Соглашение о публичном сервитуте
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение о публичном сервитуте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Преддоговорные споры и заключение договора в обязательном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)...Судебная коллегия считает, что у судов не было оснований для отказа обществу "В" в иске об обязании ответчика заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута и об определении условий данного соглашения... поэтому обжалуемые судебные акты как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для разрешения спора о заключении указанного соглашения и определения его условий..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Судебная коллегия считает, что у судов не было оснований для отказа обществу "В" в иске об обязании ответчика заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута и об определении условий данного соглашения... поэтому обжалуемые судебные акты как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для разрешения спора о заключении указанного соглашения и определения его условий..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 276 "Прекращение сервитута" ГК РФДоводы общества об истечении срока действия сервитута, что является самостоятельным основанием для регистрации погашения обременения, суд кассационной инстанции считает необоснованными, поскольку, в отличие от публичного сервитута, истечение срока, указанного в гражданско-правовом договоре - Соглашении об установлении сервитута, само по себе не является основанием для погашения регистрационной записи о сервитуте в ЕГРН."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Образец соглашения об осуществлении публичного сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)Образец соглашения об осуществлении публичного сервитута
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Поэтому первое и главное, что дает участие уполномоченного органа в этих отношениях, - это единое властное волеизъявление, заменяющее собой волю множества собственников земельных участков. После принятия решения об установлении публичного сервитута собственники становятся юридически обязанными предоставить доступ к своим земельным участкам. Соглашение с обладателем публичного сервитута, заключаемое после принятия административного решения, определяет уже не факт использования участка, а только детали использования: режим проведения работ, цену и порядок оплаты. Если собственник откажется заключить соглашение, обладатель публичного сервитута вправе приступить к использованию земельного участка при условии, что истек тридцатидневный срок с момента получения правообладателем участка проекта соглашения (ч. 11 ст. 39.47 ЗК РФ). Это лишает недобросовестных собственников возможности диктовать свои условия, затормаживая реализацию всего проекта. Сдерживающие свободы договора юридические требования к определению цены <3> должны создавать гарантии против недобросовестного занижения обладателем публичного сервитута цены использования участка.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Поэтому первое и главное, что дает участие уполномоченного органа в этих отношениях, - это единое властное волеизъявление, заменяющее собой волю множества собственников земельных участков. После принятия решения об установлении публичного сервитута собственники становятся юридически обязанными предоставить доступ к своим земельным участкам. Соглашение с обладателем публичного сервитута, заключаемое после принятия административного решения, определяет уже не факт использования участка, а только детали использования: режим проведения работ, цену и порядок оплаты. Если собственник откажется заключить соглашение, обладатель публичного сервитута вправе приступить к использованию земельного участка при условии, что истек тридцатидневный срок с момента получения правообладателем участка проекта соглашения (ч. 11 ст. 39.47 ЗК РФ). Это лишает недобросовестных собственников возможности диктовать свои условия, затормаживая реализацию всего проекта. Сдерживающие свободы договора юридические требования к определению цены <3> должны создавать гарантии против недобросовестного занижения обладателем публичного сервитута цены использования участка.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Исследователи часто отмечают, что при регулировании инфраструктурных публичных сервитутов законодатель в основном использовал императивный метод. При установлении публичного сервитута для отдельных целей отсутствует свобода выбора контрагента, имеются серьезные ограничения свободы определения условий соглашения об осуществлении публичного сервитута. Также отмечается связанность действий сторон на этапе реализации соглашения об осуществлении публичного сервитута решением компетентного государственного органа <3>.
