Согласование переустройства жилого помещения
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование переустройства жилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
(ред. от 04.11.2025)1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
<Письмо> Минстроя России от 03.03.2020 N 6370-ОГ/04
<О порядке переустройства, перепланировке жилых помещений>Переустройство либо перепланировка жилых помещений осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения.
<О порядке переустройства, перепланировке жилых помещений>Переустройство либо перепланировка жилых помещений осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии с требованиями ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (см. комментарий к ней) согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии с требованиями ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (см. комментарий к ней) согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Тем не менее Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ <1>, вступившим в силу с 08.01.2019, внесены изменения в ЖК РФ, устанавливающие единый порядок регулирования переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (пп. 7 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). Теперь к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (ст. 14 ЖК РФ) прямо относятся согласование переустройства и перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме (пп. 7 п. 1 ст. 14 ЖК РФ), также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме (пп. 9.1 п. 1 ст. 14 ЖК РФ). Таким образом, собственники жилых и нежилых помещений обязаны согласовывать проведение переустройства и (или) перепланировки таких помещений с органами местного самоуправления (п. п. 1 и 2 ст. 26 ЖК РФ), получать согласие общего собрания на перепланировку и (или) переустройство помещения, если при этом затрагивается общее имущество МКД (пп. 3 п. 2 ст. 26 ЖК РФ), и подтверждать завершение работ актом приемочной комиссии (п. 1 ст. 28 ЖК РФ). Кроме того, собственники помещений в МКД несут ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировку (ст. 29 ЖК РФ), вплоть до продажи помещения с публичных торгов <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Тем не менее Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ <1>, вступившим в силу с 08.01.2019, внесены изменения в ЖК РФ, устанавливающие единый порядок регулирования переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (пп. 7 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). Теперь к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (ст. 14 ЖК РФ) прямо относятся согласование переустройства и перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме (пп. 7 п. 1 ст. 14 ЖК РФ), также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме (пп. 9.1 п. 1 ст. 14 ЖК РФ). Таким образом, собственники жилых и нежилых помещений обязаны согласовывать проведение переустройства и (или) перепланировки таких помещений с органами местного самоуправления (п. п. 1 и 2 ст. 26 ЖК РФ), получать согласие общего собрания на перепланировку и (или) переустройство помещения, если при этом затрагивается общее имущество МКД (пп. 3 п. 2 ст. 26 ЖК РФ), и подтверждать завершение работ актом приемочной комиссии (п. 1 ст. 28 ЖК РФ). Кроме того, собственники помещений в МКД несут ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировку (ст. 29 ЖК РФ), вплоть до продажи помещения с публичных торгов <2>.
Ситуация: Каков порядок установки (подключения) или замены плиты в квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Замена газовой плиты на электрическую является переустройством жилого помещения и возможна по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 1.7, 1.7.1 Правил N 170).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Замена газовой плиты на электрическую является переустройством жилого помещения и возможна по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 1.7, 1.7.1 Правил N 170).
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Так, в Алтайском крае прокурорами оспорено более 600 административных регламентов муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, на перевод жилого помещения в нежилое, по согласованию переустройства или перепланировки жилых помещений, по утверждению градостроительных планов земельных участков или схем размещения земельных участков. Указанные нормативные правовые акты предусматривали более длительные сроки предоставления услуг, чем установленные градостроительным законодательством, исключали возможность выдачи документов в электронной форме <18>.
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Так, в Алтайском крае прокурорами оспорено более 600 административных регламентов муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, на перевод жилого помещения в нежилое, по согласованию переустройства или перепланировки жилых помещений, по утверждению градостроительных планов земельных участков или схем размещения земельных участков. Указанные нормативные правовые акты предусматривали более длительные сроки предоставления услуг, чем установленные градостроительным законодательством, исключали возможность выдачи документов в электронной форме <18>.
