Содержание территории общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание территории общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Орган местного самоуправления обязан обеспечить содержание являющегося территорией общего пользования грунтового проезда для осуществления дорожного движения (построить на нем автомобильную дорогу), даже если проезд не имеет признаков сооружения и не включен в реестр муниципальной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Орган местного самоуправления обязан обеспечить содержание являющегося территорией общего пользования грунтового проезда для осуществления дорожного движения (построить на нем автомобильную дорогу), даже если проезд не имеет признаков сооружения и не включен в реестр муниципальной собственности
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе" Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Тем самым, от исполнения обязанности по внесению в пользу истца платы за содержание территории общего пользования и выполнение работ и оказание услуг, предназначенных для удовлетворения общих потребностей и интересов собственников земельных участков, охватываемых территорией садоводческого товарищества, ответчик согласно закону юридически освобождена быть не может в силу прямого предписания федерального закона (ст. 5 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)9. Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
(ред. от 31.07.2025)9. Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Статья: Взыскание неосновательного обогащения по судебному приказу
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По другому делу после отмены судебного приказа о взыскании с собственника земельного участка без застройки в пользу обслуживающей организации территории жилого комплекса задолженности по ежемесячным платежам на содержание территории общего пользования и обслуживание сетей коттеджного поселка обслуживающая организация обратилась с иском о взыскании неосновательного обогащения с собственника земельного участка, с которым не был заключен договор оказания услуг (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2023 N 88-15831/2023 по делу N 2-60/2023).
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По другому делу после отмены судебного приказа о взыскании с собственника земельного участка без застройки в пользу обслуживающей организации территории жилого комплекса задолженности по ежемесячным платежам на содержание территории общего пользования и обслуживание сетей коттеджного поселка обслуживающая организация обратилась с иском о взыскании неосновательного обогащения с собственника земельного участка, с которым не был заключен договор оказания услуг (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2023 N 88-15831/2023 по делу N 2-60/2023).
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Смысловая нагрузка термина "территория" больше тяготеет к публичной сфере регулирования земельных отношений, нежели к частноправовой, которая предполагает возможность осуществления сделок с объектами; при этом обычно (и в соответствии с законодательством), когда речь идет о сделках, подразумеваются не территории, а земельные участки. Соответственно, можно заключить, что содержание понятия "территория общего пользования" в большей степени соответствует признакам земель общего пользования и зон общего пользования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Смысловая нагрузка термина "территория" больше тяготеет к публичной сфере регулирования земельных отношений, нежели к частноправовой, которая предполагает возможность осуществления сделок с объектами; при этом обычно (и в соответствии с законодательством), когда речь идет о сделках, подразумеваются не территории, а земельные участки. Соответственно, можно заключить, что содержание понятия "территория общего пользования" в большей степени соответствует признакам земель общего пользования и зон общего пользования.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Статья 45.1 Закона о местном самоуправлении определяет широкий круг вопросов, регулируемых правилами благоустройства территории муниципального образования. К таковым, в частности, отнесены: содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства; размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Статья 45.1 Закона о местном самоуправлении определяет широкий круг вопросов, регулируемых правилами благоустройства территории муниципального образования. К таковым, в частности, отнесены: содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства; размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Наконец, сторонники третьей позиции отмечают, что установление требований к частным собственникам по благоустройству территории порождает большое количество конфликтов. Отдельных собственников привлекают к административной ответственности за уклонение от данных обязанностей, а они, в свою очередь, оспаривают саму правомерность их установления. В различных жалобах и исках говорилось о необоснованности возложения на частных собственников обязанностей местной администрации по уборке прилегающей территории, так как в подобных случаях на собственников близлежащей недвижимости возлагается не обязанность по благоустройству или участию в благоустройстве, а обязанность участия в содержании земель общего пользования <7>.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Наконец, сторонники третьей позиции отмечают, что установление требований к частным собственникам по благоустройству территории порождает большое количество конфликтов. Отдельных собственников привлекают к административной ответственности за уклонение от данных обязанностей, а они, в свою очередь, оспаривают саму правомерность их установления. В различных жалобах и исках говорилось о необоснованности возложения на частных собственников обязанностей местной администрации по уборке прилегающей территории, так как в подобных случаях на собственников близлежащей недвижимости возлагается не обязанность по благоустройству или участию в благоустройстве, а обязанность участия в содержании земель общего пользования <7>.