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Исследователи часто отмечают, что при регулировании инфраструктурных публичных сервитутов законодатель в основном использовал императивный метод. При установлении публичного сервитута для отдельных целей отсутствует свобода выбора контрагента, имеются серьезные ограничения свободы определения условий соглашения об осуществлении публичного сервитута. Также отмечается связанность действий сторон на этапе реализации соглашения об осуществлении публичного сервитута решением компетентного государственного органа <3>.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Если в течение тридцати дней со дня направления правообладателю земельного участка, обремененного публичным сервитутом, соглашения о его осуществлении такое соглашение не подписано, то обладатель публичного сервитута вправе внести плату в депозит нотариуса и приступить к осуществлению соответствующей деятельности, за исключением случаев оспаривания решения об установлении публичного сервитута в судебном порядке.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Если в течение тридцати дней со дня направления правообладателю земельного участка, обремененного публичным сервитутом, соглашения о его осуществлении такое соглашение не подписано, то обладатель публичного сервитута вправе внести плату в депозит нотариуса и приступить к осуществлению соответствующей деятельности, за исключением случаев оспаривания решения об установлении публичного сервитута в судебном порядке.
Ситуация: Как заполняется декларация об объекте недвижимости при оформлении прав на него по дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс), в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута" - указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих или удостоверяющих право лица, от имени которого подается декларация, на земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположен регистрируемый объект недвижимости (например, право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс), в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута" - указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих или удостоверяющих право лица, от имени которого подается декларация, на земельный участок (земельные участки), в границах которого (которых) расположен регистрируемый объект недвижимости (например, право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка).
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)<4> Майборода В.А. Взыскание задолженности по соглашению о публичном сервитуте для отдельных целей // Юрист. 2020. N 6. С. 36 - 40.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)<4> Майборода В.А. Взыскание задолженности по соглашению о публичном сервитуте для отдельных целей // Юрист. 2020. N 6. С. 36 - 40.
Статья: Рекомендация Р-161/2024 "Сервитут"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Согласно п. 2 ст. 41 Земельного кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 Земельного кодекса РФ, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Согласно п. 2 ст. 41 Земельного кодекса РФ права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 Земельного кодекса РФ, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юридическим лицам), определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности [15] и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321 "Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам" (далее - Методические рекомендации). Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков в пункте 6 Методических рекомендаций рекомендуется, в частности, учитывать следующее:
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юридическим лицам), определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности [15] и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 321 "Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам" (далее - Методические рекомендации). Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков в пункте 6 Методических рекомендаций рекомендуется, в частности, учитывать следующее:
Ситуация: Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе о введении ограничений пользования, а также о заключении соглашений об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе о введении ограничений пользования, а также о заключении соглашений об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В некоторых случаях суды <1> делают вывод о том, что обязанность соблюдения режима охранной зоны не сопряжена с необходимостью установления сервитута, поскольку прямо закреплена нормой права. Такой подход представляется спорным, поскольку легитимизирует права на часть земельного участка в границах охранной зоны вне зависимости от законности возведения объекта, в интересах которого установлена зона. В судебной практике <2> встречается и иная, более обоснованная позиция, состоящая в том, что заинтересованному лицу для получения доступа в охранную зону необходимо приобрести в порядке, определенном действующим законодательством, права на соответствующую часть земельного участка. Как следовало из материалов дела, собственник волоконно-оптической линии связи, посчитав себя законным правообладателем части земельного участка в границах охранной зоны, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 <3>, отказал собственнику земельного участка в установлении сервитута, что послужило основанием для предъявления собственником участка иска об устранении препятствий в пользовании участком на основании ст. 304 ГК РФ. По мнению собственника земельного участка, расположение на участке сооружений связи влечет публично-правовые ограничения, однако собственник волоконно-оптической линии связи не приобрел права на соответствующую часть земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Возражая против заявленного иска, собственник волоконно-оптической линии связи указывал, что его право пользования частью земельного