Соглашение об осуществлении сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение об осуществлении сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Преддоговорные споры и заключение договора в обязательном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)...Судебная коллегия считает, что у судов не было оснований для отказа обществу "В" в иске об обязании ответчика заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута и об определении условий данного соглашения... поэтому обжалуемые судебные акты как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для разрешения спора о заключении указанного соглашения и определения его условий..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Судебная коллегия считает, что у судов не было оснований для отказа обществу "В" в иске об обязании ответчика заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута и об определении условий данного соглашения... поэтому обжалуемые судебные акты как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для разрешения спора о заключении указанного соглашения и определения его условий..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)5.3. Как составить соглашение об осуществлении публичного сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)5.3. Как составить соглашение об осуществлении публичного сервитута
Статья: Рекомендация Р-161/2024 "Сервитут"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Согласно п. 2 ст. 41 Земельного кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 Земельного кодекса РФ, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Согласно п. 2 ст. 41 Земельного кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 Земельного кодекса РФ, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
(ред. от 04.11.2025)2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 8 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 Земельного кодекса.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пунктом 8 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 Земельного кодекса.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)- в случае прохождения трассы по иным земельным участкам - согласно условиям заключенного соглашения об осуществлении публичного сервитута.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)- в случае прохождения трассы по иным земельным участкам - согласно условиям заключенного соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Статья: О будущем права собственности
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой пример: в соответствии со ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в границах публичного сервитута осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений (п. 3). Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута (п. 4). Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута (п. 9). Как видим, право собственности обладателя публичного сервитута на объекты, возведенные им на чужом участке, тоже "заражено срочностью".
(Рыбалов А.О.)
("Закон", 2023, N 7)Другой пример: в соответствии со ст. 39.50 ЗК РФ обладатель публичного сервитута вправе в границах публичного сервитута осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений (п. 3). Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута (п. 4). Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута (п. 9). Как видим, право собственности обладателя публичного сервитута на объекты, возведенные им на чужом участке, тоже "заражено срочностью".
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20. В п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, на который сделана ссылка в ч. 20 комментируемой статьи, говорится о таком основании государственного кадастрового учета, который осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, как кадастровый учет в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. Если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка, то орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20. В п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, на который сделана ссылка в ч. 20 комментируемой статьи, говорится о таком основании государственного кадастрового учета, который осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, как кадастровый учет в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. Если на основании соглашения об установлении сервитута не осуществлена государственная регистрация сервитута в отношении такого земельного участка, то орган регистрации прав по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка, указанной в п. 11 ч. 5 ст. 14 комментируемого Федерального закона, снимает с государственного кадастрового учета такую часть земельного участка.
Ситуация: Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе о введении ограничений пользования, а также о заключении соглашений об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе о введении ограничений пользования, а также о заключении соглашений об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- проект соглашения об осуществлении публичного сервитута;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- проект соглашения об осуществлении публичного сервитута;
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.