Содержание дополнения к акту налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание дополнения к акту налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Содержание документов, полученных налоговым органом в ходе налоговой проверки, приведено в акте налоговой проверки и в дополнении к акту. В них имеются ссылки на указанные документы, приведен анализ движения денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика и спорных контрагентов, что свидетельствует о том, что содержание этих документов, а также иных документов, полученных в ходе проверки, было известно налогоплательщику и не препятствовало подготовке возражений в отношении содержащейся в них информации.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Содержание документов, полученных налоговым органом в ходе налоговой проверки, приведено в акте налоговой проверки и в дополнении к акту. В них имеются ссылки на указанные документы, приведен анализ движения денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика и спорных контрагентов, что свидетельствует о том, что содержание этих документов, а также иных документов, полученных в ходе проверки, было известно налогоплательщику и не препятствовало подготовке возражений в отношении содержащейся в них информации.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указывая на нарушение инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Суд требования налогоплательщика удовлетворил. Суд установил, что после составления акта выездной налоговой проверки от 14.05.2021, дополнений к акту выездной налоговой проверки от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля от 25.10.2021, от 24.11.2021, от 23.12.2021, от 21.02.2022, от 18.02.2022, от 17.03.2022. При этом каждый протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, выводы о взаимоотношениях общества и его контрагентов, что является недопустимым, так как выездная налоговая проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Проанализировав содержание всех протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, суд пришел к выводу, что протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту проверки, при этом НК РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами проверки. Следовательно, налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в решении, вынесенном по итогам проверки, сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте проверки и дополнениях к нему, при этом налогоплательщику не была обеспечена возможность представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Суд пришел к выводу о существенном нарушении налоговым органом процедуры проведения налоговой проверки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указывая на нарушение инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Суд требования налогоплательщика удовлетворил. Суд установил, что после составления акта выездной налоговой проверки от 14.05.2021, дополнений к акту выездной налоговой проверки от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля от 25.10.2021, от 24.11.2021, от 23.12.2021, от 21.02.2022, от 18.02.2022, от 17.03.2022. При этом каждый протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, выводы о взаимоотношениях общества и его контрагентов, что является недопустимым, так как выездная налоговая проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Проанализировав содержание всех протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, суд пришел к выводу, что протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту проверки, при этом НК РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами проверки. Следовательно, налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в решении, вынесенном по итогам проверки, сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте проверки и дополнениях к нему, при этом налогоплательщику не была обеспечена возможность представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Суд пришел к выводу о существенном нарушении налоговым органом процедуры проведения налоговой проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ п. 3 ст. 100 НК РФ перечислены обязательные требования к содержанию акта выездной проверки. Этот перечень существенно дополнен в Требованиях к составлению акта налоговой проверки, которые приведены в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Статья: Комментарий к Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу N А33-16691/2023 <Если возражения к акту приняты, не имеет значения, когда он был направлен>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)- акт и дополнение к нему подписаны не всеми лицами, проводившими налоговую проверку. Вместе с тем акт содержит данные лица, не участвовавшего в ВНП;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)- акт и дополнение к нему подписаны не всеми лицами, проводившими налоговую проверку. Вместе с тем акт содержит данные лица, не участвовавшего в ВНП;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Арбитражный суд округа, отменяя принятые по делу судебные акты и удовлетворяя заявление предпринимателя, пришел к выводу, что налоговый орган при вынесении решения по результатам проверки не вправе был учитывать данные, содержащиеся в представленных налогоплательщиком уточненных налоговых декларациях, а мог провести повторные выездные проверки уточненных налоговых деклараций с составлением актов о выявленных нарушениях. Под видом дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом фактически проведены сокращенные камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Арбитражный суд округа, отменяя принятые по делу судебные акты и удовлетворяя заявление предпринимателя, пришел к выводу, что налоговый орган при вынесении решения по результатам проверки не вправе был учитывать данные, содержащиеся