Содержание земельного участка мкд
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание земельного участка мкд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации""Между тем, бремя содержания земельного участка, расположенного под МКД, подчинено специальным положениям части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ"Из совокупности положений пункта 1 статьи 125, пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если сведения о земельном участке под МКД содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), одновременно с регистрацией права собственности на первое помещение в МКД без дополнительного заявления производится регистрация права общей долевой собственности собственников помещений на такой земельный участок без указания в ЕГРН имен (наименований) собственников помещений и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности. Государственная регистрация прав на соответствующее помещение в МКД одновременно является регистрацией права общей долевой собственности на земельный участок под МКД (ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 42 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если сведения о земельном участке под МКД содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), одновременно с регистрацией права собственности на первое помещение в МКД без дополнительного заявления производится регистрация права общей долевой собственности собственников помещений на такой земельный участок без указания в ЕГРН имен (наименований) собственников помещений и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности. Государственная регистрация прав на соответствующее помещение в МКД одновременно является регистрацией права общей долевой собственности на земельный участок под МКД (ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 42 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан является одной из задач политики формирования комфортной городской среды, которой посвящен федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" <1>. В рамках этого проекта введен механизм финансирования работ по благоустройству дворовых территорий, понятие которых специально введено в правовое регулирование, а также внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Изменения вступили в силу с 28 июня 2018 года и позволяют правилами благоустройства территорий муниципальных образований (далее - правила благоустройства) возлагать на собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), организации, осуществляющие управление МКД, обязанность участвовать в благоустройстве прилегающих к МКД и занимаемых такими домами земельных участков (пункты 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ и часть 9 статьи 55.25 ГрК РФ). Особенность этой конструкции заключается в том, что такая обязанность реализуется на территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ), в отношении которой собственники помещений в МКД не обладают вещными правами. Это отличает указанную конструкцию от возлагаемой гражданским и жилищным законодательством обязанности по содержанию МКД, земельных участков и иных объектов недвижимости по месту жительства граждан, обусловленной правовой природой общего имущества собственников помещений в МКД.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан является одной из задач политики формирования комфортной городской среды, которой посвящен федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" <1>. В рамках этого проекта введен механизм финансирования работ по благоустройству дворовых территорий, понятие которых специально введено в правовое регулирование, а также внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Изменения вступили в силу с 28 июня 2018 года и позволяют правилами благоустройства территорий муниципальных образований (далее - правила благоустройства) возлагать на собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), организации, осуществляющие управление МКД, обязанность участвовать в благоустройстве прилегающих к МКД и занимаемых такими домами земельных участков (пункты 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ и часть 9 статьи 55.25 ГрК РФ). Особенность этой конструкции заключается в том, что такая обязанность реализуется на территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ), в отношении которой собственники помещений в МКД не обладают вещными правами. Это отличает указанную конструкцию от возлагаемой гражданским и жилищным законодательством обязанности по содержанию МКД, земельных участков и иных объектов недвижимости по месту жительства граждан, обусловленной правовой природой общего имущества собственников помещений в МКД.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"19. Реорганизация кооператива, включая его реорганизацию в целях обеспечения содержания построенных на земельных участках единого института развития многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, ликвидация кооператива осуществляются в порядке, установленном регулирующими деятельность такого кооператива федеральными законами, с учетом особенностей, которые предусмотрены учредительными документами такого кооператива в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"19. Реорганизация кооператива, включая его реорганизацию в целях обеспечения содержания построенных на земельных участках единого института развития многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, ликвидация кооператива осуществляются в порядке, установленном регулирующими деятельность такого кооператива федеральными законами, с учетом особенностей, которые предусмотрены учредительными документами такого кооператива в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290
(ред. от 07.03.2025)
"О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"
(вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года:
(ред. от 07.03.2025)
"О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"
(вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года:
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Расходы по созданию и содержанию мест накопления ТКО, как правило, возлагаются на собственника соответствующего земельного участка. Если место накопления ТКО создано на земельном участке под многоквартирным домом, то расходы по его содержанию несут собственники помещений в этом доме (ст. 210, п. 1 ст. 259.4 ГК РФ; ч. 3 ст. 30 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Расходы по созданию и содержанию мест накопления ТКО, как правило, возлагаются на собственника соответствующего земельного участка. Если место накопления ТКО создано на земельном участке под многоквартирным домом, то расходы по его содержанию несут собственники помещений в этом доме (ст. 210, п. 1 ст. 259.4 ГК РФ; ч. 3 ст. 30 ЖК РФ).