Статья: Обновлены правила перевода помещений из жилого в нежилое и наоборот
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или осуществляющие согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения (подписания) акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, обязаны направить в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в орган регистрации прав заявление об осуществлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на перепланированное помещение (перепланированные помещения) с приложением к такому заявлению акта приемочной комиссии, технического плана перепланированных помещений и решения (документа, подтверждающего принятие решения) о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решения (документа, подтверждающего принятие решения) о согласовании перепланировки помещений в многоквартирном доме, включая сведения об уплате заявителем государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае образования в результате перепланировки помещения новых помещений. В случае возврата прилагаемых к такому заявлению документов, приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по предусмотренным основаниям, органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, запрашивают документы, необходимые для устранения причин возврата документов без рассмотрения или приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе запрашивают у заявителя (уполномоченного им лица) технический план переводимого и (или) перепланируемого помещения для представления в орган регистрации прав.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или осуществляющие согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты утверждения (подписания) акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, в том числе в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, обязаны направить в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в орган регистрации прав заявление об осуществлении государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на перепланированное помещение (перепланированные помещения) с приложением к такому заявлению акта приемочной комиссии, технического плана перепланированных помещений и решения (документа, подтверждающего принятие решения) о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение либо решения (документа, подтверждающего принятие решения) о согласовании перепланировки помещений в многоквартирном доме, включая сведения об уплате заявителем государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае образования в результате перепланировки помещения новых помещений. В случае возврата прилагаемых к такому заявлению документов, приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по предусмотренным основаниям, органы местного самоуправления, осуществляющие перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение или согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, запрашивают документы, необходимые для устранения причин возврата документов без рассмотрения или приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе запрашивают у заявителя (уполномоченного им лица) технический план переводимого и (или) перепланируемого помещения для представления в орган регистрации прав.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В решении по данному делу отмечается, что "администрация г. Владивостока фактически представляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки (демонтаж системы горячего водоснабжения в квартире) могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью", поэтому администрация "обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию". При этом суд ссылался на ст. 14 ЖК РФ, из содержания которой следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений, осуществлению муниципального жилищного контроля. Суд указал, что контрольный орган городской администрации "вправе организовывать и проводить проверки по заявлениям, в которых имеются сведения о произведенных самовольных переустройствах и (или) перепланировках жилых помещений, расположенных на территории города Владивостока, поскольку только посредством проведения проверок и осмотров можно оценить состояние соответствующего жилого помещения" <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В решении по данному делу отмечается, что "администрация г. Владивостока фактически представляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки (демонтаж системы горячего водоснабжения в квартире) могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью", поэтому администрация "обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию". При этом суд ссылался на ст. 14 ЖК РФ, из содержания которой следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений, осуществлению муниципального жилищного контроля. Суд указал, что контрольный орган городской администрации "вправе организовывать и проводить проверки по заявлениям, в которых имеются сведения о произведенных самовольных переустройствах и (или) перепланировках жилых помещений, расположенных на территории города Владивостока, поскольку только посредством проведения проверок и осмотров можно оценить состояние соответствующего жилого помещения" <1>.
Ситуация: Можно ли реконструировать жилое помещение в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К реконструкции относятся проводимые в жилом помещении работы, в результате которых изменяются параметры многоквартирного дома. Для проведения таких работ необходимо разрешение на строительство. В остальных случаях осуществляется согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К реконструкции относятся проводимые в жилом помещении работы, в результате которых изменяются параметры многоквартирного дома. Для проведения таких работ необходимо разрешение на строительство. В остальных случаях осуществляется согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Ситуация: Нужно ли получать разрешение на остекление лоджии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе установление порядка получения соответствующего разрешения, принятого в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки, относится к компетенции органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) (п. п. 7, 9.1 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 14, ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе установление порядка получения соответствующего разрешения, принятого в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки, относится к компетенции органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) (п. п. 7, 9.1 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 14, ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)<8> Надо сказать, что отдельные такие акты с инкорпорированными в компетенцию органов местного самоуправления государственными полномочиями сохранились до сих пор: регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 303 Трудового кодекса Российской Федерации); перевод жилых помещений в нежилые, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации); обеспечение социальных прав переселенцев (п. 4 ст. 5, ст. 7, п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"); и др. См.: СПС "КонсультантПлюс".
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)<8> Надо сказать, что отдельные такие акты с инкорпорированными в компетенцию органов местного самоуправления государственными полномочиями сохранились до сих пор: регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 303 Трудового кодекса Российской Федерации); перевод жилых помещений в нежилые, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации); обеспечение социальных прав переселенцев (п. 4 ст. 5, ст. 7, п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"); и др. См.: СПС "КонсультантПлюс".