в представленных налогоплательщиком уточненных налоговых декларациях, а мог провести повторные выездные проверки уточненных налоговых деклараций с составлением актов о выявленных нарушениях. Под видом дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом фактически проведены сокращенные камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Дополнение к акту проверки не содержит сведений о новых по сравнению с актом нарушениях налогового законодательства. Доначисление сумм налогов в дополнение к акту произведено инспекцией в рамках правонарушений, установленных в ходе проведения выездной налоговой проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Дополнение к акту проверки не содержит сведений о новых по сравнению с актом нарушениях налогового законодательства. Доначисление сумм налогов в дополнение к акту произведено инспекцией в рамках правонарушений, установленных в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Типовая ситуация: Когда и как проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Дополнение к акту налоговой проверки составляется и подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими допмероприятие, не позднее 15 рабочих дней со дня его окончания (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Дополнение к акту налоговой проверки составляется и подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими допмероприятие, не позднее 15 рабочих дней со дня его окончания (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Думается, что основание для заключения такого соглашения кроется в самой природе полномочий налогового органа на вынесение правоприменительных решений. Налоговая проверка представляет собой юрисдикционное производство, то есть основанную на установленных законом полномочиях деятельность административного органа по разрешению налогового спора, осуществляемую в предписанной законом процессуальной форме и оканчивающуюся принятием юрисдикционного акта, содержащего выводы о (не) правомерности действий налогоплательщика и властное предписание о применении к нему юридических санкций и мер государственного принуждения <17>. Необходимой предпосылкой для формулирования таких выводов является установление фактических обстоятельств, составляющих гипотезу положений налогового законодательства, регулирующих поведение налогоплательщика, то есть доказывание. Содержание и последовательность действий, составляющих процедуру налоговой проверки, предопределены гносеологическим характером этой деятельности: (1) собственно проверка (расследование), то есть собирание доказательств должностными лицами налогового органа (допросы свидетелей, истребование документов и проч.); (2) выдвижение проверяющими лицами фактической версии, излагаемой в акте налоговой проверки; (3) выдвижение проверяемым лицом альтернативной фактической версии и представление дополнительных доказательств (возражения по акту проверки); (4) рассмотрение материалов проверки руководителем налогового органа и вынесение решения.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Думается, что основание для заключения такого соглашения кроется в самой природе полномочий налогового органа на вынесение правоприменительных решений. Налоговая проверка представляет собой юрисдикционное производство, то есть основанную на установленных законом полномочиях деятельность административного органа по разрешению налогового спора, осуществляемую в предписанной законом процессуальной форме и оканчивающуюся принятием юрисдикционного акта, содержащего выводы о (не) правомерности действий налогоплательщика и властное предписание о применении к нему юридических санкций и мер государственного принуждения <17>. Необходимой предпосылкой для формулирования таких выводов является установление фактических обстоятельств, составляющих гипотезу положений налогового законодательства, регулирующих поведение налогоплательщика, то есть доказывание. Содержание и последовательность действий, составляющих процедуру налоговой проверки, предопределены гносеологическим характером этой деятельности: (1) собственно проверка (расследование), то есть собирание доказательств должностными лицами налогового органа (допросы свидетелей, истребование документов и проч.); (2) выдвижение проверяющими лицами фактической версии, излагаемой в акте налоговой проверки; (3) выдвижение проверяемым лицом альтернативной фактической версии и представление дополнительных доказательств (возражения по акту проверки); (4) рассмотрение материалов проверки руководителем налогового органа и вынесение решения.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Представленные в материалы дела акты приема-передачи и договоры аренды помещений, а также дополнения к ним, на основании которых истец сдавал помещения в аренду, содержали условия о сроках заключения договоров, порядок расчета по ним, возможности преимущественного права аренды перед третьими лицами, санкции за их ненадлежащее исполнение и другие существенные условия, то есть в них были учтены возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Представленные в материалы дела акты приема-передачи и договоры аренды помещений, а также дополнения к ним, на основании которых истец сдавал помещения в аренду, содержали условия о сроках заключения договоров, порядок расчета по ним, возможности преимущественного права аренды перед третьими лицами, санкции за их ненадлежащее исполнение и другие существенные условия, то есть в них были учтены возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.
Вопрос: Как ответить на требование о представлении пояснений по расхождениям показателей 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2022)Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2022)Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).
