Содержание частных автомобильных дорог
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание частных автомобильных дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 13АП-18390/2025, 13АП-18033/2025 по делу N А56-120976/2024
Категория спора: 1) Признание права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования лица, считающего себя собственником имущества: О признании права собственности на земельный участок и автомобильную дорогу.
Обстоятельства: Истец, действующий в интересах членов садоводческого массива, ссылается на то, что исполнительным органом принято решение о строительстве объездной дороги к садоводствам. Силами садоводов построена и введена в эксплуатацию автодорога, содержание и ремонт которой производится на средства садоводов, однако возможность зарегистрировать право собственности на дорогу и участок под ней в административном порядке отсутствует.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 234 ГК РФ оснований для признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимости. Так, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что автодорога была отремонтирована в 2017 году и обслуживается в настоящее время Ассоциацией за счет собственных средств - средств специального фонда (пункт 2 статьи 4 Закона N 66-ФЗ). Также из материалов дела усматривается, что в отношении автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером 47:29:0356001:1573, проезд по которой является единственным маршрутом движения автомобилей неограниченного круга лиц от сети государственных дорог к садоводствам южной части массива "Дивенская", имеется спор о праве - часть товариществ, участвующих в несении расходов на содержание данной дороги, возражают против признания права частной собственности на дорогу за Ассоциацией.
Категория спора: 1) Признание права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования лица, считающего себя собственником имущества: О признании права собственности на земельный участок и автомобильную дорогу.
Обстоятельства: Истец, действующий в интересах членов садоводческого массива, ссылается на то, что исполнительным органом принято решение о строительстве объездной дороги к садоводствам. Силами садоводов построена и введена в эксплуатацию автодорога, содержание и ремонт которой производится на средства садоводов, однако возможность зарегистрировать право собственности на дорогу и участок под ней в административном порядке отсутствует.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 234 ГК РФ оснований для признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимости. Так, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что автодорога была отремонтирована в 2017 году и обслуживается в настоящее время Ассоциацией за счет собственных средств - средств специального фонда (пункт 2 статьи 4 Закона N 66-ФЗ). Также из материалов дела усматривается, что в отношении автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером 47:29:0356001:1573, проезд по которой является единственным маршрутом движения автомобилей неограниченного круга лиц от сети государственных дорог к садоводствам южной части массива "Дивенская", имеется спор о праве - часть товариществ, участвующих в несении расходов на содержание данной дороги, возражают против признания права частной собственности на дорогу за Ассоциацией.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 12.12.2024 по делу N 33а-11329/2024 (УИД 42RS0019-01-2024-004154-64)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении дорог в перечень дорог общего пользования местного значения и неорганизации их содержания в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что ввиду отсутствия надлежащего содержания и обслуживания автомобильных дорог дорожное полотно практически разрушено, имеются дефекты, указанное значительно затрудняет проезд к предприятиям и организациям и существенным образом влияет на осуществление предпринимательской деятельности.
Решение: Удовлетворено.Из системного анализа положений п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ и ч. 9 ст. 6 Закона N 257-ФЗ прямо следует, что уполномоченные органы местного самоуправления должны принять в муниципальную собственность автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог. Отсутствие в настоящее время данных дорог в числе учтенных дорог общего пользования местного значения не свидетельствует о том, что такие автомобильные дороги отсутствуют фактически и не используются для осуществления дорожного движения, тогда как обязанность по ее надлежащему содержанию в силу закона возложена на администрацию.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении дорог в перечень дорог общего пользования местного значения и неорганизации их содержания в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что ввиду отсутствия надлежащего содержания и обслуживания автомобильных дорог дорожное полотно практически разрушено, имеются дефекты, указанное значительно затрудняет проезд к предприятиям и организациям и существенным образом влияет на осуществление предпринимательской деятельности.
