинутый тезис доказывается с привлечением комментария правовых позиций высших судебных инстанций о допустимости мировых соглашений (соглашений о примирении) в налоговых спорах, делах о пересмотре кадастровой стоимости, делах о согласовании публичных мероприятий.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)В статье рассматривается вопрос о критериях допустимости мирового соглашения (соглашения о примирении) в публично-правовых спорах, рассматриваемых по правилам КАС РФ и разд. III АПК РФ. В первой части статьи автор исследует эволюцию и современное состояние законодательного регулирования данного вопроса. Отмечается, что точный текст процессуальных Кодексов дает основания исходить из существования двух разных режимов допустимости мирового соглашения - общеразрешительного по КАС РФ (соглашение возможно, если это не противоречит закону или существу правоотношения) и общезапретительного по АПК РФ (соглашение возможно, только если имеется прямое дозволение закона). Отвергая указанный подход, автор выдвигает тезис о существовании единого критерия допустимости мирового соглашения в любых спорах из публично-правовых отношений. Этим критерием, по мнению автора, является наличие у административного органа дискреционных материальных и (или) процедурных (дискреционных) полномочий в спорном публичном правоотношении. Выдвинутый тезис доказывается с привлечением комментария правовых позиций высших судебных инстанций о допустимости мировых соглашений (соглашений о примирении) в налоговых спорах, делах о пересмотре кадастровой стоимости, делах о согласовании публичных мероприятий.