Готовое решение: Ознакомление с материалами налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что часть материалов проверки вам вручат сразу вместе с актом налоговой проверки или дополнением к нему без вашего заявления. При этом документы, которые вы сами представили в инспекцию, не приложат (п. 3.1 ст. 100, п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что часть материалов проверки вам вручат сразу вместе с актом налоговой проверки или дополнением к нему без вашего заявления. При этом документы, которые вы сами представили в инспекцию, не приложат (п. 3.1 ст. 100, п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Статья: Что предпринять, если вы не согласны с действиями (бездействием) ИФНС
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 11)Имейте в виду, если вы не согласны с фактами и выводами инспекции по результатам выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, то еще до вынесения решения вы вправе подать возражения на акт проверки (дополнение к акту проверки) <4>. Обжаловать акт налоговой проверки нельзя, поскольку сам по себе акт не затрагивает права налогоплательщика. По сути, это процессуальный документ, в котором лишь фиксируются результаты проверки <5>. Если до вынесения решения по результатам проверки вы подадите жалобу на содержание и выводы акта, то такая жалоба все равно будет рассматриваться как возражения. Так вот подача возражений на акт не является досудебным обжалованием акта налогового органа. Поэтому, если хотите впоследствии обжаловать решение ИФНС в суде, обязательно нужно подавать в УФНС жалобу на решение.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 11)Имейте в виду, если вы не согласны с фактами и выводами инспекции по результатам выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, то еще до вынесения решения вы вправе подать возражения на акт проверки (дополнение к акту проверки) <4>. Обжаловать акт налоговой проверки нельзя, поскольку сам по себе акт не затрагивает права налогоплательщика. По сути, это процессуальный документ, в котором лишь фиксируются результаты проверки <5>. Если до вынесения решения по результатам проверки вы подадите жалобу на содержание и выводы акта, то такая жалоба все равно будет рассматриваться как возражения. Так вот подача возражений на акт не является досудебным обжалованием акта налогового органа. Поэтому, если хотите впоследствии обжаловать решение ИФНС в суде, обязательно нужно подавать в УФНС жалобу на решение.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Дополнение к акту проверки не содержит сведений о новых по сравнению с актом нарушениях налогового законодательства. Доначисление сумм налогов в дополнении к акту произведено инспекцией в рамках правонарушений, установленных в ходе проведения выездной налоговой проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Дополнение к акту проверки не содержит сведений о новых по сравнению с актом нарушениях налогового законодательства. Доначисление сумм налогов в дополнении к акту произведено инспекцией в рамках правонарушений, установленных в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Статья: Процессуальные аспекты возбуждения уголовных дел по ст. 199.2 УК РФ с учетом введения ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Налоговое законодательство Российской Федерации в целом и положения указанной нормы ориентированы в первую очередь на сохранение баланса публичных и частных интересов <6>. Привлечение к уголовной ответственности - исключительная мера, применяемая при исчерпании иных возможностей устранения причиненного бюджету ущерба. Не только длительные отсрочки карательных мер содержатся в п. 3 ст. 32 НК РФ, а, что более важно, целый механизм защиты налогоплательщиков от необоснованного возложения налоговой нагрузки. Его основой выступает правовой акт результатов налогового контроля - решение о привлечении к ответственности (об отказе) за совершение налогового правонарушения. Принятию решения предшествует акт налоговой проверки, вручаемый проверяемому с предоставлением в течение одного месяца возможности подачи возражений, подлежащих обязательному анализу должностным лицом налогового органа, в том числе путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, на которые в течение 15 дней могут быть поданы самостоятельные возражения. Дополнительно к возражениям налогоплательщику предоставляется право участия в рассмотрении материалов проверки. Принятое решение вступает в силу только по истечении одного месяца со дня вручения, а в случае апелляционного обжалования - с даты принятия решения по апелляционной жалобе. И только после этого в течение 20 дней направляется требование об уплате налога, в котором опять же предоставляется период продолжительностью до восьми дней и более (по решению налогового органа) на уплату недоимки. Еще два месяца отсрочки предоставляются п. 3 ст. 32 НК РФ.
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Налоговое законодательство Российской Федерации в целом и положения указанной нормы ориентированы в первую очередь на сохранение баланса публичных и частных интересов <6>. Привлечение к уголовной ответственности - исключительная мера, применяемая при исчерпании иных возможностей устранения причиненного бюджету ущерба. Не только длительные отсрочки карательных мер содержатся в п. 3 ст. 32 НК РФ, а, что более важно, целый механизм защиты налогоплательщиков от необоснованного возложения налоговой нагрузки. Его основой выступает правовой акт результатов налогового контроля - решение о привлечении к ответственности (об отказе) за совершение налогового правонарушения. Принятию решения предшествует акт налоговой проверки, вручаемый проверяемому с предоставлением в течение одного месяца возможности подачи возражений, подлежащих обязательному анализу должностным лицом налогового органа, в том числе путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, на которые в течение 15 дней могут быть поданы самостоятельные возражения. Дополнительно к возражениям налогоплательщику предоставляется право участия в рассмотрении материалов проверки. Принятое решение вступает в силу только по истечении одного месяца со дня вручения, а в случае апелляционного обжалования - с даты принятия решения по апелляционной жалобе. И только после этого в течение 20 дней направляется требование об уплате налога, в котором опять же предоставляется период продолжительностью до восьми дней и более (по решению налогового органа) на уплату недоимки. Еще два месяца отсрочки предоставляются п. 3 ст. 32 НК РФ.