участка в границах охранной зоны как оператора связи возникает в силу Правил об охране линий и сооружения связи, определенных указанным Постановлением Правительства N 578. Суд обоснованно поддержал позицию собственника земельного участка и указал, что наличие на участке охранной зоны линии связи является следствием предоставления организации связи земельного участка его собственником на одном из оснований, установленных земельным законодательством, к которым в соответствии со ст. 22, 23 ЗК РФ относятся аренда и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Аналогичным образом в судебной практике <4> сделан обоснованный вывод о том, что не подлежит удовлетворению требование об устранении препятствий в пользовании правообладателя инженерных коммуникаций к собственнику земельного участка, поскольку основанием удовлетворения такого иска является акт об установлении публичного сервитута или соглашение с собственником земельного участка.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В некоторых случаях суды <1> делают вывод о том, что обязанность соблюдения режима охранной зоны не сопряжена с необходимостью установления сервитута, поскольку прямо закреплена нормой права. Такой подход представляется спорным, поскольку легитимизирует права на часть земельного участка в границах охранной зоны вне зависимости от законности возведения объекта, в интересах которого установлена зона. В судебной практике <2> встречается и иная, более обоснованная позиция, состоящая в том, что заинтересованному лицу для получения доступа в охранную зону необходимо приобрести в порядке, определенном действующим законодательством, права на соответствующую часть земельного участка. Как следовало из материалов дела, собственник волоконно-оптической линии связи, посчитав себя законным правообладателем части земельного участка в границах охранной зоны, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 <3>, отказал собственнику земельного участка в установлении сервитута, что послужило основанием для предъявления собственником участка иска об устранении препятствий в пользовании участком на основании ст. 304 ГК РФ. По мнению собственника земельного участка, расположение на участке сооружений связи влечет публично-правовые ограничения, однако собственник волоконно-оптической линии связи не приобрел права на соответствующую часть земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Возражая против заявленного иска, собственник волоконно-оптической линии связи указывал, что его право пользования частью земельного участка в границах охранной зоны как оператора связи возникает в силу Правил об охране линий и сооружения связи, определенных указанным Постановлением Правительства N 578. Суд обоснованно поддержал позицию собственника земельного участка и указал, что наличие на участке охранной зоны линии связи является следствием предоставления организации связи земельного участка его собственником на одном из оснований, установленных земельным законодательством, к которым в соответствии со ст. 22, 23 ЗК РФ относятся аренда и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Аналогичным образом в судебной практике <4> сделан обоснованный вывод о том, что не подлежит удовлетворению требование об устранении препятствий в пользовании правообладателя инженерных коммуникаций к собственнику земельного участка, поскольку основанием удовлетворения такого иска является акт об установлении публичного сервитута или соглашение с собственником земельного участка.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Ключевые слова: публичный сервитут для строительства линейного объекта, право пользования земельными участками без их образования, размер убытков при установлении публичного сервитута, соглашение о возмещении убытков, размещение линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, величина убытков при временном занятии земельного участка.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Ключевые слова: публичный сервитут для строительства линейного объекта, право пользования земельными участками без их образования, размер убытков при установлении публичного сервитута, соглашение о возмещении убытков, размещение линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, величина убытков при временном занятии земельного участка.
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Важной особенностью размещения линейных объектов на основании публичного сервитута также является то, что оно может осуществляться и без согласия правообладателя земельного участка. Так, согласно п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено <10>, то плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута вправе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения. В связи с этим заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута имеет принципиальное значение, поскольку в нем устанавливаются возможные пределы осуществления публичного сервитута и другие важные условия (сроки выполнения работ на земельном участке, размер платы за публичный сервитут и порядок ее внесения, порядок возмещения убытков и т.п.).
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Важной особенностью размещения линейных объектов на основании публичного сервитута также является то, что оно может осуществляться и без согласия правообладателя земельного участка. Так, согласно п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено <10>, то плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута вправе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения. В связи с этим заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута имеет принципиальное значение, поскольку в нем устанавливаются возможные пределы осуществления публичного сервитута и другие важные условия (сроки выполнения работ на земельном участке, размер платы за публичный сервитут и порядок ее внесения, порядок возмещения убытков и т.п.).