Согласие на обработку персональных данных 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие на обработку персональных данных 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности установлены Законом N 44-ФЗ для заключения контракта с физическим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Все остальные контракты вносите в реестр на общих основаниях. Для направления в реестр информации о физических лицах вам не требуется получать согласие на обработку их персональных данных, поскольку раскрытие этих сведений предусмотрено законом (ч. 5 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минэкономразвития России от 23.04.2015 N Д28и-1066).
(КонсультантПлюс, 2025)Все остальные контракты вносите в реестр на общих основаниях. Для направления в реестр информации о физических лицах вам не требуется получать согласие на обработку их персональных данных, поскольку раскрытие этих сведений предусмотрено законом (ч. 5 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минэкономразвития России от 23.04.2015 N Д28и-1066).
Вопрос: Вправе ли заказчик в документации о проведении электронного аукциона установить требование о предоставлении участником закупки в составе вторых частей заявок согласия на обработку персональных данных?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 10)Ответ: Положениями ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень информации и документов, которые могут быть затребованы заказчиком в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, и "согласие на обработку персональных данных" среди них отсутствует. При этом ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ также установлено, что требовать от участников закупки представления документов и информации, не предусмотренных ч. 3, 3.1 и 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, запрещено. Таким образом, данное требование заказчика является неправомерным.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 10)Ответ: Положениями ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень информации и документов, которые могут быть затребованы заказчиком в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, и "согласие на обработку персональных данных" среди них отсутствует. При этом ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ также установлено, что требовать от участников закупки представления документов и информации, не предусмотренных ч. 3, 3.1 и 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, запрещено. Таким образом, данное требование заказчика является неправомерным.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, содержащихся в информации и документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не требуется при обработке персональных данных в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, содержащихся в информации и документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не требуется при обработке персональных данных в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Решение Ставропольского УФАС России от 19.03.2024 по делу N 026/10/104-556/2024
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Письмом от 18.05.2022 N 01-08/115-1387 Заказчик сообщил Поставщику о том, что в соответствии с п. 13.1 Контракта ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Контракту без письменного согласия на то другой стороны. На этом основании Заказчик не дал согласия Исполнителю на передачу прав и обязанностей по Контракту.
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Письмом от 18.05.2022 N 01-08/115-1387 Заказчик сообщил Поставщику о том, что в соответствии с п. 13.1 Контракта ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Контракту без письменного согласия на то другой стороны. На этом основании Заказчик не дал согласия Исполнителю на передачу прав и обязанностей по Контракту.
Статья: Правовые проблемы обработки персональных данных в государственных информационных системах
(Чаннов С.Е.)
("Информационное право", 2018, N 2)Характерно, что некоторые законодательные акты с целью предупреждения возникновения подобных ситуаций содержат нормы, указывающие, что согласие субъекта персональных данных на их обработку для размещения в информационных системах не требуется (см., например, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Такой подход, хотя формально-юридически в полной мере решает обозначенную выше проблему, все же, с нашей точки зрения, подходит не для всех ситуаций размещения персональных данных в информационных системах. При повсеместном использовании он просто выхолостит нормы Федерального закона "О персональных данных" о получении согласия субъектов персональных данных на их обработку. Характерно, кстати, что ч. 4 ст. 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в первоначальной своей редакции также устанавливала, что размещение информации в информационных системах в сфере образования осуществляется без согласия субъектов на обработку персональных данных, однако Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ эти положения были исключены. Такие изменения, на наш взгляд, говорят о сознательном желании государства предоставить гражданам возможность не размещать их персональные данные в информационных системах. Однако такая возможность должна быть и обеспечена возможностью реализации гражданами своих конституционных прав при отсутствии согласия на размещение персональных данных в информационных системах в полном объеме и без какого-либо ущемления.
(Чаннов С.Е.)