Решение: Удовлетворено.Из системного анализа положений п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ и ч. 9 ст. 6 Закона N 257-ФЗ прямо следует, что уполномоченные органы местного самоуправления должны принять в муниципальную собственность автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог. Отсутствие в настоящее время данных дорог в числе учтенных дорог общего пользования местного значения не свидетельствует о том, что такие автомобильные дороги отсутствуют фактически и не используются для осуществления дорожного движения, тогда как обязанность по ее надлежащему содержанию в силу закона возложена на администрацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)1) юридические лица, с которыми заключены договоры на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также соглашения о государственно- и муниципально-частном партнерстве в отношении определенных объектов;
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)1) юридические лица, с которыми заключены договоры на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также соглашения о государственно- и муниципально-частном партнерстве в отношении определенных объектов;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 38. Строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки, на основании концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 38. Строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки, на основании концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении административного искового заявления отказано. При этом суд исходил из того, что проезд к жилому дому, принадлежащему административному истцу, не подлежит включению в реестр муниципального имущества, учитывая, что обязанность по содержанию проездов в зоне индивидуальной застройки возлагается на собственников индивидуальных жилых домов. Расчистка и содержание съездов с автодороги к частным домам осуществляется за счет средств собственников жилья. Указанная дорога не приватизировалась и в муниципальную собственность не передавалась, что свидетельствует о бесхозяйности названного объекта недвижимости. Кроме того, данная дорога не является объектом капитального строительства, построенным и введенным в эксплуатацию в установленном законом порядке путем проведения процедуры технического учета и паспортизации, и не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам. В связи с этим оснований для отнесения ее к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и включения в реестр муниципального имущества не имеется.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении административного искового заявления отказано. При этом суд исходил из того, что проезд к жилому дому, принадлежащему административному истцу, не подлежит включению в реестр муниципального имущества, учитывая, что обязанность по содержанию проездов в зоне индивидуальной застройки возлагается на собственников индивидуальных жилых домов. Расчистка и содержание съездов с автодороги к частным домам осуществляется за счет средств собственников жилья. Указанная дорога не приватизировалась и в муниципальную собственность не передавалась, что свидетельствует о бесхозяйности названного объекта недвижимости. Кроме того, данная дорога не является объектом капитального строительства, построенным и введенным в эксплуатацию в установленном законом порядке путем проведения процедуры технического учета и паспортизации, и не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам. В связи с этим оснований для отнесения ее к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и включения в реестр муниципального имущества не имеется.
Статья: Особенности государственного регулирования и правовые аспекты при проектировании многофункциональных зон (МФЗ)
(Коротких Н.Ю., Борисов В.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)При этом следует отметить, что со стороны ГК "Автодор" возможен более узкий подход в силу привлечения инвестиций за счет применения механизма государственного частного партнерства, что, в свою очередь, позволяет предусматривать более узкие требования к обустройству МФЗ еще на стадии проектирования.
(Коротких Н.Ю., Борисов В.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)При этом следует отметить, что со стороны ГК "Автодор" возможен более узкий подход в силу привлечения инвестиций за счет применения механизма государственного частного партнерства, что, в свою очередь, позволяет предусматривать более узкие требования к обустройству МФЗ еще на стадии проектирования.
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Требуют определения временные рамки реализации положений документов о планировке территории. Можно предположить, что утверждение документации о планировке территории, которой земельный участок отнесен к территориальной зоне магистралей, влечет размещение на данном участке автомобильной дороги. Следовательно, если речь идет об участке, находящемся в частной собственности, таковой подлежит изъятию для публичных нужд. Но в какой период должно состояться данное изъятие и в течение какого времени действуют особые условия использования участка, возникшие в связи с включением его в состав зоны магистралей (территории общего пользования)? Действующее законодательство не содержит четкого ответа на данные вопросы.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Требуют определения временные рамки реализации положений документов о планировке территории. Можно предположить, что утверждение документации о планировке территории, которой земельный участок отнесен к территориальной зоне магистралей, влечет размещение на данном участке автомобильной дороги. Следовательно, если речь идет об участке, находящемся в частной собственности, таковой подлежит изъятию для публичных нужд. Но в какой период должно состояться данное изъятие и в течение какого времени действуют особые условия использования участка, возникшие в связи с включением его в состав зоны магистралей (территории общего пользования)? Действующее законодательство не содержит четкого ответа на данные вопросы.
Статья: Передача отдельных полномочий государственным органам, негосударственным организациям и иным субъектам сферы дорожного движения (проблемы и перспективы)
(Калюжный Ю.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Наиболее ярким представителем государственных субъектов, использующих государственное (федеральное) имущество посредством доверительного управления, выступает Государственная компания "Автодор", которая реализует полномочия в сфере обеспечения рассматриваемой безопасности путем оказания государственных услуг и иных полномочий в дорожной отрасли, а также осуществляет исполнение инвестиционных проектов, в том числе с использованием возможностей государственно-частного партнерства. Правовое положение, общие требования, а также особенности реализации полномочий "Автодора" регламентированы самостоятельным Федеральным законом, относящимся к его деятельности в сфере дорожного хозяйства <11>, что показывает индивидуализацию юридических норм, определяющих механизм и содержание передачи и реализации полномочий.
