Содержание дорог местного значения
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание дорог местного значения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бездействие должностных лиц органов власти
(КонсультантПлюс, 2025)...выводы судьи районного суда о недостаточном финансировании мероприятий по текущему ремонту автомобильной дороги нельзя признать законными и обоснованными, так как заявленная... позиция... административную ответственность должностного лица органа местного самоуправления, ответственного за содержание дорог местного значения, не исключает. ...Доказательств принятия всех возможных мер для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения (заблаговременного, а именно до утверждения местного бюджета, направления запроса о выделении денежных средств для ремонта дорог, запроса дополнительного финансирования, рассмотрения вопроса о выделении средств из дорожного фонда муниципального образования), не имеется.
(КонсультантПлюс, 2025)...выводы судьи районного суда о недостаточном финансировании мероприятий по текущему ремонту автомобильной дороги нельзя признать законными и обоснованными, так как заявленная... позиция... административную ответственность должностного лица органа местного самоуправления, ответственного за содержание дорог местного значения, не исключает. ...Доказательств принятия всех возможных мер для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения (заблаговременного, а именно до утверждения местного бюджета, направления запроса о выделении денежных средств для ремонта дорог, запроса дополнительного финансирования, рассмотрения вопроса о выделении средств из дорожного фонда муниципального образования), не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О финансировании содержания и ремонта дорог местного значения, тротуаров и других пешеходных коммуникаций в муниципальном образовании.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 06-10-10/01/70454)Вопрос: О финансировании содержания и ремонта дорог местного значения, тротуаров и других пешеходных коммуникаций в муниципальном образовании.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 06-10-10/01/70454)Вопрос: О финансировании содержания и ремонта дорог местного значения, тротуаров и других пешеходных коммуникаций в муниципальном образовании.
Статья: Вопросы противодействия экономической преступности в сфере дорожного хозяйства в субъектах Сибирского федерального округа России
(Надейкина О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)За счет Дорожного фонда России в СФО выделяются денежные средства на развитие четырех государственных программ, из них наибольший объем распределяется на реализацию Государственной программы "Развитие транспортной системы" <3>, остальная часть - на региональные проекты "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Жилье и городская среда", "Безопасный город", в рамках которых приобретаются дорожная техника и оборудование, предоставляются субсидии местным бюджетам на проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание дорог местного значения, создание базовой и коммуникационной инфраструктуры аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город", обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к остановочным комплексам и пешеходным переходам на маршрутах общественного транспорта, а также на реализацию инфраструктурных проектов по строительству жилищного фонда региона (подъездные маршруты к жилым домам, установление остановочных комплексов, парковок и т.д.).
(Надейкина О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)За счет Дорожного фонда России в СФО выделяются денежные средства на развитие четырех государственных программ, из них наибольший объем распределяется на реализацию Государственной программы "Развитие транспортной системы" <3>, остальная часть - на региональные проекты "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Жилье и городская среда", "Безопасный город", в рамках которых приобретаются дорожная техника и оборудование, предоставляются субсидии местным бюджетам на проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание дорог местного значения, создание базовой и коммуникационной инфраструктуры аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город", обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к остановочным комплексам и пешеходным переходам на маршрутах общественного транспорта, а также на реализацию инфраструктурных проектов по строительству жилищного фонда региона (подъездные маршруты к жилым домам, установление остановочных комплексов, парковок и т.д.).
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения относятся к сфере муниципальных нужд и должны осуществляться организациями, выбранными путем проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5>.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Следовательно, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения относятся к сфере муниципальных нужд и должны осуществляться организациями, выбранными путем проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5>.
Статья: Вопросы ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в судебной практике
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ч. 1 ст. 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ч. 1 ст. 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При таком безграничном толковании понятия "публично значимая функция" можно считать, что значимые для общества и государства задачи выполняет практически любая организация, осуществляющая свою деятельность по направлениям, отнесенным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам ведения местного самоуправления (например, библиотечное обслуживание, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и др.).
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)При таком безграничном толковании понятия "публично значимая функция" можно считать, что значимые для общества и государства задачи выполняет практически любая организация, осуществляющая свою деятельность по направлениям, отнесенным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам ведения местного самоуправления (например, библиотечное обслуживание, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и др.).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Статья: Корысть - обязательный признак хищения
(Кулиев А.И.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Так, глава сельского поселения осуждена за служебный подлог и хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения <12>. Осужденная заключала муниципальные контракты о выполнении работ по содержанию дорог общего пользования местного значения и объектов на них, а также составляла акты о приемке выполненных работ по контрактам. Денежные средства по этим контрактам перечислялись непосредственно на ее банковскую карту.
(Кулиев А.И.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Так, глава сельского поселения осуждена за служебный подлог и хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения <12>. Осужденная заключала муниципальные контракты о выполнении работ по содержанию дорог общего пользования местного значения и объектов на них, а также составляла акты о приемке выполненных работ по контрактам. Денежные средства по этим контрактам перечислялись непосредственно на ее банковскую карту.