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Однако нужно признать, что в ДУ объективно могут быть элементы договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и иными правовыми актами. Это, в частности, условия оказания услуг по содержанию земельного участка, на котором расположен МКД, уборке общих помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ОИ), которые имеют определенные черты договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ); условия выполнения работ по текущему ремонту ОИ и по устранению последствий аварий, которые имеют сходство с условиями договора подряда и строительного подряда (§ 1, 3 гл. 37 ГК РФ); условия предоставления коммунальных услуг (КУ) тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, которые являются подвидами договора энергоснабжения (§ 6 гл. 30 ГК РФ) и нового вида "договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг", предусмотренного п. 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и урегулированного ст. 157.2 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (Правила предоставления КУ) <2>, которые среди специалистов в сферах управления МКД и ЖКХ также известны как "прямые договоры".
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Однако нужно признать, что в ДУ объективно могут быть элементы договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и иными правовыми актами. Это, в частности, условия оказания услуг по содержанию земельного участка, на котором расположен МКД, уборке общих помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ОИ), которые имеют определенные черты договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ); условия выполнения работ по текущему ремонту ОИ и по устранению последствий аварий, которые имеют сходство с условиями договора подряда и строительного подряда (§ 1, 3 гл. 37 ГК РФ); условия предоставления коммунальных услуг (КУ) тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, которые являются подвидами договора энергоснабжения (§ 6 гл. 30 ГК РФ) и нового вида "договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг", предусмотренного п. 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и урегулированного ст. 157.2 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (Правила предоставления КУ) <2>, которые среди специалистов в сферах управления МКД и ЖКХ также известны как "прямые договоры".
Статья: Оформление в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом: актуальные вопросы правоприменения
(Данилов К.С., Низовцев И.В., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)С одной стороны, при переходе земельного участка в общую долевую собственность такой земельный участок переходит в режим общего имущества МКД, в связи с чем у собственников помещений в МКД возникает обязанность по содержанию этого земельного участка в силу прямого указания в законе (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Таким образом, с момента образования и проведения кадастрового учета земельного участка на всех собственников помещений в МКД возлагается бремя содержания этого участка, в том числе благоустройство, обеспечение чистоты и порядка на территории. Более того, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в МКД независимо от факта пользования им <4>. Именно на эти обстоятельства ссылаются государственные органы в обоснование того, почему инициирование процесса образования земельного участка одним из собственников нарушает права и интересы других собственников помещений в МКД. Однако такой подход основан на смешении двух различных правоотношений, одни из которых вытекают из оформления и возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под МКД, другие - из необходимости содержания такого земельного участка. По сути, в рассматриваемом случае государственная регистрация права на земельный участок под многоквартирным домом имеет правоподтверждающий, а не правообразующий характер и не может нарушать чьи-либо права. Также следует заметить, что сама государственная регистрация прав на земельный участок под МКД выступает инструментом повышения инвестиционной привлекательности недвижимости собственников МКД.
(Данилов К.С., Низовцев И.В., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)С одной стороны, при переходе земельного участка в общую долевую собственность такой земельный участок переходит в режим общего имущества МКД, в связи с чем у собственников помещений в МКД возникает обязанность по содержанию этого земельного участка в силу прямого указания в законе (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Таким образом, с момента образования и проведения кадастрового учета земельного участка на всех собственников помещений в МКД возлагается бремя содержания этого участка, в том числе благоустройство, обеспечение чистоты и порядка на территории. Более того, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в МКД независимо от факта пользования им <4>. Именно на эти обстоятельства ссылаются государственные органы в обоснование того, почему инициирование процесса образования земельного участка одним из собственников нарушает права и интересы других собственников помещений в МКД. Однако такой подход основан на смешении двух различных правоотношений, одни из которых вытекают из оформления и возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под МКД, другие - из необходимости содержания такого земельного участка. По сути, в рассматриваемом случае государственная регистрация права на земельный участок под многоквартирным домом имеет правоподтверждающий, а не правообразующий характер и не может нарушать чьи-либо права. Также следует заметить, что сама государственная регистрация прав на земельный участок под МКД выступает инструментом повышения инвестиционной привлекательности недвижимости собственников МКД.