(Калюжный Ю.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Наиболее ярким представителем государственных субъектов, использующих государственное (федеральное) имущество посредством доверительного управления, выступает Государственная компания "Автодор", которая реализует полномочия в сфере обеспечения рассматриваемой безопасности путем оказания государственных услуг и иных полномочий в дорожной отрасли, а также осуществляет исполнение инвестиционных проектов, в том числе с использованием возможностей государственно-частного партнерства. Правовое положение, общие требования, а также особенности реализации полномочий "Автодора" регламентированы самостоятельным Федеральным законом, относящимся к его деятельности в сфере дорожного хозяйства <11>, что показывает индивидуализацию юридических норм, определяющих механизм и содержание передачи и реализации полномочий.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время не включаются в этот перечень дороги в границах соответствующего района/поселения/округа, если они относятся к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения и частные автомобильные дороги.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время не включаются в этот перечень дороги в границах соответствующего района/поселения/округа, если они относятся к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения и частные автомобильные дороги.
Вопрос: О предоставлении в аренду земельных участков для размещения объекта дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами и юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации на условиях частного сервитута. Порядок предоставления земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса, а также перечень необходимых документов и требования к заполнению и содержанию (составу) заявления регламентированы Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 N 137 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса" (далее - Административный регламент). Согласно пункту 21 Административного регламента заявитель направляет в адрес Росавтодора непосредственно либо через подведомственное ему федеральное казенное учреждение заявление о предоставлении государственной услуги (далее - заявление). В заявлении указывается: а) для физического лица (индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество; документ, удостоверяющий личность; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; место жительства; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; б) для юридического лица - полное наименование с указанием организационно-правовой формы; сведения о государственной регистрации юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика; почтовый адрес; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; в) для представителя заявителя - фамилия, имя, отчество, сведения о доверенности, выданной заявителем; документ, удостоверяющий личность; кадастровый номер, местоположение земельного участка, в границах которого планируется размещение объекта дорожного сервиса, и необходимая площадь для размещения такого объекта; сведения о регистрации прав на объект дорожного сервиса (правообладатель, вид права, дата и номер регистрационной записи при их наличии); наименование и назначение объекта дорожного сервиса; цель запроса о предоставлении государственной услуги (эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, строительство объекта дорожного сервиса); номер и наименование автомобильной дороги; участок автомобильной дороги (км+м - км+м, слева/справа); срок использования земельного участка в целях размещения объекта дорожного сервиса; перечень документов, прилагаемых к заявлению, по желанию заявителя. В случае подачи заявления представителем заявителя к заявлению также прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя. Заявление подписывается заявителем с указанием даты и при наличии печати заверяется печатью. Кроме того, согласно пункту 16.1 Административного регламента подведомственными Росавтодору федеральными казенными учреждениями - владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется информирование заявителей о предоставлении государственной услуги и прием заявлений и документов, необходимых для получения государственной услуги. Контактные данные подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений размещены на официальном сайте Федерального дорожного агентства - https://rosavtodor.gov.ru/.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами и юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации на условиях частного сервитута. Порядок предоставления земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса, а также перечень необходимых документов и требования к заполнению и содержанию (составу) заявления регламентированы Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 N 137 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса" (далее - Административный регламент). Согласно пункту 21 Административного регламента заявитель направляет в адрес Росавтодора непосредственно либо через подведомственное ему федеральное казенное учреждение заявление о предоставлении государственной услуги (далее - заявление). В заявлении указывается: а) для физического лица (индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество; документ, удостоверяющий личность; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; место жительства; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; б) для юридического лица - полное наименование с указанием организационно-правовой формы; сведения о государственной регистрации юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика; почтовый адрес; контактный телефон (факс), адрес электронной почты; в) для представителя заявителя - фамилия, имя, отчество, сведения о доверенности, выданной заявителем; документ, удостоверяющий личность; кадастровый номер, местоположение земельного участка, в границах которого планируется размещение объекта дорожного сервиса, и необходимая площадь для размещения такого объекта; сведения о регистрации прав на объект дорожного сервиса (правообладатель, вид права, дата и номер регистрационной записи при их наличии); наименование и назначение объекта дорожного сервиса; цель запроса о предоставлении государственной услуги (эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, строительство объекта дорожного сервиса); номер и наименование автомобильной дороги; участок автомобильной дороги (км+м - км+м, слева/справа); срок использования земельного участка в целях размещения объекта дорожного сервиса; перечень документов, прилагаемых к заявлению, по желанию заявителя. В случае подачи заявления представителем заявителя к заявлению также прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя. Заявление подписывается заявителем с указанием даты и при наличии печати заверяется печатью. Кроме того, согласно пункту 16.1 Административного регламента подведомственными Росавтодору федеральными казенными учреждениями - владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется информирование заявителей о предоставлении государственной услуги и прием заявлений и документов, необходимых для получения государственной услуги. Контактные данные подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений размещены на официальном сайте Федерального дорожного агентства - https://rosavtodor.gov.ru/.