("Информационное право", 2018, N 2)Характерно, что некоторые законодательные акты с целью предупреждения возникновения подобных ситуаций содержат нормы, указывающие, что согласие субъекта персональных данных на их обработку для размещения в информационных системах не требуется (см., например, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Такой подход, хотя формально-юридически в полной мере решает обозначенную выше проблему, все же, с нашей точки зрения, подходит не для всех ситуаций размещения персональных данных в информационных системах. При повсеместном использовании он просто выхолостит нормы Федерального закона "О персональных данных" о получении согласия субъектов персональных данных на их обработку. Характерно, кстати, что ч. 4 ст. 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в первоначальной своей редакции также устанавливала, что размещение информации в информационных системах в сфере образования осуществляется без согласия субъектов на обработку персональных данных, однако Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ эти положения были исключены. Такие изменения, на наш взгляд, говорят о сознательном желании государства предоставить гражданам возможность не размещать их персональные данные в информационных системах. Однако такая возможность должна быть и обеспечена возможностью реализации гражданами своих конституционных прав при отсутствии согласия на размещение персональных данных в информационных системах в полном объеме и без какого-либо ущемления.
Вопрос: О размещении в ЕИС реестра контрактов, содержащего персональные данные поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Письмо Минэкономразвития России от 23.04.2015 N Д28и-1066)В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом, которым, в частности, является Закон N 44-ФЗ.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.04.2015 N Д28и-1066)В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом, которым, в частности, является Закон N 44-ФЗ.
Вопрос: О размещении на официальном сайте www.zakupki.gov.ru реестра контрактов, содержащего персональные данные - Ф.И.О., место жительства физлица, ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку, а также о возможности удаления персональных данных, размещенных на официальном сайте.
(Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-980)Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и представление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом, одним из которых является Закон N 44-ФЗ.
(Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-980)Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и представление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом, одним из которых является Закон N 44-ФЗ.
Вопрос: О внесении в реестр контрактов персональных данных поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Письмо Минэкономразвития России от 27.05.2016 N ОГ-Д28-6778)Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и представление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, одним из которых является Закон N 44-ФЗ. Информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, вносится в реестр контрактов в полном объеме, и согласие субъекта в указанном случае не требуется.
(Письмо Минэкономразвития России от 27.05.2016 N ОГ-Д28-6778)Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и представление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, одним из которых является Закон N 44-ФЗ. Информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, вносится в реестр контрактов в полном объеме, и согласие субъекта в указанном случае не требуется.
Статья: О персональных данных работников участника закупки
(Гурин О.Ю., Романенко А.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 7)Правовая оценка антимонопольного органа: установленные заказчиком требования не противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Заказчику необходимо знать, какое лицо будет управлять транспортным средством от имени участника закупки, с которым будет заключен контракт, а предоставление и обработка персональных данных водителя без его согласия положениями Закона N 152-ФЗ не допускается <16>.
(Гурин О.Ю., Романенко А.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 7)Правовая оценка антимонопольного органа: установленные заказчиком требования не противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Заказчику необходимо знать, какое лицо будет управлять транспортным средством от имени участника закупки, с которым будет заключен контракт, а предоставление и обработка персональных данных водителя без его согласия положениями Закона N 152-ФЗ не допускается <16>.
"Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы IV Международной конференции (10 июня 2016 г., МГУ имени М.В. Ломоносова)"
("Юстицинформ", 2016)Несмотря на наличие обязанностей субъектов контроля, предусмотренных нормой ч. 28 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, сделать однозначный вывод о наличии обязанности представлять именно персональные данные по запросу органа федеральной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, не представляется возможным. Наоборот, содержание указанной нормы прямо свидетельствует об отсутствии такой обязанности. Действующим законодательством не установлено право контрольного органа в сфере закупок требовать сведения о персональных данных субъектов контроля и тем более получать персональные данные без прямого согласия субъекта обработки персональных данных.
("Юстицинформ", 2016)Несмотря на наличие обязанностей субъектов контроля, предусмотренных нормой ч. 28 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, сделать однозначный вывод о наличии обязанности представлять именно персональные данные по запросу органа федеральной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, не представляется возможным. Наоборот, содержание указанной нормы прямо свидетельствует об отсутствии такой обязанности. Действующим законодательством не установлено право контрольного органа в сфере закупок требовать сведения о персональных данных субъектов контроля и тем более получать персональные данные без прямого согласия субъекта обработки персональных данных.
Вопрос: О приложении информации, подтверждающей квалификацию участника закупки, к протоколу рассмотрения заявок (единственной заявки) участников конкурса и указании персональных данных третьих лиц при опубликовании протоколов.
(Письмо Минэкономразвития России от 22.10.2015 N Д28и-3208)В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных таким законом. Исходя из положений части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и представление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
(Письмо Минэкономразвития России от 22.10.2015 N Д28и-3208)В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных таким законом. Исходя из положений части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных, в том числе их распространение и представление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.