Содержание частных автомобильных дорог



Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание частных автомобильных дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 13АП-18390/2025, 13АП-18033/2025 по делу N А56-120976/2024
Категория спора: 1) Признание права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования лица, считающего себя собственником имущества: О признании права собственности на земельный участок и автомобильную дорогу.
Обстоятельства: Истец, действующий в интересах членов садоводческого массива, ссылается на то, что исполнительным органом принято решение о строительстве объездной дороги к садоводствам. Силами садоводов построена и введена в эксплуатацию автодорога, содержание и ремонт которой производится на средства садоводов, однако возможность зарегистрировать право собственности на дорогу и участок под ней в административном порядке отсутствует.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 234 ГК РФ оснований для признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимости. Так, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что автодорога была отремонтирована в 2017 году и обслуживается в настоящее время Ассоциацией за счет собственных средств - средств специального фонда (пункт 2 статьи 4 Закона N 66-ФЗ). Также из материалов дела усматривается, что в отношении автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером 47:29:0356001:1573, проезд по которой является единственным маршрутом движения автомобилей неограниченного круга лиц от сети государственных дорог к садоводствам южной части массива "Дивенская", имеется спор о праве - часть товариществ, участвующих в несении расходов на содержание данной дороги, возражают против признания права частной собственности на дорогу за Ассоциацией.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 12.12.2024 по делу N 33а-11329/2024 (УИД 42RS0019-01-2024-004154-64)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении дорог в перечень дорог общего пользования местного значения и неорганизации их содержания в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что ввиду отсутствия надлежащего содержания и обслуживания автомобильных дорог дорожное полотно практически разрушено, имеются дефекты, указанное значительно затрудняет проезд к предприятиям и организациям и существенным образом влияет на осуществление предпринимательской деятельности.
Решение: Удовлетворено.
Из системного анализа положений п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ и ч. 9 ст. 6 Закона N 257-ФЗ прямо следует, что уполномоченные органы местного самоуправления должны принять в муниципальную собственность автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог. Отсутствие в настоящее время данных дорог в числе учтенных дорог общего пользования местного значения не свидетельствует о том, что такие автомобильные дороги отсутствуют фактически и не используются для осуществления дорожного движения, тогда как обязанность по ее надлежащему содержанию в силу закона возложена на администрацию.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)
1) юридические лица, с которыми заключены договоры на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также соглашения о государственно- и муниципально-частном партнерстве в отношении определенных объектов;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)
Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
Статья 38. Строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки, на основании концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении административного искового заявления отказано. При этом суд исходил из того, что проезд к жилому дому, принадлежащему административному истцу, не подлежит включению в реестр муниципального имущества, учитывая, что обязанность по содержанию проездов в зоне индивидуальной застройки возлагается на собственников индивидуальных жилых домов. Расчистка и содержание съездов с автодороги к частным домам осуществляется за счет средств собственников жилья. Указанная дорога не приватизировалась и в муниципальную собственность не передавалась, что свидетельствует о бесхозяйности названного объекта недвижимости. Кроме того, данная дорога не является объектом капитального строительства, построенным и введенным в эксплуатацию в установленном законом порядке путем проведения процедуры технического учета и паспортизации, и не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам. В связи с этим оснований для отнесения ее к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и включения в реестр муниципального имущества не имеется.
показать больше документов