Статья: Вопросы ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в судебной практике
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Нормативное определение автомобильной дороги, закрепленное в ст. 1 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, содержит указание на функциональное назначение полосы отвода земельного участка. Такой участок используется для движения транспортных средств. Если автомобильная дорога не располагается на земельном участке, находящемся в частной собственности, она должна относиться к автомобильным дорогам, находящимся в управлении органа публичной власти.
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Нормативное определение автомобильной дороги, закрепленное в ст. 1 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, содержит указание на функциональное назначение полосы отвода земельного участка. Такой участок используется для движения транспортных средств. Если автомобильная дорога не располагается на земельном участке, находящемся в частной собственности, она должна относиться к автомобильным дорогам, находящимся в управлении органа публичной власти.
Статья: Государственная компания "Российские автомобильные дороги" как субъект публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Было также отмечено, что если говорить об обеспечении безопасности дорожного движения, то здесь в первую очередь следует назвать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги".
(Россинский Б.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Было также отмечено, что если говорить об обеспечении безопасности дорожного движения, то здесь в первую очередь следует назвать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги".
Вопрос: Кто ответственен за ремонт и содержание внутриквартальных дорог?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ремонт и содержание частных внутриквартальных дорог производится физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ремонт и содержание частных внутриквартальных дорог производится физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к инженеру I категории?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- требования к опыту практической работы - не менее 1 года в области проектирования автомобильных дорог в должности инженера II категории и (или) выполнение работ по подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам в целом при проектировании не менее 50 км автомобильных дорог, приведенных к автомобильной дороге с условной шириной проезжей части 7 м, автомобильных дорог I - V категории, внутрихозяйственных, частных дорог, или 10 км автомобильных дорог, приведенных к автомобильной дороге с условной шириной проезжей части 7 м, улично-дорожной сети населенных пунктов, автомобильных дорог промышленных организаций, или 4 транспортных узлов (развязок), включая 2 км их съездов, приведенных к автомобильной дороге с условной шириной проезжей части 7 м, вне зависимости от расположения транспортного узла (развязки).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- требования к опыту практической работы - не менее 1 года в области проектирования автомобильных дорог в должности инженера II категории и (или) выполнение работ по подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам в целом при проектировании не менее 50 км автомобильных дорог, приведенных к автомобильной дороге с условной шириной проезжей части 7 м, автомобильных дорог I - V категории, внутрихозяйственных, частных дорог, или 10 км автомобильных дорог, приведенных к автомобильной дороге с условной шириной проезжей части 7 м, улично-дорожной сети населенных пунктов, автомобильных дорог промышленных организаций, или 4 транспортных узлов (развязок), включая 2 км их съездов, приведенных к автомобильной дороге с условной шириной проезжей части 7 м, вне зависимости от расположения транспортного узла (развязки).
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для строительства, реконструкции, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории 2 и более субъектов РФ; выдачи разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, форма заявления содержится в Приложении N 1 к Административному регламенту, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для строительства, реконструкции, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории 2 и более субъектов РФ; выдачи разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, форма заявления содержится в Приложении N 1 к Административному регламенту, утв. Приказом Росавтодора от 29.04.2020 N 1655;